КЛЕ́НЦЕ ЛЕО ФОН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛЕ́НЦЕ (Klenze) Лео (Франц Леопольд Карл) фон (29.2.1784, Шладен, ныне в Нижней Саксонии – 27.1.1864, Мюнхен), нем. архитектор. Учился у Ф. Жилли в Берлине и Ж. Н. Л. Дюрана и Ш. Персье в Париже. Находился на службе у короля Вестфалии Жерома Бонапарта в Касселе (1808–13), с 1815 – у баварского короля Людвига I в Мюнхене. Последователь рационалистич. концепции Дюрана, ставившего выбор стилистич. программы в зависимость от типологии объекта. К. — один из ведущих мастеров позднего классицизма с его монументальностью, чётким ритмом и богатым декором. Для мюнхенской Глиптотеки (Музей античного иск-ва, 1816–30) К. подготовил 3 равнозначных проекта – в греческом, рим. и итал. стилях. В итоге фасад получил высокий ионический портик, а в сводчатых галереях интерьера можно отметить смешение неогреческого стиля с ампиром. Свободно варьируя разл. стили, стремясь к достижению архит. эффекта и живописности, К., однако, сохранял до конца жизни пристрастие к классич. ордеру и греч. прототипам (Пропилеи, Мюнхен, 1862). Ансамбль пл. Кёнигсплац, как и другие его градостроит. работы в Мюнхене (Людвигштрассе, 1817–50), отличается рациональностью плана, а проекты зданий – некоторой сдержанностью и следованием античным и ренессансным образцам.
Комплекс «Вальхалла» близ Регенсбурга («зал славы» со скульптурными изображениями выдающихся деятелей герм. истории, 1830–42) стал итогом эстетич. устремлений К. и позднего классицизма: здание, воспроизводящее формы Парфенона, поставлено на огромный цоколь с лестницами и террасами на высоком холме над Дунаем (см. илл. к ст. Историзм). Проектирование музеев (Старая пинакотека, Мюнхен, 1825–1836), Одеона (1826–28) и резиденции баварских королей Кёнигсбау в Мюнхене (1826–35; прообраз здания – флорентийское Палаццо Питти) было связано у К. с введением в архит. обиход обновлённых ренессансных форм в их тосканской разновидности, в конечном счёте с изобретением неоренессансного стилистич. направления; новизна проявилась как в литохромии (использовании естеств. цвета камня; ротонда Моноптерос, Мюнхен, 1836), так и в активной раскраске стен.
К. принадлежал проект здания Нового Эрмитажа в С.-Петербурге (построен в 1839–51) для размещения худож. коллекций имп. двора – сдержанное по масштабу здание классич. форм оформлено монументальной скульптурой (портик с атлантами работы скульптора А. И. Теребенёва). В 1830-е гг. К. вёл градостроит. работы в Афинах, придав городу классицистич. облик. Утверждая, что «классицизм может абсорбировать запросы современности», К. явился одним из инициаторов рундбогенштиля («стиля полукруглой арки») – поздней модификации романтизированного классицизма. Произведения К., несмотря на многочисл. заимствования, отличаются цельностью и выразительностью, обоснованностью стилистич. выбора; они находятся у истоков широкого развития эклектизма сер. — 2-й пол. 19 в. К. работал также как живописец (писал архит. пейзажи).