Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛЕ́НЦЕ ЛЕО ФОН

Авторы: М. Л. Ковальков
Л. фон Кленце. Пропилеи. Мюнхен. 1862.

КЛЕ́НЦЕ (Klenze) Лео (Франц Ле­о­польд Карл) фон (29.2.1784, Шла­ден, ны­не в Ниж­ней Сак­со­нии – 27.1.1864, Мюн­хен), нем. ар­хи­тек­тор. Учил­ся у Ф. Жил­ли в Бер­ли­не и Ж. Н. Л. Дю­ра­на и Ш. Пер­сье в Па­ри­же. На­хо­дил­ся на служ­бе у ко­ро­ля Вест­фа­лии Же­ро­ма Бо­на­пар­та в Кас­се­ле (1808–13), с 1815 – у ба­вар­ско­го ко­ро­ля Люд­ви­га I в Мюн­хе­не. По­сле­до­ва­тель ра­цио­на­ли­стич. кон­цеп­ции Дю­ра­на, ста­вив­ше­го вы­бор сти­ли­стич. про­грам­мы в за­ви­си­мость от ти­по­ло­гии объ­ек­та. К. — один из ве­ду­щих мас­те­ров позд­не­го клас­си­циз­ма с его мо­ну­мен­таль­но­стью, чёт­ким рит­мом и бо­га­тым де­ко­ром. Для мюн­хен­ской Глип­то­те­ки (Му­зей ан­тич­но­го иск-ва, 1816–30) К. под­го­то­вил 3 рав­но­знач­ных про­ек­та – в гре­че­ском, рим. и итал. сти­лях. В ито­ге фа­сад по­лу­чил вы­со­кий ио­ни­че­ский пор­тик, а в свод­ча­тых га­ле­ре­ях ин­терь­е­ра мож­но от­ме­тить сме­ше­ние не­ог­ре­че­ско­го сти­ля с ам­пи­ром. Сво­бод­но варь­и­руя разл. сти­ли, стре­мясь к дос­ти­же­нию ар­хит. эф­фек­та и жи­во­пис­но­сти, К., од­на­ко, со­хра­нял до кон­ца жиз­ни при­стра­стие к клас­сич. ор­де­ру и греч. про­то­типам (Про­пи­леи, Мюн­хен, 1862). Ан­самбль пл. Кё­нигс­плац, как и дру­гие его гра­до­стро­ит. ра­бо­ты в Мюн­хе­не (Люд­виг­штрас­се, 1817–50), от­ли­ча­ет­ся ра­цио­наль­но­стью пла­на, а про­ек­ты зда­ний – не­кото­рой сдер­жан­но­стью и сле­до­ва­ни­ем ан­тич­ным и ре­нес­санс­ным об­раз­цам.

Ком­плекс «Валь­хал­ла» близ Ре­генс­бур­га («зал сла­вы» со скульп­тур­ны­ми изо­бра­же­ния­ми вы­даю­щих­ся дея­те­лей герм. ис­то­рии, 1830–42) стал ито­гом эс­те­тич. уст­рем­ле­ний К. и позд­не­го клас­си­циз­ма: зда­ние, вос­про­из­во­дя­щее фор­мы Пар­фе­но­на, по­став­ле­но на ог­ром­ный цо­коль с ле­ст­ни­ца­ми и тер­ра­са­ми на вы­со­ком хол­ме над Ду­на­ем (см. илл. к ст. Ис­то­ризм). Про­ек­ти­ро­ва­ние му­зе­ев (Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен, 1825–1836), Оде­о­на (1826–28) и ре­зи­ден­ции ба­вар­ских ко­ро­лей Кё­ниг­сбау в Мюн­хе­не (1826–35; про­об­раз зда­ния – фло­рен­тий­ское Па­лац­цо Пит­ти) бы­ло свя­за­но у К. с вве­де­ни­ем в ар­хит. оби­ход об­нов­лён­ных ре­нес­санс­ных форм в их тос­кан­ской раз­но­вид­но­сти, в ко­неч­ном счё­те с изо­бре­те­ни­ем не­оре­нес­санс­но­го сти­ли­стич. на­прав­ле­ния; но­виз­на про­яви­лась как в ли­то­хро­мии (ис­поль­зо­ва­нии ес­теств. цве­та кам­ня; ро­тон­да Мо­но­пте­рос, Мюн­хен, 1836), так и в ак­тив­ной рас­крас­ке стен.

К. при­над­ле­жал про­ект зда­ния Но­во­го Эр­ми­та­жа в С.-Пе­тер­бур­ге (по­стро­ен в 1839–51) для раз­ме­ще­ния ху­дож. кол­лек­ций имп. дво­ра – сдер­жан­ное по мас­шта­бу зда­ние клас­сич. форм оформ­ле­но мо­ну­мен­таль­ной скульп­ту­рой (пор­тик с ат­лан­та­ми ра­бо­ты скульп­то­ра А. И. Те­ре­бе­нё­ва). В 1830-е гг. К. вёл гра­до­стро­ит. ра­бо­ты в Афи­нах, при­дав го­ро­ду клас­си­ци­стич. об­лик. Ут­вер­ждая, что «клас­си­цизм мо­жет аб­сор­би­ро­вать за­про­сы со­вре­мен­но­сти», К. явил­ся од­ним из ини­циа­то­ров рун­дбо­ген­шти­ля («сти­ля по­лу­круг­лой ар­ки») – позд­ней мо­ди­фи­ка­ции ро­ман­ти­зи­ро­ван­но­го клас­си­циз­ма. Про­из­ве­де­ния К., не­смот­ря на мно­го­числ. за­им­ст­во­ва­ния, от­ли­ча­ют­ся цель­но­стью и вы­ра­зи­тель­но­стью, обос­но­ван­но­стью сти­ли­стич. вы­бо­ра; они на­хо­дят­ся у ис­то­ков ши­ро­ко­го раз­ви­тия эк­лек­тиз­ма сер. — 2-й пол. 19 в. К. ра­бо­тал так­же как жи­во­пи­сец (пи­сал ар­хит. пей­за­жи).

Лит.: Hitchcock H.-R. Architecture: nineteenth and twentieth centuries. 4th ed. Har­monds­worth; N. Y., 1977; Hederer O. L. von Klenze. 2. Aufl. Münch., 1981; Ра­бо­ты Л. Клен­це в Эр­ми­та­же. [Кат. вы­став­ки] / Сост. М. В. Гер­виц и др. Л., 1984; Гер­виц М. В. Л. Клен­це в Рос­сии. (К ис­то­рии соз­да­ния Но­во­го Эр­ми­та­жа) // Про­бле­мы син­те­за ис­кусств и ар­хи­тек­ту­ры. Л., 1985. Вып. 19; Эр­ми­таж. Ис­то­рия строи­тель­ст­ва и ар­хи­тек­ту­ра зда­ний. Л., 1990; Buttlar A. von. L. von Klenze: Le­ben – Werk – Vision. Münch., 1999; Шуй­ский В. К. Л. Клен­це и О. Мон­фер­ран // Нем­цы в Рос­сии: Рос­сий­ско-не­мец­кий диа­лог. СПб., 2001; Kӧnig Ludwig I. von Bayern und Leo von Klenze. Münch., 2006.

Вернуться к началу