ПАРФЕНО́Н
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРФЕНО́Н (греч. Παρθενών , от παρϑένος – дева), др.-греч. храм на афинском Акрополе, памятник высокой классики. Посвящён богине Афине Парфенос (Афине Деве). Возведён в ходе нового строительства на Акрополе во 2-й пол. 5 в. до н. э., начатого Периклом. Здание храма построено из пентелийского мрамора в 447–438 до н. э., работа над скульптурным оформлением продолжалась до 432 до н. э. На основании античных источников (Страбон, Павсаний, Плутарх и др.) совр. исследователи приписывают ключевую идею проекта скульптору Фидию, зодчему Иктину – детальное архит. решение, Калликрату – организацию строит. работ. Хотя П. – периптер (30,88×69,51 м) дорического ордера, он также содержит черты ионического ордера. Так, внешняя колоннада храма имела 8×17 колонн (а не 6×13, как было принято для дорики; высота каждой 10,43 м), что делало целлу достаточно просторной, чтобы разместить в её вост. части («гекатомпедоне») хрисоэлефантинную статую Афины Парфенос работы Фидия (поставлена в 438 до н. э.; не сохр.), окружённую с трёх сторон 2-ярусной дорич. колоннадой. Также к ионич. элементам относятся фриз (зофор) на внешней стороне целлы, амфипростильные портики из 6 дорич. колонн на её торцах вместо традиц. двух колонн в антах (см. Амфипростиль), 4 ионич. колонны в собственно «парфеноне» (помещении в зап. части целлы, где хранились гос. казна и сокровища святилища). В П. по сравнению с др. др.-греч. храмами использовано необычно много оптич. поправок (напр., отклонение оси внешних колонн в сторону целлы) и курватур (незначит. искривлений поверхностей), призванных компенсировать искажения при зрительном восприятии.
Скульптурное оформление П., выполненное Фидием и группой скульпторов под его руководством, включало композиции на фронтонах (на восточном – миф о рождении Афины, на западном – спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой), метопы дорич. фриза над внешней колоннадой (на вост. стороне были изображены сцены гигантомахии, на западной – амазономахии, на южной – борьбы лапифов и кентавров, на северной – Троянской войны), фриз на внешней стороне целлы с изображением процессии праздника Великих Панафиней.
В 5 или 6 вв. н. э. П. был превращён в церковь, в 1458, после захвата Афин турками, – в мечеть, но оставался почти в первозданном состоянии вплоть до 1687, когда во время осады города венецианцами взорвался устроенный в П. пороховой склад и храм превратился в руины. К нач. 19 в. сохранилась примерно половина его скульптурного убранства, половину от которого в 1801–05 с разрешения тур. властей брит. посол в Османской империи Т. Брюс, граф Элгин, демонтировал и вывез в Лондон, где они были приобретены Брит. музеем и выставлены там с 1816 (т. н. мраморы Элгина). Большинство др. скульптурных элементов находится на месте или хранится в Новом музее Акрополя (при перемещении в музей их заменяют гипсовыми копиями). Отд. фрагменты находятся в Лувре, Ватиканских музеях и др.
Тонкая продуманность архит. решения, его тесная связь с уникальным по качеству скульптурным оформлением позволяет считать П. одним из высших достижений др.-греч. зодчества, ставшим образцом для архитектуры последующих эпох. П. включён в список Всемирного наследия в составе объекта афинский Акрополь.