Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРФЕНО́Н

Фото В. М. Паппе Парфенон на афинском Акрополе.

ПАРФЕНО́Н (греч. Παρθενών , от παρϑένος  – де­ва), др.-греч. храм на афин­ском Ак­ро­по­ле, па­мят­ник вы­со­кой клас­си­ки. По­свя­щён бо­ги­не Афи­не Пар­фе­нос (Афи­не Де­ве). Воз­ве­дён в хо­де но­во­го строи­тель­ст­ва на Ак­ро­по­ле во 2-й пол. 5 в. до н. э., на­ча­то­го Пе­рик­лом. Зда­ние хра­ма по­строе­но из пен­те­лий­ско­го мра­мо­ра в 447–438 до н. э., ра­бо­та над скульп­тур­ным оформ­ле­ни­ем про­дол­жа­лась до 432 до н. э. На ос­но­ва­нии ан­тич­ных ис­точ­ни­ков (Стра­бон, Пав­са­ний, Плу­тарх и др.) совр. ис­сле­до­ва­те­ли при­пи­сы­ва­ют клю­че­вую идею про­ек­та скульп­то­ру Фи­дию, зод­че­му Ик­ти­ну – де­таль­ное ар­хит. ре­ше­ние, Кал­ли­кра­ту – ор­га­ни­за­цию стро­ит. ра­бот. Хо­тя П. – пе­рип­тер (30,88×69,51 м) до­ри­че­ско­го ор­де­ра, он так­же со­дер­жит чер­ты ио­ни­че­ско­го ор­де­ра. Так, внеш­няя ко­лон­на­да хра­ма име­ла 8×17 ко­лонн (а не 6×13, как бы­ло при­ня­то для до­ри­ки; вы­со­та ка­ж­дой 10,43 м), что де­ла­ло цел­лу дос­та­точ­но про­сто­рной, что­бы раз­мес­тить в её вост. час­ти («ге­ка­том­пе­до­не») хри­со­эле­фан­тин­ную ста­тую Афи­ны Пар­фе­нос ра­бо­ты Фи­дия (по­став­ле­на в 438 до н. э.; не сохр.), ок­ру­жён­ную с трёх сто­рон 2-ярус­ной до­рич. ко­лон­на­дой. Так­же к ио­нич. эле­мен­там от­но­сят­ся фриз (зо­фор) на внеш­ней сто­ро­не цел­лы, ам­фи­про­стиль­ные пор­ти­ки из 6 до­рич. ко­лонн на её тор­цах вме­сто тра­диц. двух ко­лонн в ан­тах (см. Ам­фи­про­стиль), 4 ио­нич. ко­лон­ны в соб­ст­вен­но «пар­фе­но­не» (по­ме­ще­нии в зап. час­ти цел­лы, где хра­ни­лись гос. каз­на и со­кро­ви­ща свя­ти­ли­ща). В П. по срав­не­нию с др. др.-греч. хра­ма­ми ис­поль­зо­ва­но не­обыч­но мно­го оп­тич. по­пра­вок (напр., от­кло­не­ние оси внеш­них ко­лонн в сто­ро­ну цел­лы) и кур­ва­тур (не­зна­чит. ис­крив­лений по­верх­но­стей), при­зван­ных ком­пен­си­ро­вать ис­ка­же­ния при зри­тель­ном вос­при­ятии.

Скульп­тур­ное оформ­ле­ние П., вы­пол­нен­ное Фи­ди­ем и груп­пой скульп­то­ров под его ру­ко­во­дством, вклю­ча­ло ком­по­зи­ции на фрон­то­нах (на вос­точ­ном – миф о ро­ж­де­нии Афи­ны, на за­пад­ном – спор Афи­ны и По­сей­до­на из-за гос­под­ства над Ат­ти­кой), ме­то­пы до­рич. фри­за над внеш­ней ко­лон­на­дой (на вост. сто­ро­не бы­ли изо­бра­же­ны сце­ны ги­ган­то­ма­хии, на за­пад­ной – ама­зо­но­ма­хии, на юж­ной – борь­бы ла­пи­фов и кен­тав­ров, на се­вер­ной – Тро­ян­ской вой­ны), фриз на внеш­ней сто­ро­не цел­лы с изо­бра­же­ни­ем про­цес­сии празд­ни­ка Ве­ли­ких Па­на­фи­ней.

В 5 или 6 вв. н. э. П. был пре­вра­щён в цер­ковь, в 1458, по­сле за­хва­та Афин тур­ка­ми, – в ме­четь, но ос­та­вал­ся поч­ти в пер­во­здан­ном со­стоя­нии вплоть до 1687, ко­гда во вре­мя оса­ды го­ро­да ве­не­ци­ан­ца­ми взо­рвал­ся уст­ро­ен­ный в П. по­ро­хо­вой склад и храм пре­вра­тил­ся в руи­ны. К нач. 19 в. со­хра­ни­лась при­мер­но по­ло­ви­на его скульп­тур­но­го уб­ран­ст­ва, по­ло­ви­ну от ко­то­ро­го в 1801–05 с раз­ре­ше­ния тур. вла­стей брит. по­сол в Ос­ман­ской им­пе­рии Т. Брюс, граф Эл­гин, де­мон­ти­ро­вал и вы­вез в Лон­дон, где они бы­ли при­об­ре­те­ны Брит. му­зе­ем и вы­став­ле­ны там с 1816 (т. н. мра­мо­ры Эл­ги­на). Боль­шин­ст­во др. скульп­тур­ных эле­мен­тов на­хо­дит­ся на мес­те или хра­нит­ся в Но­вом му­зее Ак­ро­по­ля (при пе­ре­ме­ще­нии в му­зей их за­ме­ня­ют гип­со­вы­ми ко­пия­ми). Отд. фраг­мен­ты на­хо­дят­ся в Лув­ре, Ва­ти­кан­ских му­зе­ях и др.

Тон­кая про­ду­ман­ность ар­хит. ре­ше­ния, его тес­ная связь с уни­каль­ным по ка­че­ст­ву скульп­тур­ным оформ­ле­ни­ем по­зво­ля­ет счи­тать П. од­ним из выс­ших до­сти­же­ний др.-греч. зод­че­ст­ва, став­шим об­раз­цом для ар­хи­тек­ту­ры по­сле­дую­щих эпох. П. вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия в со­ста­ве объ­ек­та афин­ский Ак­ро­поль.

Лит.: Parthenos and Parthenon. Oxf., 1963; Carpenter R. The architects of the Parthenon. Harmondsworth, 1970; Бру­нов Н. И. Па­мят­ни­ки Афин­ско­го Ак­ро­по­ля. Пар­фе­нон и Эрех­тей­он. М., 1973; The Parthenon and its impact in modern times. Athens, 1994; St. Clair W. Lord Elgin and the marbles. Oxf.; N. Y., 1998; Ма­ри­но­вич Л. П., Ко­ше­лен­ко Г. А. Судь­ба Пар­фе­но­на. М., 2000; Parthenon: from anti­quity to the present. Camb., 2005; Jenkins I. The Parthenon sculptures in the British Mu­seum. L., 2007; Берд М. Пар­фе­нон. М.; СПб., 2007.

Вернуться к началу