АМПИ́Р
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АМПИ́Р (от франц. empire – империя), стиль в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах 1-й трети 19 в. во Франции и России, завершающая фаза классицизма. Предпосылкой А. во Франции в кон. 18 в. было стремление мастеров классицизма ко всё большей лапидарности и монументальности – в проектах К. Н. Леду, Э. Л. Булле и др. Их идеи аскетически-лаконичных и геометрически выразительных сооружений носили в осн. утопич. характер, но они обогатили последующие поиски архитекторов. Предшествовавшие А. Директории стиль (1795–99) и т. н. стиль Консульства уже ориентировались на иск-во греч. архаики, имп. Рима, а также Др. Египта, перенимая его монументальность, лаконизм, позднее – идею утверждения имперского величия посредством многочисл. атрибутов и символов. Активное использование больших нерасчленённых поверхностей стен, геометрич. правильность цельных объёмов зданий, массивность пилонов и колонн отчасти восходят к др.-егип. иск-ву. Широкое распространение в архитектуре А. получили портики дорич. и тосканского ордеров; декор зданий был нередко перегружен воен. атрибутикой (ликторские фасции, доспехи, венки, геральдич. орлы, также стилизованные сфинксы и т. п.). Вместе с тем в структуре формообразования А. просматривается усиление градообразующей роли фасадов зданий, обеспечивающих симметричность и гармоничность ансамбля в целом. В имп. период во Франции широко распространилось прямое заимствование архит. типов и форм древности (арки триумфальные, обелиски и др.), мотивов декора интерьеров (антикизированные егип. рельефы и орнамент, помпеянский стиль и т. п.), нарочито парадных и холодновато-торжественных, исполненных театрального пафоса. Ведущие мастера франц. А. – архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтен, также Ж. Ф. Шальгрен.
А. в России (др. названия – высокий классицизм, или александровский классицизм) возник под влиянием франц. иск-ва и стал выразителем идей гос. величия и независимости; наибольшее распространение получил в градостроит. ансамблях С.-Петербурга (архитекторы К. И. Росси, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Ж. Ф. Тома де Томон, В. П. Стасов и др.) и Москвы (Дж. Б. Жилярди и Д. Жилярди, А. Г. Григорьев, О. И. Бове). В разл. городах России развернулось строительство по «образцовым» проектам, благодаря которому А. стал общероссийским культурным достоянием.
А. проявился также в иск-ве мебели (семья Жакоб, мебель по проектам Ж. Л. Давида во Франции, проекты А. Н. Воронихина и К. И. Росси в России). Сильное влияние оказал стиль А. на формы и декор изделий из металла, фарфора, стекла, на модели одежды, а также на изобразит. иск-во (живопись Давида, А. Гро, Ф. Жерара; скульптура А. Кановы, И. П. Мартоса, И. П. Витали, В. И. Демут-Малиновского и др.).
В некоторых странах Европы (Великобритания, Италия, Дания) в 1-й трети 19 в. наблюдались сходные искания в области архитектуры и декоративных искусств (напр., Регентства стиль и «стиль Георга IV» в Англии, «прусский эллинизм» в Германии), однако они не получили названия «А.». Влияние А. во 2-й пол. 19 в. несомненно в зодчестве Франции (Второй империи стиль), Великобритании (викторианский стиль), Италии, кайзеровской Германии. Такие его характерные черты, как культ государственности и имперского величия, холодная помпезность, проявились в тоталитарном искусстве 20 в. (фашистское искусство в Италии, Третьего рейха искусство в Германии, неоклассицизм в СССР).
Лит.: Курбатов В. Классицизм и ампир // Старые годы. 1912. Июль – сентябрь; Vaequier J., Marmottan P. Le Style Empire: En 5 vol. P., 1924–1934; Некрасов А. И. Русский ампир. М., 1935; Isermayer C. Empire. Münch., 1977; Гайдамак А. Русский ампир. М., 2000; Турчин В. С. Александр I и неоклассицизм в России. Стиль империи или империя как стиль. М., 2001.