Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АМПИ́Р

АМПИ́Р (от франц. em­pire – им­пе­рия), стиль в ар­хи­тек­ту­ре и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ных ис­кус­ст­вах 1-й тре­ти 19 в. во Фран­ции и Рос­сии, за­вер­шаю­щая фа­за клас­си­циз­ма. Пред­по­сыл­кой А. во Фран­ции в кон. 18 в. бы­ло стрем­ле­ние мас­те­ров клас­си­циз­ма ко всё боль­шей ла­пи­дар­но­сти и мо­ну­мен­таль­но­сти – в про­ек­тах К. Н. Ле­ду, Э. Л. Бул­ле и др. Их идеи ас­ке­ти­че­ски-ла­ко­нич­ных и гео­мет­ри­че­ски вы­ра­зи­тель­ных со­ору­же­ний но­си­ли в осн. уто­пич. ха­рак­тер, но они обо­га­ти­ли по­сле­дую­щие по­ис­ки ар­хи­тек­то­ров. Пред­ше­ст­во­вав­шие А. Ди­рек­то­рии стиль (1795–99) и т. н. стиль Кон­суль­ст­ва уже ори­ен­ти­ро­ва­лись на иск-во греч. ар­хаи­ки, имп. Ри­ма, а так­же Др. Егип­та, пе­ре­ни­мая его мо­ну­мен­таль­ность, ла­ко­низм, позд­нее – идею ут­вер­жде­ния им­пер­ско­го ве­ли­чия по­сред­ст­вом мно­го­числ. ат­ри­бу­тов и сим­во­лов. Ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние боль­ших не­рас­чле­нён­ных по­верх­но­стей стен, гео­мет­рич. пра­виль­ность цель­ных объ­ё­мов зда­ний, мас­сив­ность пи­ло­нов и ко­лонн от­час­ти вос­хо­дят к др.-егип. иск-ву. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ар­хи­тек­ту­ре А. по­лу­чи­ли пор­ти­ки до­рич. и тос­кан­ско­го ор­де­ров; де­кор зда­ний был неред­ко пе­ре­гру­жен во­ен. ат­ри­бу­ти­кой (лик­тор­ские фас­ции, дос­пе­хи, вен­ки, ге­раль­дич. ор­лы, так­же сти­ли­зо­ван­ные сфин­ксы и т. п.). Вме­сте с тем в струк­ту­ре фор­мо­об­ра­зо­ва­ния А. про­смат­ри­ва­ет­ся уси­ле­ние гра­до­об­ра­зую­щей ро­ли фа­са­дов зда­ний, обес­пе­чи­ваю­щих сим­мет­рич­ность и гар­мо­нич­ность ан­самб­ля в це­лом. В имп. пе­ри­од во Фран­ции ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лось пря­мое за­им­ст­во­ва­ние ар­хит. ти­пов и форм древ­но­сти (ар­ки три­ум­фаль­ные, обе­ли­ски и др.), мо­ти­вов де­ко­ра ин­терь­е­ров (ан­ти­ки­зи­ро­ван­ные егип. рель­е­фы и ор­на­мент, пом­пе­ян­ский стиль и т. п.), на­ро­чи­то па­рад­ных и хо­лод­но­ва­то-тор­же­ст­вен­ных, ис­пол­нен­ных те­ат­раль­но­го па­фо­са. Ве­ду­щие мас­те­ра франц. А. – ар­хи­тек­то­ры Ш. Пер­сье и П. Ф. Л. Фон­тен, так­же Ж. Ф. Шальг­рен.

Фрагмент канделябра. Нач. 19 в. Франция. Музей Мармоттан (Париж).

А. в Рос­сии (др. на­зва­ния – вы­со­кий клас­си­цизм, или алек­сан­д­ров­ский клас­си­цизм) воз­ник под влия­ни­ем франц. иск-ва и стал вы­ра­зи­те­лем идей гос. ве­ли­чия и не­за­ви­си­мо­сти; наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чил в гра­до­стро­ит. ан­самб­лях С.-Пе­тер­бур­га (ар­хи­тек­то­ры К. И. Рос­си, А. Д. За­ха­ров, А. Н. Во­ро­ни­хин, Ж. Ф. То­ма де То­мон, В. П. Ста­сов и др.) и Мо­ск­вы (Дж. Б. Жи­ляр­ди и Д. Жи­ляр­ди, А. Г. Гри­горь­ев, О. И. Бо­ве). В разл. го­ро­дах Рос­сии раз­вер­ну­лось строи­тель­ст­во по «об­раз­цо­вым» про­ек­там, бла­го­да­ря ко­то­ро­му А. стал об­ще­рос­сий­ским куль­тур­ным до­стоя­ни­ем.

А. про­явил­ся так­же в иск-ве ме­бе­ли (се­мья Жа­коб, ме­бель по про­ек­там Ж. Л. Да­ви­да во Фран­ции, про­ек­ты А. Н. Во­ро­ни­хи­на и К. И. Рос­си в Рос­сии). Силь­ное влия­ние ока­зал стиль А. на фор­мы и де­кор из­де­лий из ме­тал­ла, фар­фо­ра, стек­ла, на мо­де­ли оде­ж­ды, а так­же на изо­бра­зит. иск-во (жи­во­пись Да­ви­да, А. Гро, Ф. Жерара; скульп­ту­ра А. Ка­но­вы, И. П. Мар­то­са, И. П. Ви­та­ли, В. И. Де­мут-Ма­ли­нов­ско­го и др.).

Ф. Жерар. «Наполеон Бонапарт в коронационном костюме». Нач. 19 в. Музей Версаля.

В не­ко­то­рых стра­нах Ев­ро­пы (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ита­лия, Да­ния) в 1-й тре­ти 19 в. на­блю­да­лись сход­ные ис­ка­ния в об­лас­ти ар­хи­тек­ту­ры и де­ко­ра­тив­ных ис­кусств (напр., Ре­гент­ст­ва стиль и «стиль Ге­ор­га IV» в Анг­лии, «прус­ский эл­ли­низм» в Гер­ма­нии), од­на­ко они не по­лу­чи­ли на­зва­ния «А.». Влия­ние А. во 2-й пол. 19 в. не­со­мнен­но в зод­че­ст­ве Фран­ции (Вто­рой им­пе­рии стиль), Ве­ли­ко­бри­та­нии (вик­то­ри­ан­ский стиль), Ита­лии, кай­зе­ров­ской Гер­ма­нии. Та­кие его ха­рак­тер­ные чер­ты, как культ го­судар­ст­вен­но­сти и им­пер­ско­го ве­ли­чия, хо­лод­ная пом­пез­ность, про­яви­лись в то­та­ли­тар­ном ис­кус­ст­ве 20 в. (фа­шист­ское ис­кус­ст­во в Ита­лии, Третье­го рей­ха ис­кус­ст­во в Гер­ма­нии, нео­клас­си­цизм в СССР).

Лит.: Кур­ба­тов В. Клас­си­цизм и ам­пир // Ста­рые го­ды. 1912. Июль – сен­тябрь; Vae­quier J., Mar­mot­tan P. Le Style Em­pire: En 5 vol. P., 1924–1934; Не­кра­сов А. И. Рус­ский ам­пир. М., 1935; Is­er­mayer C. Em­pire. Münch., 1977; Гай­да­мак А. Рус­ский ам­пир. М., 2000; Тур­чин В. С. Алек­сандр I и не­о­клас­си­цизм в Рос­сии. Стиль им­пе­рии или им­пе­рия как стиль. М., 2001.

Вернуться к началу