ОБЕЛИ́СК
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБЕЛИ́СК (греч. ὀβελίσϰος, букв. – небольшой вертел), монумент в виде 4-гранного суживающегося кверху столба с пирамидальным завершением. О. появились в Древнем Египте в эпоху Древнего царства. Предположительно О. происходят от священного камня «бенбен» пирамидальной формы, хранившегося в Гелиополе (Гелиополис; близ совр. Каира); согласно космогонич. мифам, он был первым земным предметом, который осветили солнечные лучи при первом восходе. Невысокие массивные О., возведённые из известняковых блоков, помещались в центре открытых храмов солнечного культа V династии (напр., в храме фараона Ниусерра в Абу-Гурабе, близ Каира). Предполагается, что пирамидальная верхушка О. (пирамидион), часто облицованная листами золота или бронзы, отражая лучи солнца, символизировала присутствие бога солнца в храме. Гранитные монолитные О. вытянутых пропорций возводили с периода Среднего царства (древнейший – обелиск Сенусерта I в Гелиополе). Как правило, они помещались перед пилонами храмов, нередко в честь юбилея правления фараона; О. обозначали связь царя с солнечным богом. Большинство О. было воздвигнуто в эпоху Нового царства (обелиски Тутмоса I и царицы Хатшепсут в Карнаке, Рамсеса II в Луксоре и мн. др.), а также при XXVI династии и Птолемеях. После завоевания Египта римлянами мн. О. оттуда были увезены в Рим (крупнейший – быв. обелиск Тутмоса III в Карнаке, ныне – перед базиликой Сан-Джованни-ин-Латерано, выс. 32 м; установлен в 1588). С распространением в Риме культа Исиды, преим. во 2-й пол. 1 в. – 1-й пол. 2 в., там начали изготавливать О. (О., ныне входящий в состав фонтана Четырёх рек на рим. Пьяцца Навона, 1648–51, скульптор Дж. Л. Бернини). В средние века почти все рим. О. были демонтированы, но воздвигнуты вновь в кон. 16 – кон. 18 вв., отмечая ключевые градостроит. точки Рима эпохи барокко (на пл. Св. Петра, установлен в 1586; на пл. Пьяцца-дель-Пополо, установлен в 1589, и др.). Также в эпоху Нового времени в Европе и Америке распространились мемориальные сооружения (надгробия и монументы) в форме О. – О. генерала Вулфа в усадьбе Стоу, графство Бакингемшир (ок. 1760), Чесменский О. в парке Гатчины (1770-е гг., предположительно арх. А. Ринальди), Румянцевский О. в С.-Петербурге (1798–99, арх. В. Бренна), став особенно популярными после Египетской экспедиции Наполеона Бонапарта 1798–1801 и окончат. сложения египетского стиля. В 19 в. из Египта вновь вывозились др.-егип. О. [О. из Луксора установлен в 1836 на пл. Согласия в Париже; обелиски Тутмоса III из Гелиополя помещены на набережной Виктории в Лондоне (1878) и в нью-йоркском Центр. парке (1881)]. Среди О. кон. 19 – 20 вв. – памятник Дж. Вашингтону в Вашингтоне (1848–84, арх. Р. Миллс; выс. 169 м), памятник Вечной славы на Могиле Неизвестного Солдата в Киеве (1957, скульптор И. Г. Першудчев, арх. А. М. Милецкий и др.), «Москва – город-герой» (1977, скульптор А. Д. Щербаков, архитекторы Г. А. Захаров, З. С. Чернышёва). Образ О. используется в совр. иск-ве («Надломленный обелиск», 1963–69, скульптор Б. Ньюмен).