ВИТА́ЛИ ИВАН ПЕТРОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИТА́ЛИ Иван Петрович [1794, С.-Петербург – 5(17).7.1855, там же], рос. скульптор, представитель позднего классицизма. Акад. скульптуры петерб. АХ (1840). Учился у отца, итал. формовщика Пьетро Витали, в 1806–18 работал в скульптурной мастерской П. Трискорни, одновременно был вольнослушателем петерб. АХ. В 1818–41 работал в Москве, выполнял многочисл. монументально-декоративные работы при отделке обществ. сооружений: аллегорич. статуи и рельефы для Опекунского совета (1820–25), Моск. ремесленного учебного заведения (ныне здание МГТУ; 1829–30), Сиротского ин-та (1830–35; все – из белого камня) и Триумфальных ворот в память Отеч. войны 1812 (арх. О. И. Бове; колесница Славы, рельефы – чугун, 1829–34, совм. с И. Т. Тимофеевым), мраморные фигуры ангелов для иконостаса университетской ц. Св. Татьяны (1835–37). Автор фонтанов (на Лубянской и Театральной площадях; оба – бронза, 1835–36), ряда надгробий. В 1841–55 работал над убранством Исаакиевского собора в С.-Петербурге, создал монументальные горельефы 2 фронтонов, дверей, сводов и барабана гл. купола, фигуры ангелов со светильниками на углах здания. В 1848–1849 исполнил 18 статуй (цинк) для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца. Декоративная скульптура В. (как и более поздняя мраморная статуя «Венера, снимающая сандалию», 1852, ГРМ) отличается пластичностью, изяществом волнообразных линий. Романтич. тенденция проявилась в эмоционально выразительных портретах-бюстах (преим. деятелей иск-ва) – К. П. Брюллова (гипс, мрамор, 1836), А. Н. Майкова (гипс, 1836), А. С. Пушкина (бронза, гипс, 1837), П. Ф. Соколова (гипс, 1837), В. К. Шебуева (гипс, 1840), актрисы В. Н. Асенковой (гипс, 1841). Автор памятника Павлу I (бронза, 1851; отливки установлены в Гатчине и Павловске). Был одним из организаторов и преподавателем Моск. натурного (худож.) класса (1832; позднее МУЖВЗ), с 1841 преподавал в петерб. АХ (проф. с 1842); среди учеников – В. П. Бродзский, Р. К. Залеман и Н. А. Лаверецкий.