КАНО́ВА АНТОНИО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАНО́ВА (Canova) Антонио (1.11.1757, Поссаньо, близ Тревизо – 13.10.1822, Венеция), итал. скульптор, живописец. Учился у своего деда, резчика по камню Пазино Кановы (1711–94), затем у Дж. Торретти (помогал ему в украшении церквей, парков и вилл пров. Венеция); с 1768 работал в его мастерской в Венеции, позднее – под рук. скульптора Дж. Феррари. В 1775 открыл свою мастерскую в мон. Сан-Стефано. В Венеции К. познакомился со скульптурными ансамблями города, изучал античное иск-во в частных собраниях. В этот период исполнил статуи «Орфей» и «Эвридика» для парка виллы сенатора Дж. Фальера (1773–1776, Музей Коррер, Венеция); впервые обратился к портрету: терракотовые бюсты дожей Дж. М. Амадеи (1770-е гг.) и П. Реньера (1779), в которых экспрессивно передана мимика лиц, виртуозно проработана фактура тканей. Самое крупное произведение венецианского периода К. – группа «Дедал и Икар» (1777–79, Музей Коррер), трактующая мифологич. сцену в жанровом ключе.
В 1779–1802 К. жил преим. в Риме; в 1780 посетил Неаполь, где зарисовывал античную скульптуру. Весной 1780 ненадолго вернулся в Венецию, чтобы завершить статую маркиза Дж. Полени для комплекса Прато-делла-Валле в Падуе. Она положила начало «римской манере» К., поискам героич. идеала. В 1780-е гг. он создаёт в Риме свои крупнейшие работы в области мемориальной пластики – классицистич. надгробия рим. пап Климента XIII (собор Св. Петра) и Климента XIV (ц. Санти-Апостоли). Позднее скульптор обращался к разнообразным формам надгробия (стела, урна, пирамида, иногда в сочетании с круглой скульптурой – как в надгробии эрцгерцогини Марии Кристины Австрийской, 1798–1805, ц. Августинцев, Вена). В надгробии писателя В. Альфьери (1806–1810, ц. Санта-Кроче, Флоренция) саркофаг уподоблен античному храму, рядом с ним – аллегорич. фигура, символизирующая Италию. К зрелому периоду творчества относятся статуи на героич. и идиллич. сюжеты – «Кревг» (1795–1801) и «Дамоксен» (1795–1806) («Бойцы»; Ватиканские музеи), «Амур и Психея» (1793–97, Лувр, Париж; Эрмитаж, С.-Петербург, и др.), «Геракл и Ликас» (1795–1815, Нац. галерея совр. иск-ва, Рим), «Персей» (1799–1801, Ватиканские музеи), «Парис» (1807–12), «Три Грации» (1813–16, обе – в Эрмитаже) и др. Известная статуя К. «Венера Италийская» (1804–12, галерея Питти, Флоренция) вдохновлена античными изображениями богини. Особое место в творчестве К. кон. 1790-х гг. занимал рельеф («Смерть Адониса», 1797–99, Гипсотека, Поссаньо, и др.), в котором мастер пытался соединить традиции венецианского живописного рельефа и новый пластич. опыт, приобретённый в Риме.
С сент. 1798 по нояб. 1799 К. провёл в Поссаньо, переживая вторжение в Рим франц. войск. Здесь он создавал темперы и акварели с изображением танцовщиц, муз и играющих эротов, используя мотивы помпеянских росписей и греч. вазописи; тему танцовщиц он продолжил и в статуях 1800-х гг. (Эрмитаж, С.-Петербург; Нац. галерея, Рим, и др.). В 1802 К. стал членом академии Св. Луки в Риме (в 1804 и 1810 президент; с 1814 поч. президент). Для Наполеона I К. исполнил (в антикизирующем стиле) его бюст (1802, галерея Питти), статуи Паолины Боргезе (сестры Наполеона I) в образе Венеры-победительницы (1804–08, Галерея и музей Боргезе, Рим) и Наполеона I в виде Марса-Миротворца (1803–1806, собрание герцога Веллингтона, Эпсли-хаус, Лондон; ок. 1811, галерея Брера, Милан), матери императора Марии Летиции Бонапарт (1804–07, собрание герцога Девонширского, Четсуорт), портрет второй супруги императора Марии Луизы Габсбургской (1810, Гипсотека, Поссаньо), её статую в образе Конкордии (1809–14, Нац. галерея, Парма).
В 1802 был назначен папой Пием VII гл. инспектором по охране памятников иск-ва, ведал всеми вопросами, связанными с реставрацией, музейной работой, проведением археологич. раскопок и т. д. Под рук. К. в 1809 было начато создание серии бюстов деятелей культуры и науки Италии для Пантеона. В 1814–15 К. по поручению Св. Престола вёл переговоры в Лондоне о возвращении вывезенных Наполеоном I Бонапартом во Францию шедевров итал. иск-ва на родину; здесь же впервые увидел произведения Фидия, восхитившие его соединением «правды натуры и красоты форм».
В 1810–20-е гг. К. создал серию портретных бюстов (в т. ч. Автопортрет, 1812, Музей Кановы, Поссаньо), аллегорических («Мир», 1812–14, Музей искусств им. Б. и В. Ханенко, Киев) и религиозных («Младенец Иоанн Креститель», 1817, Гипсотека, Поссаньо, и др.) произведений. Автор конного памятника Карлу III Бурбону на пл. Сан-Франческо-ди-Паола в Неаполе (1808–20). После смерти скульптора в Поссаньо создан мемориальный комплекс К. (Museo Canoviano), включающий Гипсотеку (арх. Ф. Лаццари, 1832–36), Дом-музей Кановы и др.