ЖИВОПИ́СНЫЙ РЕЛЬЕ́Ф
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЖИВОПИ́СНЫЙ РЕЛЬЕ́Ф, разновидность скульптурного рельефа, уподобленного произведениям живописи благодаря снятию резкого противопоставления гладкой плоскости фона и объёма изображения. Выделяют три типа Ж. р. В искусстве эллинизма понятием «Ж. р.» обозначают рельефные жанровые сцены, в которых, как и в живописи этого периода, фон заполнен элементами пространственной среды, при этом сама среда передана условно, иллюзия трёхмерного пространства отсутствует. В поздней античности появляется Ж. р., создающий эффект бурного движения: фон, целиком заполненный фигурами, не играет в нём самостоят. худож. роли. Этот тип представлен пластикой рим. саркофагов, иногда его использовали и художники Возрождения (кафедры Никколо и Джованни Пизано, «Битва кентавров» Микеланджело).
В иск-ве итал. Раннего Возрождения понятие Ж. р. применяют по отношению к т. н. рельефу-картине, который сформировался в творчестве Донателло и Л. Гиберти. Его отличит. особенности – применение перспективы, ракурсов и чередования планов для создания иллюзии пространства, передачи архит. или пейзажной среды. Широкое использование линейного рисунка приближает ренессансный Ж. р. к графике и даёт возможность создавать многофигурные повествоват. сцены. Техникой, позволившей осуществить эти сложные многоплановые построения, стал сплющенный рельеф, создающий иллюзию глубокого пространства на реальной глубине в неск. миллиметров. Совершенствуясь, Ж. р. совместил изобразит. возможности сплющенного рельефа с пластикой барельефа. Такой рельеф использовался как часть крупных архитектурно-скульптурных ансамблей (алтарей, надгробий, кафедр и др.), но мог существовать и в качестве станкового, заключённого в раму, подобно картине. В дальнейшем выработанный Возрождением тип Ж. р. стал неотъемлемой частью пластики барокко и Новейшего времени.