ДОНАТЕ́ЛЛО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОНАТЕ́ЛЛО (Donatello) (наст. имя и фам. Донато ди Никколо́ ди Бетто Барди, Donato di Niccoló di Betto Bardi) (1386 или 1387, Флоренция – 10 или 13.12.1466, там же), итал. скульптор. Выдающийся мастер Раннего Возрождения. Работал во Флоренции, в Сиене и Падуе. Первоначально обучался, вероятно, в ювелирной мастерской Ф. Брунеллески, в 1404–07 был ассистентом Л. Гиберти при создании сев. врат флорентийского баптистерия, затем перешёл в строит. мастерскую собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
В произведениях Д. органично объединены традиции античности, достижения мастеров Проторенессанса и экспрессия готич. скульптуры. Творчеству Д. присущи новаторство, стремление к эксперименту, необычная динамичность эволюции. Практически все худож. проблемы, с которыми столкнулась итал. скульптура во времена перехода от готики к Ренессансу, отразились в работах Д., чьи интересы, в отличие от большинства его современников, не были узко локализованы, но охватывали большое количество жанров, видов и материалов скульптуры.
В самых ранних работах скульптора ещё ощутимы отголоски готич. традиции («Давид», 1409, Нац. музей Барджелло, Флоренция), которые постепенно преодолеваются благодаря освоению античного наследия. Д. одним из первых, используя язык рим. пластики, воплотил в своих статуях гуманистич. представления о человеческой личности («Св. Марк», 1411–13; «Св. Георгий», 1415–1417, обе – для ц. Орсанмикеле; статуи пророков для колокольни собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1415–36; все – во Флоренции). Он возродил свободно стоящую, не связанную с архитектурой и рассчитанную на круговой обход зрителем скульптуру, фактически утраченную ср.-век. иск-вом [не дошедшая до наших дней аллегорич. фигура «Изобилие» (ок. 1430), венчавшая колонну на площади Старого рынка Флоренции, и статуя «Давид» (1430–40-е гг., Нац. музей Барджелло, Флоренция)].
В работах Д. формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в нач. 15 в.) объединяется с техникой низкого рельефа, известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архит. или пейзажный фон. По своим изобразит. возможностям такой рельеф приближается к живописи (см. Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Д.: «Битва св. Георгия с драконом» (Нац. музей Барджелло, ок. 1415; ранее размещался у подножия статуи св. Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (ок. 1425); «Передача ключей апостолу Петру» (2-я пол. 1420-х гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (ок. 1430, Гос. музеи, Берлин). Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Д. исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425–1427), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итал. скульпторов. Получив известность после исполнения обществ. заказов Флорентийской республики и гор. ремесленных цехов, Д. всё чаще стал получать частные заказы. В кон. 1430 – нач. 1440-х гг. для семейства Медичи он создал скульптурную декорацию построенной Ф. Брунеллески Старой сакристии ц. Сан-Лоренцо, включающую в себя ряд стукковых и бронзовых рельефов. В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Д. происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439, Музей собора; алтарь «Благовещение», 1-я пол. 1430-х гг., ц. Санта-Кроче; оба – во Флоренции).
В 1443–53 Д. работал в Падуе над двумя монументальными бронзовыми произведениями: алтарём в базилике Св. Антония Падуанского и конным памятником кондотьеру Гаттамелате (см. иллюстрацию в ст. Возрождение). Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес св. Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. В этих рельефах скульптор свободно сочетает живописный рельеф с барельефом и даже горельефом, максимально использует предоставляемые линейной перспективой возможности передачи глубокого пространства. Конный памятник (1447–53) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни, известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европ. иск-ве античную традицию конных монументов; образцом послужила статуя имп. Марка Аврелия, которую Д. видел в Риме.
Несмотря на выгодные предложения, поступавшие из разных городов Италии, Д. возвратился на родину в 1453. К этому времени ушло поколение его современников, изменились вкусы заказчиков, и работы Д. последних лет словно выпадают из контекста развития флорентийской пластики. Покровительство Медичи дало ему возможность создать последние шедевры. Драматич. ноты, всегда присущие произведениям Д., достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, сер. 1450-х гг., Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразит. средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (кон. 1450-х гг., Палаццо Веккьо, Флоренция). В исполнении двух бронзовых кафедр для ц. Сан-Лоренцо (1460–66) с рельефными сценами из жизни Христа заметно участие учеников. Повышенная экспрессия этих работ оттесняет на задний план классицизирующие тенденции, преобладающие в предшествующие периоды творчества Донателло.
Влияние Д. был определяющим в формировании традиции флорентийской скульптуры. Его испытали на себе и современники мастера (Л. Гиберти и Л. делла Роббиа), и художники следующих поколений (Б. и А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, А. дель Верроккьо, Микеланджело, Б. Бандинелли и др.).