Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРУНЕЛЛЕ́СКИ ФИЛИППО

Ф. Брунеллески. Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. 1417–71. Фото В. М. Паппе

БРУНЕЛЛЕ́СКИ (Brunelleschi) Фи­лип­по (1377, Фло­рен­ция – 15.4.1446, там же), итал. ар­хи­тек­тор, скульп­тор, изо­бре­та­тель, сце­но­граф. Сын но­та­риу­са Б. Лип­пи. При­над­ле­жал к бле­стя­щей плея­де гу­ма­ни­стов, вклю­чав­шей Л. Б. Аль­бер­ти (по­свя­тил Б. свой трак­тат «О жи­во­пи­си»), Ма­зач­чо, Лу­ку дел­ла Роб­биа, П. П. Тос­ка­нел­ли, Л. Бру­ни и др. В 1398 всту­пил в цех юве­ли­ров; вы­пол­нил се­реб­ря­ные фи­гу­ры для ал­та­ря со­бо­ра в Пис­тое (1399–1400). В 1401–02 ис­пол­нил брон­зо­вый рель­еф «Жерт­во­при­но­ше­ние Ав­раа­ма» (Нац. му­зей Бард­жел­ло, Фло­рен­ция) для кон­кур­са на оформ­ле­ние но­вых две­рей фло­рен­тий­ско­го бап­ти­сте­рия (ус­ту­пил пер­вен­ст­во Л. Ги­бер­ти). По­сле не­уда­чи в кон­кур­се изу­чал в Ри­ме ан­тич­ные па­мят­ни­ки (по пре­да­нию, вме­сте с До­на­тел­ло). Ра­бо­тал в осн. во Фло­рен­ции. Соз­дал де­рев. «Рас­пя­тие» для ц. Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла (ок. 1425). В 1404 упо­мя­нут (вме­сте с Ги­бер­ти) как кон­суль­тант стро­ит. ко­ми­те­та со­бо­ра Сан­та-Ма­рия-дель-Фьо­ре. До 1436 за­ни­мал­ся воз­ве­де­ни­ем ку­по­ла со­бо­ра (ри­су­нок и де­рев. мо­дель – 1417; боль­шая кир­пич­ная мо­дель – 1418, совм. с Нан­ни ди Бан­ко и До­на­тел­ло; окон­чат. мо­дель – 1419; стро­ит. про­грам­ма – 1420, совм. с Ги­бер­ти) со све­то­вым фо­на­рём (мо­дель – 1432; за­кон­чен в 1471) и эди­ку­ла­ми (за­кон­че­ны в нач. 1460-х гг.); вы­пол­нил слож­ные ин­же­нер­ные уст­рой­ст­ва для ве­де­ния стро­ит. ра­бот. Ве­ли­че­ст­вен­ный 8-гран­ный ку­пол со­бо­ра, ше­девр стро­ит. мыс­ли ран­не­го итал. Воз­ро­ж­де­ния, – од­на из гл. ар­хит. до­ми­нант Фло­рен­ции.

Ф. Брунеллески. Капелла Пацциво Флоренции. 1429–69. Архив В. М. Паппе

Бла­го­да­ря его фло­рен­тий­ским по­строй­кам уже со­вре­мен­ни­ки при­зна­ва­ли Б. как пер­во­го зод­че­го сво­ей эпо­хи. Его гл. твор­че­ской за­да­чей бы­ло соз­да­ние цен­трич. про­стран­ст­ва с де­ко­ра­тив­ным уб­ран­ст­вом на ос­но­ве ан­тич­ных ор­де­ров. В ц. Сан-Ло­рен­цо он воз­вёл Ста­рую сак­ри­стию (ок. 1419–29) – квад­рат­ное в пла­не со­ору­же­ние c зон­тич­ным ку­по­лом, струк­ту­ра ко­то­ро­го под­чёрк­ну­та вы­де­лен­ны­ми цве­том эле­мен­та­ми ор­де­ра. В Ка­пел­ле Пац­ци (во дво­ре ц. Сан­та-Кро­че, 1429–69; по­сле смер­ти Б. воз­во­ди­лась под рук. Дж. да Май­а­но) цен­трич. про­стран­ст­во оформ­ле­но пи­ля­ст­ра­ми, фри­за­ми, кар­ни­за­ми, ароч­ны­ми ду­га­ми и др. ар­хит. эле­мен­та­ми из се­ро­го кам­ня. Бли­же все­го к иде­аль­ной цен­трич. фор­ме не­за­кон­чен­ная ц. Сан­та-Ма­рия-де­льи-Анд­же­ли (на­ча­та ок. 1434) с объ­ё­мом в ви­де 16-гран­ни­ка и ку­по­лом на 8-гран­ном ба­ра­ба­не. Б. ис­поль­зо­вал ор­дер в со­че­та­нии с пла­ном 3-неф­ной ку­поль­ной ба­зи­ли­ки в церк­вах Сан-Ло­рен­цо (с 1421) и Сан­то-Спи­ри­то (с 1434). Сре­ди др. по­стро­ек Б. – не­до­стро­ен­ный дво­рец пар­тии гвель­фов (ок. 1430–34), центр. часть Па­лац­цо Пит­ти (на­ча­та в 1440).

Соз­дал ряд про­ек­тов ор­га­ни­за­ции гор. про­стран­ст­ва. Вос­пи­та­тель­ный дом – т. н. Ос­пе­да­ле-де­льи-Ин­но­чен­ти (1419–1427; за­вер­шён в 1445) за­ду­ман как иде­аль­ная ком­по­зи­ция с квад­рат­ной в пла­не пло­ща­дью, об­рам­лён­ной лод­жия­ми зда­ний. Тот же при­ём при­ме­нён в ан­самб­ле пл. Сан­тис­си­ма-Ан­нун­циа­та (пред­по­ло­жи­тель­но осу­ще­ст­в­лён по ри­сун­ку Б., ок. 1447). Не осу­ще­ст­в­ле­ны пла­ны др. тор­же­ст­вен­ных пло­ща­дей (с двор­цом Ме­ди­чи пе­ред ц. Сан-Ло­рен­цо,1434, и пе­ред ц. Сан­то-Спи­ри­то с от­кры­тым ви­дом на р. Ар­но). Б. вёл об­шир­ные фор­ти­фи­кац. ра­бо­ты, ук­ре­п­лял бе­ре­га Ар­но, стро­ил мос­ты. За­ни­мал­ся оформ­ле­ни­ем ре­лиг. празд­ни­ков (пред­став­ле­ние в ц. Сан­та-Ма­рия-дель-Кар­ми­не на празд­нике Воз­не­се­ния, 1439, опи­са­но в пу­те­вых за­пис­ках суз­даль­ско­го ар­хи­еп. Ав­раа­мия). Один из изо­бре­та­те­лей (вме­сте с Л. Б. Аль­бер­ти и Л. Ги­бер­ти) пря­мой пер­спек­ти­вы – спо­со­ба пе­ре­да­чи трёх­мер­но­го про­стран­ст­ва на плос­ко­сти с еди­ной точ­кой схо­да (уст­раи­вал оп­ти­че­ские се­ан­сы, в т. ч. с 2 вы­пол­нен­ны­ми им ве­ду­та­ми – фло­рен­тий­ско­го бап­ти­сте­рия и Па­лац­цо Век­кьо). Так­же пи­сал со­не­ты.

Лит.: Brunelleschi / Ed. G. F. Argan. Mil., 1955; Manetti A. Vita di F. Brunelleschi. Mil., 1976; Ла­за­рев В. Н. На­ча­ло ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния в италь­ян­ском ис­кус­ст­ве. М., 1979; Да­ни­ло­ва И. Е. Бру­нел­ле­ски и Фло­рен­ция. М., 1991.

Вернуться к началу