БРУНЕЛЛЕ́СКИ ФИЛИППО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРУНЕЛЛЕ́СКИ (Brunelleschi) Филиппо (1377, Флоренция – 15.4.1446, там же), итал. архитектор, скульптор, изобретатель, сценограф. Сын нотариуса Б. Липпи. Принадлежал к блестящей плеяде гуманистов, включавшей Л. Б. Альберти (посвятил Б. свой трактат «О живописи»), Мазаччо, Луку делла Роббиа, П. П. Тосканелли, Л. Бруни и др. В 1398 вступил в цех ювелиров; выполнил серебряные фигуры для алтаря собора в Пистое (1399–1400). В 1401–02 исполнил бронзовый рельеф «Жертвоприношение Авраама» (Нац. музей Барджелло, Флоренция) для конкурса на оформление новых дверей флорентийского баптистерия (уступил первенство Л. Гиберти). После неудачи в конкурсе изучал в Риме античные памятники (по преданию, вместе с Донателло). Работал в осн. во Флоренции. Создал дерев. «Распятие» для ц. Санта-Мария-Новелла (ок. 1425). В 1404 упомянут (вместе с Гиберти) как консультант строит. комитета собора Санта-Мария-дель-Фьоре. До 1436 занимался возведением купола собора (рисунок и дерев. модель – 1417; большая кирпичная модель – 1418, совм. с Нанни ди Банко и Донателло; окончат. модель – 1419; строит. программа – 1420, совм. с Гиберти) со световым фонарём (модель – 1432; закончен в 1471) и эдикулами (закончены в нач. 1460-х гг.); выполнил сложные инженерные устройства для ведения строит. работ. Величественный 8-гранный купол собора, шедевр строит. мысли раннего итал. Возрождения, – одна из гл. архит. доминант Флоренции.
Благодаря его флорентийским постройкам уже современники признавали Б. как первого зодчего своей эпохи. Его гл. творческой задачей было создание центрич. пространства с декоративным убранством на основе античных ордеров. В ц. Сан-Лоренцо он возвёл Старую сакристию (ок. 1419–29) – квадратное в плане сооружение c зонтичным куполом, структура которого подчёркнута выделенными цветом элементами ордера. В Капелле Пацци (во дворе ц. Санта-Кроче, 1429–69; после смерти Б. возводилась под рук. Дж. да Майано) центрич. пространство оформлено пилястрами, фризами, карнизами, арочными дугами и др. архит. элементами из серого камня. Ближе всего к идеальной центрич. форме незаконченная ц. Санта-Мария-дельи-Анджели (начата ок. 1434) с объёмом в виде 16-гранника и куполом на 8-гранном барабане. Б. использовал ордер в сочетании с планом 3-нефной купольной базилики в церквах Сан-Лоренцо (с 1421) и Санто-Спирито (с 1434). Среди др. построек Б. – недостроенный дворец партии гвельфов (ок. 1430–34), центр. часть Палаццо Питти (начата в 1440).
Создал ряд проектов организации гор. пространства. Воспитательный дом – т. н. Оспедале-дельи-Инноченти (1419–1427; завершён в 1445) задуман как идеальная композиция с квадратной в плане площадью, обрамлённой лоджиями зданий. Тот же приём применён в ансамбле пл. Сантиссима-Аннунциата (предположительно осуществлён по рисунку Б., ок. 1447). Не осуществлены планы др. торжественных площадей (с дворцом Медичи перед ц. Сан-Лоренцо,1434, и перед ц. Санто-Спирито с открытым видом на р. Арно). Б. вёл обширные фортификац. работы, укреплял берега Арно, строил мосты. Занимался оформлением религ. праздников (представление в ц. Санта-Мария-дель-Кармине на празднике Вознесения, 1439, описано в путевых записках суздальского архиеп. Авраамия). Один из изобретателей (вместе с Л. Б. Альберти и Л. Гиберти) прямой перспективы – способа передачи трёхмерного пространства на плоскости с единой точкой схода (устраивал оптические сеансы, в т. ч. с 2 выполненными им ведутами – флорентийского баптистерия и Палаццо Веккьо). Также писал сонеты.