МАЗА́ЧЧО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЗА́ЧЧО [Masaccio; наст. имя и фам. Томмазо ди сер Джованни ди Симоне (Моне) Кассаи; Tommaso di ser Giovanni di Simone (Mone) Cassai] (21.12.1401, Сан-Джованни-Вальдарно, близ Флоренции – до конца июня 1428, Рим), итал. живописец. Наряду с Ф. Брунеллески и Донателло является основателем итал. ренессансного иск-ва. Предположительно первым учителем М. был Мариотто ди Кристофано (также уроженец Сан-Джованни-Вальдарно; возможно, дальний родственник М.). Однако намного более важным для формирования его иск-ва было влияние Джованни ди Франческо Тоскани, Арканджело ди Кола да Камерино, Джентиле да Фабриано и Донателло.
В 1422 М., как глава самостоят. мастерской, вступил в Цех врачей и аптекарей, к которому принадлежали и живописцы, и завершил свою первую датированную работу – триптих для ц. Сан-Джовенале-ди-Каша (Реджелло, близ Флоренции). Тогда же исполнил фреску во дворике ц. Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции с большим количеством портретных фигур, написанных с натуры в новаторской реалистич. манере (не сохр.; отдельные её фигуры копировали Микеланджело, А. Мини и др. флорентийские художники 16 в.). В 1424 совм. с Мазолино создал алтарный образ «Мадонна с Младенцем, св. Анной и ангелами» (галерея Уффици, Флоренция). Во всех этих ранних работах М. отходит от традиций интернациональной готики, определявших живопись того времени, создавая объёмные скульптуроподобные фигуры и натуралистич. пространственные построения.
Самое выдающееся произведение М. – фрески со сценами из жизни св. Петра в капелле Бранкаччи в ц. Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции (1424–27), выполненные в сотрудничестве с Мазолино (цикл был оставлен незаконченным и впоследствии завершён Филиппино Липпи), в которых разработаны осн. принципы ренессансной живописи. В сцене «Чудо со статиром» М. организует пространство по правилам линейной перспективы, сформулированным незадолго до этого Ф. Брунеллески; расположение фигур также подчёркивает глубину пространства. В «Крещении новообращённых святым Петром» художник приближает фигуры к зрителю и наделяет их индивидуальными психологич. характеристиками. На фреске «Исцеление тенью» впервые в европ. живописи изображена падающая тень, а в драматич. эпизоде «Изгнание из рая» художник представляет обнажённые фигуры Адама и Евы, отличающиеся реалистич. точностью изображения. Эти росписи, возрождающие монументальность живописи Джотто, стали образцом для подражания для нескольких поколений флорентийских художников.
Огромное значение для формирования ренессансной живописи имела также фреска «Св. Троица с Богоматерью, св. Иоанном Евангелистом и донаторами» (1427, ц. Санта-Мария-Новелла, Флоренция), в которой линейная перспектива используется как гл. композиц. принцип, объединяющий реальное и живописное пространство, а вся сцена представлена в обрамлении классич. триумфальной арки.
В 1426 М. создал полиптих для пизанской ц. Санта-Мария-дель-Кармине (ныне разрознен; Гос. музеи, Берлин; Нац. галерея, Лондон; Музей П. Гетти, Лос-Анджелес; Музей Каподимонте, Неаполь; Нац. музей Сан-Маттео, Пиза). В 1428 отправился в Рим, где начал работу над алтарным образом ц. Санта-Мария-Маджоре, законченным после его смерти Мазолино (ныне также разрознен; Музей Каподимонте; Нац. галерея, Лондон; Музей искусств, Филадельфия).
Несмотря на то что М. не оставил учеников, его произведения, высоко ценимые уже современниками, оказали огромное влияние на развитие европ. иск-ва благодаря правдоподобию перспективных построений, весомости трёхмерных форм, новому достоинству и психологич. убедительности, которые он придавал своим персонажам.