Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЖО́ТТО

Авторы: О. А. Назарова

ДЖО́ТТО (Giotto; соб­ст­вен­но Джот­то ди Бон­до­не, Giotto di Bondone) (ме­ж­ду 1266 и 1276, Вес­пинь­я­но, близ Фло­рен­ции – 8.1.1337, Фло­рен­ция), итал. жи­во­пи­сец, ар­хи­тек­тор, мо­заи­чист. До­ку­мен­таль­но за­фик­си­ро­ва­на творч. дея­тель­ность Д. в Ас­си­зи (до 1309), Па­дуе (1303–06), Фло­рен­ции (1311–15, 1320, 1325, 1334–37), Ри­ме (до 1312, 1320), при дво­ре ан­жуй­ских гер­цо­гов в Не­апо­ле (1328–33) и гер­цо­гов Вис­кон­ти в Ми­ла­не (1334–37); вы­дви­га­лись так­же пред­по­ло­же­ния о пре­бы­ва­нии Д. в Ри­ми­ни и при пап­ском дво­ре в Авинь­о­не. Наи­бо­лее пол­ный спи­сок про­из­ве­де­ний Д. (ок. 40) при­вёл Л. Ги­бер­ти в сво­их «Ком­мен­та­ри­ях» (сер. 15 в.); совр. нау­ка смог­ла до­ба­вить к не­му лишь неск. ра­бот. До на­ше­го вре­ме­ни в раз­ном со­стоя­нии дош­ла при­мер­но по­ло­ви­на на­сле­дия Д., бóльшая часть ко­то­ро­го на­хо­дит­ся во Фло­рен­ции.

По тра­ди­ции, вос­хо­дя­щей к Дж. Ва­за­ри, Д. счи­та­ет­ся уче­ни­ком Чи­ма­буэ. В то же вре­мя Д. поль­зо­вал­ся не­обы­чай­но ши­ро­ким диа­па­зо­ном ху­дож. ис­точ­ни­ков (сре­ди них – ви­зант. иск-во, франц. го­ти­ка, рим. ан­тич­ность, ран­не­хри­сти­ан­ские мо­заи­ки, про­то­ре­нес­санс­ная скульп­ту­ра Н. и Дж. Пи­за­но, а так­же рим. шко­ла жи­во­пи­си во гла­ве с П. Ка­вал­ли­ни), он син­те­зи­ро­вал прак­ти­че­ски все со­став­ляю­щие ху­дож. тра­ди­ции зап. Сред­не­ве­ко­вья и вы­вел ев­роп. иск-во на но­вый уро­вень раз­ви­тия. Ран­ний пе­ри­од твор­че­ст­ва Д. свя­зан с рос­пи­ся­ми Верх­ней церк­ви Св. Фран­ци­ска в Ас­си­зи, где сфор­ми­ро­вал­ся его стиль. Не­од­но­крат­но де­ла­лись по­пыт­ки иден­ти­фи­ци­ро­вать Д. с ано­ним­ны­ми мас­те­ра­ми (ус­лов­но на­зы­вае­мы­ми «Мас­те­ром Исаа­ка», сер. 1290-х гг., и «Мас­те­ром ле­ген­ды св. Фран­ци­ска», кон. 1290-х гг.), уча­ст­во­вав­ши­ми в рос­пи­сях этой церк­ви, но ре­ше­нию во­про­са пре­пят­ст­ву­ет от­сут­ст­вие од­но­знач­ных до­ку­мен­таль­ных сви­де­тельств.

В этих рос­пи­сях на­ме­чен путь пре­одо­ле­ния ус­лов­но­сти ви­зан­ти­ни­зи­рую­ще­го сти­ля итал. жи­во­пи­си 13 в., в ко­то­рый бы­ли прив­не­се­ны эле­мен­ты не­по­сред­ст­вен­но­го зри­тель­но­го вос­при­ятия. Наи­боль­шее сход­ст­во с бес­спор­ны­ми ра­бо­та­ми Д. де­мон­ст­ри­ру­ют 28 сцен из жиз­ни св. Фран­ци­ска, изо­бра­жён­ные в ниж­ней час­ти стен не­фа. Сце­ны «Чу­до с ис­точ­ни­ком» и «Про­по­ведь пти­цам» с их ли­рич. эмо­цио­наль­ным стро­ем, в ко­то­ром зна­чит. роль иг­ра­ет пей­заж, фор­му­ли­ру­ют но­вые для итал. жи­во­пи­си за­да­чи; в этом цик­ле так­же по­лу­ча­ет даль­ней­шее раз­ви­тие тип жи­во­пис­но-де­ко­ра­тив­ной сис­те­мы, ос­но­ван­ной на тес­ной свя­зи фи­гу­ра­тив­ных сцен и ар­хи­тек­ту­ры, на­ча­ло ко­то­рой по­ло­жил Чи­ма­буэ в рос­пи­си хо­ра и тран­сеп­та Верх­ней ц. (ок. 1280). Все со­став­ляю­щие этой де­ко­ра­ции (ор­на­мен­таль­ные бор­дю­ры, ил­лю­зор­ная ар­хи­тек­ту­ра, ха­рак­тер че­ре­до­ва­ния сцен, их рит­мич. строй и т. д.) под­чи­не­ны соз­да­нию еди­ной про­стран­ст­вен­ной сре­ды, объ­е­ди­няю­щей ре­аль­ную ар­хи­тек­ту­ру ин­терь­е­ра с ил­лю­зор­ным про­стран­ст­вом жи­во­пи­си. Это ка­че­ст­во сбли­жа­ет рос­пи­си в Ас­си­зи с па­ду­ан­ски­ми фре­ска­ми Д., од­на­ко два цик­ла от­ли­ча­ют­ся ха­рак­те­ром ри­сун­ка – жё­ст­ко­го и кон­тур­но­го, вос­хо­дя­ще­го к ви­зант. тра­ди­ции в Ас­си­зи, сме­няю­ще­го­ся в па­ду­ан­ских фре­сках бо­лее мяг­кой мо­де­ли­ров­кой. Б. ч. рос­пи­си вы­пол­ня­лась в тех­ни­ке фре­ски, ко­то­рая бы­ла усо­вер­шен­ст­во­ва­на ра­бо­тав­ши­ми в Ас­си­зи мас­те­ра­ми: вве­дён т. н. ме­тод од­но­го дня, ко­гда шту­ка­тур­кой по­кры­ва­лась не вся сте­на, а толь­ко тот уча­сток, ко­то­рый мож­но бы­ло рас­пи­сать за один день. Бла­го­да­ря это­му рос­пись вы­пол­ня­лась гл. обр. по влаж­ной шту­ка­тур­ке, де­ла­лись не­зна­чи­тель­ные по­прав­ки по су­хо­му, что обес­печи­ва­ло жи­во­пи­си луч­шую со­хран­ность, а так­же от­кры­ва­ло но­вые ко­ло­ри­стич. воз­мож­но­сти – ра­бо­ту с цве­то­вы­ми ню­ан­са­ми, ко­то­рые в даль­ней­шем бы­ли раз­ви­ты в твор­че­ст­ве мастера.

Джотто. Росписи Капеллы дель-Арена (Капеллы дельи-Скровеньи) в Падуе. 1303–06.

Яр­че все­го воз­мож­но­сти Д. реа­ли­зо­ва­лись в рос­пи­сях Ка­пел­лы дель-Аре­на (или Ка­пел­лы де­льи-Скро­ве­ньи) в Па­дуе (1303–06), где сис­те­ма жи­во­пис­ной ор­га­ни­за­ции ар­хит. про­стран­ст­ва дос­ти­га­ет пол­ной за­вер­шён­но­сти. Ниж­ний (цо­коль­ный) ярус рос­пи­сей яв­ля­ет­ся жи­во­пис­ной ими­та­ци­ей мра­мор­ной об­ли­цов­ки, часть ко­то­рой со­став­ля­ют вы­пол­нен­ные в тех­ни­ке гри­зай­ля и упо­доб­лен­ные скульп­ту­ре изо­бра­же­ния в ни­шах по­ро­ков и доб­ро­де­те­лей. Час­ти сте­ны над цо­ко­лем и ко­ро­бо­вый свод раз­де­ле­ны по го­ри­зон­та­ли и вер­ти­ка­ли ор­на­мен­таль­ны­ми бор­дю­ра­ми, в отд. мес­тах соз­даю­щи­ми ил­лю­зию ар­хит. чле­не­ний, ко­то­рые на­прав­ля­ют глаз зри­те­ля к цен­тру сте­ны и дик­ту­ют нуж­ную точ­ку вос­при­ятия. Эти чле­не­ния слу­жат об­рам­ле­ни­ем для 34 сцен из жиз­ни Хри­ста и Ма­рии, рас­по­ла­гаю­щих­ся в трёх ре­ги­ст­рах на ка­ж­дой из стен. На зап. сте­не пред­став­ле­на сце­на Страш­но­го су­да, в ко­то­рой стро­гая тра­диц. ие­рар­хич­ность со­че­та­ет­ся с жи­вой по­ве­ст­во­ва­тель­но­стью (см. ил­лю­ст­ра­ции при ст. Вве­де­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во храм).

Джотто. «Оплакивание Христа». Фрагмент фрески Капеллы дель-Арена (Капеллы дельи-Скровеньи) в Падуе. 1303–06.

На вост. сте­не – ил­лю­зор­ная глу­би­на двух не­боль­ших ка­пелл, по­ка­зан­ных в пер­спек­тив­ном со­кра­ще­нии, и ба­шен, слу­жа­щих де­ко­ра­ци­ей для сце­ны Бла­го­ве­ще­ния, урав­но­ве­ши­ва­ет ре­аль­ную глу­би­ну ал­тар­ной ап­си­ды. Глу­бо­кий си­ний цвет, ко­то­рый наи­бо­лее ин­тен­си­вен на сво­де, а за­тем как фон по­яв­ля­ет­ся во всех сце­нах, свя­зы­ва­ет все эле­мен­ты де­ко­ра­ции в еди­ную сис­те­му. Хо­ро­шо чи­тае­мый ритм объ­е­ди­ня­ет сце­ны всех ре­ги­ст­ров. В ка­ж­дой из них Д. варь­и­ру­ет один и тот же тип по­строе­ния: его фи­гу­ры слов­но при­дви­ну­ты к пе­ред­не­му краю ком­по­зи­ции и воз­вы­ша­ют­ся на фо­не ланд­шаф­та или ар­хит. со­ору­же­ний. Про­стран­ст­вен­ная сре­да в ком­по­зи­ци­ях Д. соз­да­ёт­ся с ис­поль­зо­ва­ни­ем отд. эле­мен­тов пер­спек­тив­ных по­строе­ний (ор­то­го­на­ли, ра­кур­сы и др.), ко­то­рые пред­вос­хи­ща­ют ин­те­рес ху­дож­ни­ков Воз­ро­ж­де­ния к еди­ной и по­сле­до­ва­тель­ной пер­спек­тив­ной сис­те­ме. Д. су­ще­ст­вен­но об­нов­ля­ет и изо­бра­зит. язык, ко­то­рый ста­но­вит­ся бо­лее не­по­сред­ст­вен­ным и реа­ли­стич­ным; его фи­гу­ры при­об­ре­та­ют поч­ти скульп­тур­ный объ­ём, а сце­ны – по­ве­ст­во­ват. дра­ма­тизм, ли­шён­ный ус­лов­но­сти ви­зант. ис­кус­ст­ва.

Джотто. «Распятие». До 1301. Церковь Санта-Мария-Новелла (Флоренция).

В пе­ри­од ме­ж­ду ра­бо­той в Па­дуе и отъ­ез­дом в Не­аполь (1328) Д. и его мас­тер­ская рас­пи­са­ли 4 ка­пел­лы во фло­рен­тий­ской ц. Сан­та-Кро­че. Скры­тые по­бел­кой в 18 в., они бы­ли рас­чи­ще­ны час­тич­но в 19 в. (ка­пел­лы Бар­ди и Пе­руц­ци), но за­тем силь­но по­стра­да­ли от раз­ли­вов р. Ар­но; их верх­ний кра­соч­ный слой по­гиб, и оце­нить мож­но толь­ко бо­лее сво­бод­ные и глу­бо­кие (по срав­не­нию с па­ду­ан­ски­ми рос­пи­ся­ми) про­стран­ст­вен­ные по­строе­ния. Др. мо­ну­мен­таль­ные ра­бо­ты Д. – соз­дан­ная в Ри­ме мо­заи­ка «На­ви­чел­ла» на сю­жет «Хо­ж­де­ние по во­дам» на фа­са­де со­бо­ра Св. Пет­ра, а так­же свет­ские рос­пи­си в Не­апо­ле (цикл «Вы­даю­щих­ся лю­дей древ­но­сти» в Кас­тель-Нуо­во), Ми­ла­не («Зем­ная сла­ва»), Па­дуе (зо­диа­каль­ный цикл в Па­лац­цо дел­ла-Рад­жо­не) – не дош­ли до нас (ли­бо со­хра­ни­лись фраг­мен­тар­но) и из­вест­ны в ко­пи­ях.

Джотто. «Маэста» («Мадонна с Младенцем во славе», или «Мадонна Оньисанти»). Ок. 1310. Галерея Уффици (Флоренция).

Д. внёс из­ме­не­ния и в тра­ди­цию соз­да­ния ал­тар­ных об­ра­зов, пе­ре­не­ся в них не­ко­то­рые осо­бен­нос­ти сво­их фре­ско­вых ра­бот. «Рас­пя­тия» Д. из ц. Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла во Флоренции (до 1301), ц. Сан-Фран­че­ско в Ри­ми­ни и из Ка­пел­лы дель-Аре­на (Гор. му­зей, Па­дуя) вос­хо­дят к тра­ди­ции Чи­ма­буэ, но дос­ти­га­ют эмо­цио­наль­ной на­пря­жён­но­сти за счёт кон­тра­ста ус­лов­но­го фо­на и на­ту­ра­ли­сти­че­ски объ­ём­но­го те­ла Хри­ста. Сти­ли­сти­че­ски к фре­скам в Ас­си­зи при­мы­ка­ют «Маэ­ста» из ц. Сан-Джорд­жо-сул­ла-Кос­та во Фло­рен­ции (кон. 1290-х – нач. 1300-х гг.) и «Стиг­ма­ти­за­ция св. Фран­ци­ска» (ок. 1300, Лувр, Па­риж); ал­тар­ный об­раз «Маэ­ста» («Ма­дон­на с Мла­ден­цем во сла­ве», или «Ма­дон­на Онь­и­сан­ти», ок. 1310, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция) за счёт близ­ких па­ду­ан­ским фре­скам ар­хит. тек­то­ни­ки ком­по­зи­ции и скульп­тур­но­сти фи­гур при­об­ре­та­ет под­лин­ные мо­ну­мен­таль­ность и ве­ли­чие. С Д. и его мас­тер­ской свя­зы­ва­ют ряд по­лип­ти­хов, ко­то­рые от­но­сят­ся пре­им. к зре­ло­му и позд­не­му пе­рио­дам: «По­лип­тих Сте­фа­не­ски» для со­бо­ра Св. Пет­ра (Пи­на­ко­те­ка, Ва­ти­кан), «По­лип­тих Ба­рон­чел­ли» (ц. Сан­та-Кро­че, Фло­рен­ция) и др.; их от­ли­ча­ет стрем­ле­ние объ­е­ди­нить все час­ти в еди­ную про­стран­ст­вен­ную ком­по­зи­цию, ко­то­рое по­слу­жило от­прав­ной точ­кой для даль­ней­шей эво­лю­ции от ал­тар­но­го об­раза к кар­ти­не.

В 1334 Д. был на­зна­чен ру­ко­во­ди­те­лем стро­ит. ра­бот во Фло­рен­ции; то­гда же бы­ла за­ло­же­на кам­па­ни­ла (ко­ло­коль­ня) со­бо­ра Сан­та-Ма­рия-дель-Фьо­ре по его про­ек­ту; Д. счи­та­ют и ав­то­ром ри­сун­ков-об­раз­цов для рель­е­фов цо­ко­ля ко­ло­коль­ни. Бу­ду­чи из­вест­ным мас­те­ром, ра­бо­тав­шим над мно­го­числ. за­ка­за­ми, Д. воз­глав­лял боль­шую мас­тер­скую; в раз­ное вре­мя с ним со­труд­ни­ча­ло боль­шое ко­ли­че­ст­во ху­дож­ни­ков. Не­од­но­род­ность ка­че­ст­ва про­из­в. мас­тер­ской Д. по­ро­ж­да­ет спо­ры об ав­тор­ст­ве; все работавшие с Д. вос­при­ня­ли его влия­ние, ко­то­рое пе­ре­да­ва­ли сво­им уче­ни­кам. К «джот­те­скам» от­но­сят­ся как ано­ним­ные ав­то­ры мно­го­чис­л. фре­ско­вых цик­лов (напр., в ка­пел­лах Свя­тых Ни­ко­лая и Ма­гда­ли­ны в Ниж­ней церк­ви Св. Фран­ци­ска в Ас­си­зи) и ал­та­рей, так и из­вест­ные ху­дож­ни­ки (Т. Гад­ди, Б. Дад­ди, Ма­зо ди Бан­ко и др.).

В вос­при­ятии со­вре­мен­ни­ков-гу­ма­ни­стов Д. за­ни­мал ис­клю­чит. по­ло­же­ние. Он был ге­ро­ем не­сколь­ких но­велл (Сак­кет­ти и др.); его пре­воз­но­си­ли Дж. Бок­кач­чо, Ф. Пет­рар­ка и Дж. Вил­ла­ни; Дан­те срав­ни­вал своё ме­сто в ли­те­ра­ту­ре с тем, ко­то­рое за­нял Д. в жи­во­пи­си. Влия­ние Д. ста­ло оп­ре­де­ляю­щим для фор­ми­ро­ва­ния иск-ва итал. Про­то­ре­нес­сан­са, а так­же по­слу­жи­ло от­прав­ной точ­кой для раз­ви­тия жи­во­пи­си фло­рен­тий­ско­го Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния; от­го­ло­ски его жи­во­пис­ной ре­фор­мы заметны и в иск-ве за­аль­пий­ской Ев­ро­пы 14 в.

Лит.: Ал­па­тов М. В. Италь­ян­ское ис­кус­ст­во эпо­хи Дан­те и Джот­то. М., 1940; Gnudi G. Giotto. Mil., 1959; Battisti E. Giotto. Gen., 1960; Gioseffi D. Giotto architetto. Mil., 1963; L’opera completa di Giotto. Mil., 1966; Giotto e il suo tempo. Firenze, 1967; Да­ни­ло­ва И. Е. Джот­то. М., 1970; Ла­за­рев В. Н. Об­раз че­ло­ве­ка у Джот­то // Ла­за­рев В. Н. Ста­рые италь­ян­ские мас­те­ра. М., 1972; Смир­но­ва И. А. Мо­ну­мен­таль­ная жи­во­пись италь­ян­ско­го Воз­ро­ж­де­ния. М., 1987; Bonsanti G. Giotto. Padova, 1988; Бел­ло­зи Л. Джот­то. М., 1996; Previtali G. Giotto e la sua bottega. Mil., 2000; Salvini R., Benedictis C. de. Giot­to, bibliographia. Roma, 1938–1973. Vol. 1–2.

Вернуться к началу