МИКЕЛА́НДЖЕЛО БУОНАРРОТИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИКЕЛА́НДЖЕЛО Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; полное имя Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони, Michelagniolo di Lodovico di Lionardo di Buonarroto Simoni) (6.3.1475, Капрезе, ныне Капрезе-Микеланджело, близ Ареццо – 18.2.1564, Рим; похоронен во Флоренции), итал. скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик и поэт. Один из самых значит. представителей культуры и искусства Возрождения. Родился в семье подестá г. Капрезе, принадлежавшего к обедневшему знатному флорентийскому роду Буонарроти; детство провёл в Сеттиньяно, недалеко от Флоренции, где на стене фамильного дома сохранился один из первых его рисунков углем. Ок. 1485 семья М. переехала во Флоренцию, где он был определён отцом в латинскую школу Франческо да Урбино, которую оставил ради занятий живописью в мастерской Д. Гирландайо (1488–89). Испытал влияние Мазаччо, копировал его росписи в капелле Бранкаччи флорентийской ц. Санта-Мария-дель-Кармине. Первые навыки работы со скульптурой получил под рук. скульптора Бертольдо ди Джованни (в 1489–90) в «Садах Медичи» (худож. школа, основанная Лоренцо Медичи Великолепным в садах Сан-Марко), где имел возможность увидеть коллекцию антиков. Талант М. был замечен, и юношу пригласили жить в Палаццо Медичи (с 1490 до апр. 1492), где он познакомился с А. Полициано, М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандолой; близкое соприкосновение с гуманистич. культурой Флоренции и филос. течением неоплатонизма оказало на него большое влияние.
К годам пребывания М. в Палаццо Медичи относятся его ранние скульптурные произведения: рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров с лапифами» (оба – Каса-Буонарроти, Флоренция). Первый из них выполнен в технике живописного рельефа и отмечен влиянием Донателло, во втором М. использует приёмы проторенессансной пластики (Никколо Пизано), в свою очередь, восходящие к позднеантичным саркофагам. На фоне флорентийской скульптуры конца кватроченто оба произведения выделяются образной монументальностью и пластич. экспрессией.
После смерти Лоренцо Великолепного для его сына Пьеро М. выполнил мраморного «Геркулеса» (не сохр.). Одной из лучших работ этого времени является дерев. распятие, сделанное М. по заказу приора мон. Санто-Спирито (сакристия Санто-Спирито, Флоренция). Большое впечатление на молодого М. произвели проповеди Дж. Савонаролы, память о которых он сохранил на всю жизнь. Политич. нестабильность во Флоренции после смерти Лоренцо Медичи вынудила М. в 1494 покинуть город; после краткого пребывания в Венеции он переехал в Болонью, где пробыл до кон. 1495. Здесь он участвовал в украшении раки св. Доминика в ц. Сан-Доменико, для которой выполнил три статуи (св. Прокла, св. Петрония и канделябр в виде коленопреклонённого ангела), свидетельствующие о внимательном изучении болонских работ близкого ему по духу Якопо делла Кверчи.
В кон. 1495 М. вернулся во Флоренцию, где пользовался покровительством Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. С его рекомендательным письмом и по приглашению кардинала Раффаэле Риарио уехал в Рим (июнь 1496), пробыв там до кон. 1499. Непосредственное знакомство с позднеантичной (др.-римской) скульптурой оказало влияние на формирование классич. стиля М.: оно обогатило его представления о человеческой фигуре и научило приёмам худож. обобщения. По заказу кардинала Риарио создал статую «Пьяный Вакх» (1496–97, Нац. музей Барджелло, Флоренция), искусно повторяющую мотивы античной пластики (не случайно заказчик поставил эту работу в саду своей виллы, в окружении антиков). При поддержке банкира и коллекционера антиков Якопо Галли М. получил первый ответственный заказ на скульптурную группу «Пьетá» («Оплакивание») для капеллы франц. кардиналов в старом соборе Св. Петра (1497–1501, собор Св. Петра, Рим; см. илл. к ст. Ватикан). М. выбрал редкий для Италии тип «Пьеты», восходящий к нем. дерев. статуям Марии с мёртвым Христом на коленях. М. создал образ юной Девы Марии, горе которой, в отличие от страдающих, измождённых Мадонн сев. прообразов, выражается лишь в её светлой печали; с несравненным искусством две перекрещивающиеся фигуры объединены в группу с замкнутым силуэтом, придающим ей особую пластич. выразительность. Благодаря тщательной полировке все детали исполнены с величайшей степенью законченности, придающей мрамору фактуру драгоценного камня (приём, который позднее использовал Дж. Л. Бернини). Возможно, к этому же времени относится незаконченное «Положение во гроб» (Нац. галерея, Лондон) – первое живописное произведение М., заказанное монахами мон. Сант-Агостино в Риме (1500).
Первые годы 16 в. для М. были отмечены чрезвычайной плодотворностью. По возвращении во Флоренцию он заключил контракт с кардиналом Франческо Тодескини Пикколомини (будущий папа Пий III) на создание 15 статуй для алтаря Пикколомини в Сиенском соборе (1501), из которых выполнил только 4 (святых Петра, Павла, Пия и Григория). О признании таланта М. во Флоренции свидетельствует и тот факт, что Строительная комиссия собора (Опера дель-Дуомо) приняла решение о постройке для него дома с мастерской (ныне музей Каса-Буонарроти). От этой Комиссии М. получил заказ на статуи 12 апостолов, однако единственная начатая им статуя св. Матфея осталась незавершённой (1503, Галерея Академии, Флоренция). Другим официальным и почётным заказом для М. была знаменитая мраморная статуя Давида (1501–1504), ставшая символом республиканской Флоренции и по решению спец. комиссии поставленная перед фасадом Палаццо делла-Синьория (Палаццо Веккьо), где уже стояла бронзовая группа «Юдифь и Олоферн» Донателло (ныне скульптура М. заменена копией; оригинал – в Галерее Академии). Используя античный приём героич. наготы, М. создал монументальную и напряжённую фигуру, свободно развёрнутую в пространстве; облик юного Давида с прекрасным, мужественным лицом выражает почти устрашающую физич. мощь (terribilitа̀), резко контрастирующую с предшествующей традицией в изображении этого библейского образа (Давид-мальчик у Донателло и А. дель Верроккьо).
Пластика обнажённой мужской фигуры стала гл. темой и в картоне «Битва при Кашине» для росписи Зала Большого совета в Палаццо делла-Синьория (1504–07, не сохр.; известен по подготовительным рисункам, гравюрам М. Раймонди и А. Венециано, гризайлю Б. да Сангалло), со скульптурной пластичностью представляющем флорентийских солдат, которые по сигналу тревоги поспешно выбегают из реки, одеваются и готовятся к отражению атаки. В противоположность картону Леонардо да Винчи «Битва за знамя», где акцент падал на физиогномич. характеристики персонажей и передачу неистового движения, которым пронизана вся сцена, М. сконцентрировался на мужественной выразительности каждой отд. фигуры.
Одно из лучших живописных произведений этого времени – «Мадонна Дони» («Святое Семейство», ок. 1503–04, галерея Уффици, Флоренция), написанное по заказу Аньоло Дони. Совершенство композиции и рисунка, выявляющего объём, сильная светотеневая моделировка, подчинение цвета форме, огромная пластич. выразительность образов выявляют понимание М. соотношения двух искусств – скульптуры и живописи: «живопись… считается лучше тогда, когда она больше склоняется к рельефу, и … рельеф считается лучше, когда он больше склоняется к живописи. И потому мне всегда казалось, что скульптура – светоч живописи…».
В эти же годы М. создаёт скульптурную группу «Мадонна с Младенцем» для голл. купца Мускрона (1503–06, собор Нотр-Дам, Брюгге) и два мраморных тондо «Мадонна с Младенцами Христом и св. Иоанном» («Тондо Таддеи», Королевская академия искусств, Лондон; «Тондо Питти», Нац. музей Барджелло; оба 1504–07). Кажущаяся «незаконченность» этих тондо, во многом возникающая благодаря выразит. контрасту между фактурами, оставленными в разной степени проработанности (так, выступающие из нетронутой поверхности мрамора фигуры в одних частях едва пройдены резцом, в других – тщательно отполированы), породила представление о незавершённости (non finito) как осознанном приёме М., к которому он не раз прибегал впоследствии.
К этому времени известность М. вышла далеко за пределы Флоренции. В 1505 М. был вызван в Рим папой Юлием II, мечтавшим сделать из Рима «столицу мира», для создания папской гробницы в старом соборе Св. Петра. Проект грандиозной гробницы Юлия II был вдохновлён античными мавзолеями и представлял собой свободно стоящую ступенчатую архитектурно-скульптурную композицию, богато украшенную статуями и рельефами. Аллегорич. статуи пленников, символизирующих свободные искусства, пророков и сивилл, должны были воплощать идею триумфа папской власти и личные добродетели Юлия II. Работа над гробницей была внезапно прервана в связи с намерением Юлия II заново перестроить собор Св. Петра; накануне закладки первого камня (18.4.1506) М. без папского разрешения тайно покинул Рим и вернулся во Флоренцию. Ссора с папой закончилась примирением (нояб. 1506) и заказом на исполнение бронзовой статуи Юлия II для портала собора Сан-Петронио в Болонье (1506–07), которая уже в 1511 была разбита в ознаменование победы болонцев над папскими войсками. Работа же над гробницей затянулась на мн. годы и стала тяжёлым испытанием для М. После многолетних переделок и обсуждения проекта с родственниками умершего папы гробница, имеющая мало общего с первоначальным замыслом М., была установлена в римской ц. Сан-Пьетро-ин-Винколи (1545), кардиналом которой был при жизни папа Юлий II. Руке М. принадлежит только статуя Моисея, исполненная сверхчеловеческой мощи. Архитектура гробницы с нишами и геммами, статуи Лии, Рахили и Юлия II были выполнены по замыслу М. его учениками и помощниками. В процессе работы над проектами гробницы были созданы скульптуры «Умирающий раб» и «Борющийся раб» (обе – ок. 1513–16, Лувр, Париж), 4 незаконченные статуи «Рабов» («Пленники», 1530-е гг., Галерея Академии, Флоренция), обладающие необычайной образной насыщенностью и символизирующие идеи универсального порядка (иногда их интерпретируют в духе неоплатонич. учения о теле как темнице души). Для гробницы предназначалась также скульптурная группа «Победа» (ок. 1532–34, Палаццо Веккьо, Флоренция), в которой М. впервые использовал приём «фигура серпентината» – закручивание фигуры вокруг своей оси, что уподобляет статую языку пламени и придаёт ей особую динамику и выразительность.
По возвращении в Рим из Флоренции М. получил заказ на роспись свода Сикстинской капеллы (1508–12), ставшую одной из вершин в развитии стиля Высокого Возрождения. Построенная папой Сикстом IV, Сикстинская капелла была домовой капеллой римских пап. Первоначально М. было предложено на парусах написать 12 апостолов, а основное поле свода украсить геометрич. членениями. По инициативе М. тематика росписи была изменена, на своде было решено изобразить акт Божественного творения как начало жизни и человеческой истории, грехопадение и историю Ноя. Размещённые на парусах пророки и сивиллы, предсказавшие пришествие в мир Спасителя, и предки Христа в люнетах предваряли восприятие истории Моисея и Христа на стенах. Тема созидания и творчества как акта Божественной воли сменяется драматич. мотивами истории человечества от грехопадения до истории Ноя. Грех, его наказание и искупление становятся смыслом ветхозаветных эпизодов двойных распалубок свода, свидетельствующих о чудесном вмешательстве Бога в ход земной истории. Ноты отчаянного сопротивления року звучат в «Распятии Амана» и в «Медном змии», с двух сторон обрамляющих отпрянувшего от огромной рыбы пророка Иону, судьба которого выступала прообразом будущего воскресения Христа. После завершения росписи свода интерьер Сикстинской капеллы преобразился (см. илл. к ст. Италия). Мощная энергия созданных М. образов, их масштаб овладевают зрительским вниманием, делают акт Божественного творения центром всего ансамбля. В росписи свода М. на многие годы опередил развитие монументальной плафонной живописи, добившись ясной организации композиции с помощью иллюзорной архитектуры и скульптуры, а также колористич. единства. Разнообразие положений тела, ракурсов, поз и жестов, а также рисунок, анатомич. характеристики фигуры остаются главными выразит. средствами художника.
После смерти Юлия II М. вернулся во Флоренцию, где ему было поручено создать проект завершения фасада ц. Сан-Лоренцо – родовой церкви Медичи. В проекте фасада М. активно использовал элементы классич. ордера, обогатив поверхность стены скульптурным декором, включающим статуи, мраморные и бронзовые рельефы. Понимание архитектуры как пластич. иск-ва, основанного на динамическом взаимодействии масс, получит дальнейшее развитие как в работах самого М. (интерьер б-ки Лауренциана во Флоренции, 1523–33), так и в архитектуре европ. барокко. Наиболее значительным из созданных им в 1520–30-х гг. произведений является ансамбль капеллы Медичи в Новой сакристии ц. Сан-Лоренцо. Папа Лев Х задумал создать капеллу для захоронения в ней представителей старшей ветви рода Медичи – Лоренцо Великолепного, его брата Джулиано, Лоренцо Медичи, герцога Урбинского, и Джулиано, герцога Немурского, и поручил этот заказ М. После смерти Льва Х его преемник папа Климент VII взял исполнение работ под свой контроль. Архитектура и скульптура капеллы Медичи объединены одним замыслом, обладающим огромной внутр. динамикой. В членениях и декоре стен М. использует каркасный принцип Ф. Брунеллески, выделяя все архит. членения серым камнем, подчёркивающим белизну мраморной облицовки стен, пластику ордерных пилястр, выразит. рельеф обрамлений ниш и скульптурного фриза. Для трёх задуманных гробниц (одна из них парная) им было выполнено 7 статуй, законченных к нач. 1530 и включающих статуи герцогов, аллегории времён суток («Утро», «День», «Вечер» и «Ночь») и статую «Мадонна с Младенцем», ставшую смысловым центром всего ансамбля капеллы. Возможно, для ансамбля капеллы Медичи была также создана и фигура «Скорчившегося мальчика» (Эрмитаж, С.-Петербург). Выразительность целостного ансамбля, рассеянное освещение, странное напряжение, вызываемое взаимодействием скульптурных гробниц с достаточно тесным пространством капеллы (11: 11 м), порождают чувство тревоги, напоминая о бренности земного бытия (см. илл. к статьям Возрождение, Медичи). Этим же временем датируются несохранившиеся картоны для трёх картин («Леда», «Noli me tangere» и «Венера и Купидон»), а также статуя Давида, переделанная позднее в статую Аполлона (1525–26 и ок. 1530, Нац. музей Барджелло) и отмеченная удивит. богатством пластич. аспектов.
Годы работы над статуями капеллы Медичи совпали с драматич. событиями во Флоренции – антимедичейским восстанием, осадой и взятием города имперскими войсками. М., как убеждённый республиканец, принимал участие в обороне города (1528–30), создавая фортификационные сооружения (сохранились рисунки его проектов). Поражение Флоренции и воцарение наследственного герцога Алессандро Медичи стали ударом для М. Получив прощение от папы Климента VII, он закончил начатые статуи для капеллы Медичи и в 1534 уехал в Рим, чтобы уже никогда не вернуться в родной город.
В поздний период творчества (с 1534) М. отдаёт предпочтение рисунку, архитектуре и поэзии. Особняком в его творчестве стоит бюст тираноубийцы Брута (Нац. музей Барджелло), заказанный ему проживающими в рим. изгнании политич. противниками Медичи после убийства герцога Алессандро (1537). Созданный под несомненным влиянием рим. портретов Каракаллы, «Брут» М. с его резким разворотом головы, смелыми и выразит. чертами лица остался единственным портретным образом в скульптурном наследии мастера.
В 1533 папа Климент VII назначил М. главным папским художником, архитектором и смотрителем всех папских построек. В эти годы он был дружен со многими известными людьми, в частности с поэтессой Витторией Колонна, маркизой ди Пескара, однако всё более погружается в мир глубоко личных переживаний, остро ощущая своё одиночество. К позднему творчеству М. относятся фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле, исполненные по заказу папы Павла III фрески капеллы Паолина в папском дворце («Обращение Савла», между 1542 и 1545, и «Распятие апостола Петра», между 1546 и 1550), две скульптурные группы «Пьета́» и «Положение во гроб» для своей гробницы; все они отражают изменение мировосприятия художника и одолевающие его мысли о смерти (из письма М. от 1557: «денно и нощно я стремлюсь подружиться со смертью…»).
Наиболее значит. произведением М.-художника позднего периода стала фреска «Страшный суд», написанная на алтарной стене Сикстинской капеллы в 1534–41 и как бы объединившая начало и конец земной истории. Обратившись к Священному Писанию, М. исходил из того места в Евангелии от Матфея, где говорится о Втором пришествии Христа на землю в образе Судии (Мф. 19:28–30). Он воспринимает Второе пришествие Христа как трагическую, но очистительную вселенскую катастрофу: грозный Судия, карающий за грехи плоти и пороки души, царит в центре алтарной стены Сикстинской капеллы, в окружении сияния, рядом с испуганно сжавшейся Марией. Почти в центр композиции, у ног Христа, М. поместил и свой автопортрет, наделённый, безусловно, глубоким смысловым подтекстом: он изобразил своё лицо, словно искажённое болью, на лоскуте кожи, заживо снятой со св. Варфоломея. Весь образный строй этой необычной фрески создавался М. с помощью универсального для него средства – пластики обнажённой натуры. Телесные характеристики становятся для М. отражениями духовного состояния изображённых персонажей. Естественная для М. нагота Христа и святых была воспринята как кощунство в эпоху Контрреформации, и по приказанию папы Пия IV ученик М. (Даниеле да Вольтерра) «прикрыл» отдельные части фигур драпировками (1565), которые частично были сняты во время реставрации в 1980–92.
После смерти Антонио да Сангалло Младшего М. в 1546 был назначен гл. архитектором Святого Петра собора. М. отказался от вознаграждения, считая, что создаёт собор для Бога, а не для людей. Он вернулся к центрально-купольной планировке Д. Браманте, укрупнив и обобщив пространственные ячейки, и сделал гл. темой огромный купол над средокрестьем, возведённый по образцу купола флорентийского собора Ф. Брунеллески (его сооружение было завершено Дж. делла Портой по модели М. в 1588–1593). Использование колоссального ордера в оформлении наружных стен собора, сдвоенных колонн в барабане и фонаре, переходящих в сдвоенные тяги членений купола, придаёт сооружению масштабность и величие, соотносимые как с амбициями пап, так и с античными памятниками Вечного города (см. илл. к ст. Ватикан). В соответствии с требованиями католич. богослужения неф собора впоследствии был удлинён (арх. делла Порта), так что вся постройка приобрела базиликальную форму, а в эпоху барокко был возведён фасад (арх. К. Мадерна).
В эти же годы М. завершил оформление Капитолийской пл. в Риме (его первые замыслы относятся к 1538) и окружающих её палаццо, во многом предвосхитив градостроит. принципы барокко: трапециевидная в плане и открытая в сторону города, с которым она связана лестницей, площадь обладает динамизмом, не свойственным статичным ренессансным площадям. Палаццо Сенаторов, к которому М. пристроил живописную 2-маршевую лестницу, играет роль своего рода сценического задника для установленной на площади античной статуи имп. Марка Аврелия (2 в. н. э.); памятник находится в центре 3-ступенчатого овала, занимающего всё пространство площади и служащего его своеобразным подиумом; овал заполнен динамичным узором пересекающихся лепестков (полностью этот замысел М. был воплощён лишь в 20 в.; см. илл. к ст. Италия). В Риме М. по поручению папы Павла III принимал участие в строительстве Палаццо Фарнезе (1547) и спроектировал новые парадные ворота, задуманные папой Пием IV (Порта Пиа, 1561–1564). Архит. формы трактуются М. как скульптурные с той же пластичностью и динамизмом и отличаются изобретательностью, созвучной худож. исканиям маньеризма.
Самыми поздними скульптурными произведениями М. являются три религ. скульптурные группы – «Пьета́ со св. Никодимом» («Положение во гроб», ок. 1550), разбитая самим скульптором в 1555 и собранная затем его учеником Т. Кальканьи (ныне Музей собора, Флоренция), «Палестринская Пьета́» (1550-е гг., Галерея Академии, Флоренция) и неоконченная «Пьета́ Ронданини» (первоначально – «Положение во гроб», начатое в 1552), над которой М. работал до своей смерти (ныне – в Кастелло-Сфорцеско, Милан). Эти глубоко трагедийные произведения лишены того духа античной классики, которым проникнуто раннее творчество мастера. Пафос скорби воплощается в них посредством угловатых и истончившихся форм, утративших свою полнокровную жизненность, но исполненных внутр. экспрессии.
Рисунок занимал важное место в творчестве М. Самыми ранними являются перовые зарисовки, сделанные им с произведений Джотто (Лувр) и Мазаччо (Гос. собрание графики, Мюнхен), имеющие линейный характер и проработанные перекрёстной штриховкой. Сохранились как подготовит. наброски к архит. и скульптурным проектам (гробницы Юлия II, капеллы Медичи, фасада ц. Сан-Лоренцо, собора Св. Петра и др.), так и детализированные эскизы отд. фигур к картону «Битва при Кашине» (1504–05, Музей Тейлера, Харлем; Каса-Буонарроти; Британский музей, Лондон, и др.), росписям потолка Сикстинской капеллы (эскиз Ливийской сивиллы, 1511, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), фреске «Страшный суд» («Голова проклятого», ок. 1525, галерея Уффици), выполненные преим. мелом и сангиной. Кроме того, М. создавал (обычно в качестве подарков) самостоят. рисунки, по степени законченности напоминающие станковые произведения (портрет Андреа Кваратези, ок. 1532, «Падение Фаэтона», ок. 1533, оба – Британский музей, и др.). Ранние рисунки имеют ярко выраженный скульптурный характер, чётко проработанный объём и выразит. контур. Поздние рисунки М. (набросок к «Положению во гроб», 1555, Эшмолеанский музей, Оксфорд; «Распятие», 1556, Британский музей, и др.) наполнены глубоким религ. чувством, окрашенным скорбью и отражающим душевные переживания художника в последние годы жизни. Они кажутся бесплотными и воздушными, в них М. отказывается от проработки отд. фигур и переносит акцент на композиционное целое.
М. – первый ренессансный скульптор, чей творч. метод базировался на последовательном использовании 3-мерных подготовит. форм: от маленьких боццетто (Каса-Буонарроти; Музей Виктории и Альберта, Лондон, и др.), игравших роль скульптурных набросков и помогавших разработать замысел, до полномасштабных моделей, непосредственно предшествующих его воплощению (их примерами могут служить торс «Речного божества», ок. 1524–27, для неосуществлённой статуи в капелле Медичи, Каса-Буонарроти; восковая модель «Молодого раба», 1516, Музей Виктории и Альберта).
После смерти М. тело его было тайно вывезено из Рима и захоронено во флорентийской ц. Санта-Кроче.
Один из величайших творч. гениев Италии, М. обладал беспримерной даже для своего времени универсальностью худож. дарований. Многие художники 16 и 17 вв. в той или иной степени были затронуты его влиянием, которое проявилось в копировании его произведений, прямом цитировании отд. тем и мотивов, а также в подражании его манере. Биографии художника, написанные боготворившими его А. Кондиви и Дж. Вазари (в «Жизнеописаниях…»), способствовали распространению настоящего культа М., который был унаследован последующими эпохами.
Литературное наследие. К поэтич. творчеству М. обратился ок. 1503 и продолжал писать стихи до глубокой старости, создал ок. 250 стихотворений (при жизни не издавались; первое изд. – 1623; первое науч. изд. – 1960). В ранних стихах М. (до 1534) доминирует экспериментирование в разл. жанрах (сонет, мадригал, канцона, капитоло, стансы, секстины и пр.) и стилях; поэзия зрелого периода (1534–47) отмечена выработкой индивидуального поэтич. языка и акцентом на медитативной лирике; поздние стихи (1547–60) носят почти исключительно религ. характер. Некоторая шероховатость и затемнённость ряда стихотворений М., перекликающиеся с «незаконченностью» (non finito) его скульптурных шедевров, отразили смятенность и неистовость его личности. М. почти не интересовался современной ему поэзией (за исключением творчества В. Колонны), но хорошо знал Данте, подражал А. Полициано и Лоренцо Медичи. Влияние Ф. Петрарки особенно ощутимо в поздних стихах М.; однако, в отличие от большинства поэтов своего времени, М. не был склонен к поверхностной имитации манеры Петрарки. Известный сонет М. «И высочайший гений не прибавит…» («Non ha l’ottimo artista alcun concetto…», между 1538 и 1544) отчасти перекликается с характерным для теоретиков маньеризма представлением о «внутреннем рисунке» как прообразе произведения.
Не только собственно биографический, но и несомненный лит. интерес представляет эпистолярий М. (сохранилось ок. 500 писем и записок, отправленных в 1496–1563 разным корреспондентам: родственникам; политич. деятелям – папе Клименту VII, франц. королю Франциску I, герцогу Козимо Медичи; писателям и художникам – П. Аретино, Дж. Вазари, Б. Челлини). Обилие чисто практич., обыденно-житейских мотивов в эпистолярии М. сочетается с характерной и для его поэзии концентрированностью мысли, устремлённостью к сути вещей, напряжённо-драматич. переживанием бытия. Неистовый темперамент М. выражает себя в импульсивности изложения, неприглаженном антиорнаментальном синтаксисе, явном тяготении к простонародному языку. В то же время две наиболее пространные подборки писем М. – к В. Колонне и к молодому рим. аристократу Томмазо Кавальери (в последних явно прочитывается пылкое любовное чувство) – отмечены более изысканным риторич. решением.
На рус. яз. письма М. переводились с 1914; среди переводчиков его поэзии – Ф. И. Тютчев, В. С. Соловьёв, В. И. Иванов, А. М. Эфрос, А. Г. Найман, А. Б. Махов, А. А. Вознесенский, Е. М. Солонович. Ряд сонетов М. был положен на музыку (С. И. Танеев, Н. Я. Мясковский, Б. Бриттен, Д. Д. Шостакович).