Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАЗА́РИ ДЖОРДЖО

Авторы: И. А. Смирнова
Дж. Вазари и Б. Буонталенти. Арка южного фасада здания Уффици во Флоренции. 1560–85.

ВАЗА́РИ (Vasari) Джорд­жо (30.7.1511, Арец­цо – 27.6.1574, Фло­рен­ция), итал. ар­хи­тек­тор, жи­во­пи­сец и ис­то­рик иск-ва. Учил­ся у Ми­ке­ланд­же­ло, А. дель Сар­то, Б. Бан­ди­нел­ли. Ра­бо­тал пре­им. во Фло­рен­ции, где был при­двор­ным мас­те­ром гер­цо­гов Ме­ди­чи (в 1562 ос­но­вал ака­де­мию ри­сун­ка), так­же в Ри­ме, Бо­ло­нье, Ве­не­ции, Не­апо­ле и др. го­ро­дах. В ар­хит. ра­бо­тах со­че­тал эле­мен­ты ре­нес­санс­но­го зод­че­ст­ва и ар­хи­тек­ту­ры мань­е­риз­ма: соб­ст­вен­ный дом (1542; ны­не – Му­зей Ва­за­ри, рос­пи­си и ар­хив мас­те­ра) и Па­лац­цо дел­ле-Лод­же (1573–1581) в Арец­цо; Па­лац­цо деи-Ка­валь­е­ри (1562) и ц. Сан-Сте­фа­но-деи-Ка­валь­е­ри (1565–69) в Пи­зе. Луч­шей по­строй­кой В., соз­дан­ной совм. с арх. Б. Бу­он­та­лен­ти, яв­ля­ет­ся ан­самбль Уф­фи­ци (1560–1585; ны­не – му­зей) во Фло­рен­ции – зда­ние пра­ви­тель­ст­вен­ных Кан­це­ля­рий с уз­кой ули­цей-ко­ри­до­ром ме­ж­ду пл. Синь­о­рии и на­бе­реж­ной р. Ар­но.

Дж. Вазари. «Персей и Андромеда». 1570. Палаццо Веккьо (Флоренция).

Твор­че­ст­во В.-жи­во­пис­ца пред­став­ля­ет со­бой наи­бо­лее эк­лек­ти­че­скую ветвь фло­рен­тий­ско­го мань­е­риз­ма: стре­мив­ший­ся соз­дать «пре­крас­ную ма­не­ру», В. в сво­их мно­го­числ. ал­тар­ных кар­ти­нах и об­шир­ных цик­лах мо­ну­мен­таль­ных рос­пи­сей опе­ри­ру­ет изо­бра­зит. фор­му­ла­ми, по­черп­ну­ты­ми у мас­те­ров са­мых разл. на­прав­ле­ний, пре­им. у Ми­ке­ланд­же­ло, позд­не­го Ра­фа­эля, Ф. Пар­мид­жа­ни­но. Его фре­скам (цикл «Ис­то­рия па­пы Пав­ла III» в рим. Па­лац­цо Кан­чел­ле­рия, 1546; рос­пи­си в Па­лац­цо Век­кьо во Фло­рен­ции – апар­та­мен­тов Льва X и Че­ты­рёх сти­хий, 1556–62, и за­ла Пя­ти­сот, 1563–72) свой­ст­вен­ны хо­лод­ная ри­то­ри­ка, ил­лю­ст­ра­тив­ность пе­ре­да­чи не толь­ко со­бы­тий, но и чувств и эмо­ций, по­вто­ряе­мость фор­маль­ных приё­мов. Ис­клю­че­ние пред­став­ля­ет утон­чён­ный за­мы­сел по­след­ней ра­бо­ты В. – жи­во­пис­ной де­ко­ра­ции Сту­дио­ло Фран­че­ско I в Па­лац­цо Век­кьо во Фло­рен­ции (1570), для ко­то­рой он на­пи­сал ком­по­зи­цию «Пер­сей и Ан­дро­ме­да».

Из­вест­ность при­об­рёл как пер­вый ис­то­рик итал. иск-ва, ав­тор «Жиз­не­опи­са­ний наи­бо­лее зна­ме­ни­тых жи­во­пис­цев, вая­те­лей и зод­чих» («Vite de piu ecce­len­ti architetti, pittori e scultori italiani…», 1550, 2-е изд., 1568; рус. пер. 1956–71), со­хра­няю­щих своё зна­че­ние как па­мят­ник ли­те­ра­ту­ры и важ­ней­ший ис­точ­ник све­де­ний о жиз­ни и твор­че­ст­ве мас­те­ров эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. В ос­но­ве эс­те­тич. взгля­дов В. – прин­цип «под­ра­жа­ния при­ро­де»; в сво­их под­роб­ных опи­са­ни­ях про­из­ве­де­ний он стре­мит­ся дать их проф. оцен­ку по кри­те­рию фор­маль­но­го со­вер­шен­ст­ва, что от­ли­ча­ет опи­са­ния В. от ан­тич­ных и ср.-век. эк­фра­си­сов, по­ве­ст­вую­щих пре­им. о сю­жет­ной ос­но­ве изо­бра­же­ний.

Лит.: Barocchi P. Vasari pittore. Mil., 1964; Le Mollé R. G. Vasari: l’homme des Médicis. P., 1995.

Вернуться к началу