ВАЗА́РИ ДЖОРДЖО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАЗА́РИ (Vasari) Джорджо (30.7.1511, Ареццо – 27.6.1574, Флоренция), итал. архитектор, живописец и историк иск-ва. Учился у Микеланджело, А. дель Сарто, Б. Бандинелли. Работал преим. во Флоренции, где был придворным мастером герцогов Медичи (в 1562 основал академию рисунка), также в Риме, Болонье, Венеции, Неаполе и др. городах. В архит. работах сочетал элементы ренессансного зодчества и архитектуры маньеризма: собственный дом (1542; ныне – Музей Вазари, росписи и архив мастера) и Палаццо делле-Лодже (1573–1581) в Ареццо; Палаццо деи-Кавальери (1562) и ц. Сан-Стефано-деи-Кавальери (1565–69) в Пизе. Лучшей постройкой В., созданной совм. с арх. Б. Буонталенти, является ансамбль Уффици (1560–1585; ныне – музей) во Флоренции – здание правительственных Канцелярий с узкой улицей-коридором между пл. Синьории и набережной р. Арно.
Творчество В.-живописца представляет собой наиболее эклектическую ветвь флорентийского маньеризма: стремившийся создать «прекрасную манеру», В. в своих многочисл. алтарных картинах и обширных циклах монументальных росписей оперирует изобразит. формулами, почерпнутыми у мастеров самых разл. направлений, преим. у Микеланджело, позднего Рафаэля, Ф. Пармиджанино. Его фрескам (цикл «История папы Павла III» в рим. Палаццо Канчеллерия, 1546; росписи в Палаццо Веккьо во Флоренции – апартаментов Льва X и Четырёх стихий, 1556–62, и зала Пятисот, 1563–72) свойственны холодная риторика, иллюстративность передачи не только событий, но и чувств и эмоций, повторяемость формальных приёмов. Исключение представляет утончённый замысел последней работы В. – живописной декорации Студиоло Франческо I в Палаццо Веккьо во Флоренции (1570), для которой он написал композицию «Персей и Андромеда».
Известность приобрёл как первый историк итал. иск-ва, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Vite de piu eccelenti architetti, pittori e scultori italiani…», 1550, 2-е изд., 1568; рус. пер. 1956–71), сохраняющих своё значение как памятник литературы и важнейший источник сведений о жизни и творчестве мастеров эпохи Возрождения. В основе эстетич. взглядов В. – принцип «подражания природе»; в своих подробных описаниях произведений он стремится дать их проф. оценку по критерию формального совершенства, что отличает описания В. от античных и ср.-век. экфрасисов, повествующих преим. о сюжетной основе изображений.