Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́РТО АНДРЕА ДЕЛЬ САРТР

Авторы: А. Л. Близнюков
А. дель Сарто. «Мадонна с гарпиями». 1517. Галерея Уффици (Флоренция).

СА́РТО, Ан­д­реа дель Сар­то (Andrea del Sarto; собств. Ан­д­реа д’Аньоло, d’Agno­lo) (16.7.1486, Фло­рен­ция – 29.9.1530, там же), итал. жи­во­пи­сец и ри­со­валь­щик. Учил­ся у жи­во­пис­цев Дж. Ба­ри­ле и Пье­ро ди Ко­зи­мо. Важ­ную роль в его ста­нов­ле­нии сыг­ра­ло твор­че­ст­во Ле­о­нар­до да Вин­чи и Ми­ке­ланд­же­ло, так­же Фра Бар­то­лом­мео и Ра­фа­эля. К гл. про­из­ве­де­ни­ям С. от­но­сят­ся фре­ско­вые цик­лы в Кьо­ст­ро-дел­ло-Скаль­цо (сце­ны из жиз­ни Ио­ан­на Кре­сти­те­ля, 1507–1523), в мон. Сан-Саль­ви («Бла­го­ве­ще­ние», ок. 1508, «Тай­ная Ве­че­ря», 1526–1527), во дво­ре ц. Сан­тис­си­ма-Ан­нун­циа­та (сце­ны из жиз­ни св. Ф. Бе­ниц­ци, 1509–10, «Ше­ст­вие вол­хвов», 1511, «Ро­ж­де­ст­во Бо­го­ма­те­ри», 1513–14, и др.; все – во Фло­рен­ции); ал­тар­ные об­ра­зы «Ма­дон­на с гар­пия­ми» (1517, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция), «Ма­дон­на с Мла­ден­цем и свя­ты­ми Ека­те­ри­ной, Ели­за­ве­той и Иоан­ном Кре­сти­те­лем», 1510-е гг., Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), так­же порт­реты («Порт­рет мо­ло­до­го че­ло­ве­ка», ок. 1517, Нац. га­ле­рея, Лон­дон, и др.). В 1518 ра­бо­тал во Фран­ции по при­глаше­нию ко­ро­ля Фран­ци­ска I («Ми­ло­сер­дие», Лувр, Па­риж). Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния, сыг­рал важ­ную роль в раз­ви­тии фло­рен­тий­ской шко­лы; у не­го учи­лись Я. Пон­тор­мо, Рос­со Фьо­рен­ти­но, Ф. Саль­виа­ти и др.

Лит.: Shearman J. A. del Sarto. Oxf., 1965. Vol. 1–2; Эли­ас­берг Н. Е. А. дель Сар­то. М., 1973; A. del Sarto: Dipinti e di­segni a Firenze. (Cat.). Firenze, 1986; Hommageà A. del Sarto. (Cat.). P., 1986; Natali A., Cecchi A. A. del Sarto. Firenze, 1989; Па­до­ва­ни С. А. дель Сар­то. М., 1999.

Вернуться к началу