ПОНТО́РМО ЯКОПО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОНТО́РМО (Pontormo; наст. фам. Карруччи, Carrucci) Якопо (24.5.1494, Понтормо, Тоскана – похоронен 2.1.1557, Флоренция), итал. живописец. Представитель флорентийской школы. Учился у М. Альбертинелли и Пьеро ди Козимо (1507–12). Испытал влияние Микеланджело (особенно с 1530-х гг.) и гравюр А. Дюрера. Если ранние произведения П. (фреска «Посещение Марией Елизаветы», 1514–16, двор ц. Сантиссима-Аннунциата, Флоренция) близки иск-ву мастеров Высокого Возрождения (напр., А. дель Сарто, с которым П. сотрудничал ок. 1512), то в 1520-е гг. он становится одним из основоположников маньеризма. Виртуозное, порой эксцентрическое композиц. мастерство П. с особой силой проявилось в отмеченных острой наблюдательностью фресках с буколическими аллегориями на вилле в Поджо-а-Каяно (1519–20) и росписях мон. Чертоза-дель-Галуццо близ Флоренции (1523–25). В более поздних религ. композициях П. («Положение во гроб», 1526–28, капелла Каппони в ц. Санта-Феличита, Флоренция; «Посещение Марией Елизаветы», 1528–29, ц. Сан-Микеле, Карминьяно), а также портретах (портрет Марии Сальвиати, ок. 1537–43, галерея Уффици, Флоренция; «Мужской портрет», 1529–1530, Музей П. Гетти, Малибу; «Портрет дамы в красном», 1530-е гг., Штеделевский ин-т, Франкфурт-на-Майне, и др.) ощущаются внутр. тревога, экзальтированная напряжённость колорита. Большое влияние на современников оказали его несохранившиеся росписи вилл Медичи в Кастелло (ок. 1535–36) и Кареджи (1537–43), а также хора флорентийской ц. Сан-Лоренцо (1546–56). П. – выдающийся рисовальщик, его графич. штудии и эскизы отличаются необычайной выразительностью контуров, гибкостью и подвижностью линий.