Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОНТО́РМО ЯКОПО

Я. Понтормо «Положение во гроб». Алтарный образ капеллы Каппони в церкви Санта-Феличита (Флоренция). 1526–28.

ПОНТО́РМО (Pontormo; наст. фам. Кар­руч­чи, Carrucci) Яко­по (24.5.1494, Пон­тор­мо, Тос­ка­на – по­хо­ро­нен 2.1.1557, Фло­рен­ция), итал. жи­во­пи­сец. Пред­ста­ви­тель фло­рен­тий­ской шко­лы. Учил­ся у М. Аль­бер­ти­нел­ли и Пье­ро ди Ко­зи­мо (1507–12). Ис­пы­тал влия­ние Ми­ке­ланд­же­ло (осо­бен­но с 1530-х гг.) и гра­вюр А. Дю­ре­ра. Ес­ли ран­ние про­из­ве­де­ния П. (фре­ска «По­се­ще­ние Ма­ри­ей Ели­за­ве­ты», 1514–16, двор ц. Сан­тис­си­ма-Ан­нун­циа­та, Фло­рен­ция) близ­ки иск-ву мас­те­ров Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния (напр., А. дель Сар­то, с ко­то­рым П. со­труд­ни­чал ок. 1512), то в 1520-е гг. он ста­но­вит­ся од­ним из ос­но­во­по­лож­ников мань­е­риз­ма. Вир­ту­оз­ное, по­рой экс­цен­три­че­ское ком­по­зиц. мас­тер­ст­во П. с осо­бой си­лой про­яви­лось в от­ме­чен­ных ост­рой на­блю­да­тель­но­стью фре­сках с бу­ко­ли­че­ски­ми ал­ле­го­рия­ми на вил­ле в Под­жо-а-Кая­но (1519–20) и рос­писях мон. Чер­то­за-дель-Га­луц­цо близ Фло­рен­ции (1523–25). В бо­лее позд­них ре­лиг. ком­по­зи­ци­ях П. («По­ло­же­ние во гроб», 1526–28, ка­пел­ла Кап­по­ни в ц. Сан­та-Фе­ли­чи­та, Фло­рен­ция; «По­се­ще­ние Ма­ри­ей Ели­за­ве­ты», 1528–29, ц. Сан-Ми­ке­ле, Кар­минь­я­но), а так­же порт­ре­тах (порт­рет Ма­рии Саль­виа­ти, ок. 1537–43, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция; «Муж­ской порт­рет», 1529–1530, Му­зей П. Гет­ти, Ма­ли­бу; «Порт­рет да­мы в крас­ном», 1530-е гг., Ште­де­лев­ский ин-т, Франк­фурт-на-Май­не, и др.) ощу­ща­ют­ся внутр. тре­во­га, эк­заль­ти­ро­ван­ная на­пря­жён­ность ко­ло­ри­та. Боль­шое влия­ние на со­вре­мен­ни­ков ока­за­ли его не­со­хра­нив­шие­ся рос­пи­си вилл Ме­ди­чи в Кас­тел­ло (ок. 1535–36) и Ка­ред­жи (1537–43), а так­же хо­ра фло­рен­тий­ской ц. Сан-Ло­рен­цо (1546–56). П. – вы­даю­щий­ся ри­со­валь­щик, его гра­фич. шту­дии и эс­ки­зы от­ли­ча­ют­ся не­обы­чай­ной вы­ра­зи­тель­но­стью кон­ту­ров, гиб­ко­стью и под­виж­но­стью ли­ний.

Лит.: Rearick J. С. The drawings of Pontor­mo. Camb. (Mass.), 1964. Vol. 1–2; idem. Dy­nasty and destiny in Medici art: Pontormo, Leo X and the two Cosimos. Princeton, 1984; Forster K. W. Pontormo. Münch., [1966]; Да­жи­на В. Д. Влия­ние Ми­ке­ланд­же­ло на ста­нов­ле­ние твор­че­ской ин­ди­ви­ду­аль­но­сти Я. Пон­тор­мо // Ми­ке­ланд­же­ло и его вре­мя. М., 1978; Costamagna P. Pontormo. Mil., 1994; Forlani Tempesti A., Giovan­net­ti A. Pontormo. Fi­ren­ze, 1994; Medri L. M. Pontor­mo a Poggio a Caiano. Firenze, [1995]; Мар­кет­ти Лет­та Э. М. Пон­тор­мо. Рос­со Фьо­рен­ти­но. М., 1998; Му­ра­тов П. П. Об­ра­зы Ита­лии. СПб., 2009. Т. 1.

Вернуться к началу