ФЛОРЕНТИ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЛОРЕНТИ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА в живописи, одна из основных художественных школ Италии эпохи Возрождения. Сформировалась в период Проторенессанса в монументальной живописи и живописи на досках под влиянием пизано-лукканской школы и визант. иск-ва, в тесном взаимодействии с сиенской школой и рим. школой (П. Каваллини и др.). Наиболее ранним живописным проектом Ф. ш. являются мозаики флорентийского баптистерия (ок. 1225–1325). Первыми собственно флорентийскими художниками, наряду с плеядой анонимных мастеров, являются Коппо ди Марковальдо и Чимабуэ. Осн. черты Ф. ш. кристаллизовались в живописи Джотто: интерес к убедительно переданным пространственным построениям и трёхмерному объёму, созданному с помощью светотеневой моделировки, к драматич. экспрессии повествования. Эти черты были закреплены и распространены флорентийскими джоттесками (Таддео Гадди, Мазо ди Банко, Б. Дадди и др.). С сер. 14 в. усилились тенденции к линеарности и плоскостности (Нардо ди Чьоне, отчасти А. Орканья, Андреа да Фиренце). К кон. 14 в. в Ф. ш. победило направление интернациональной готики, в рамках которого возрождается интерес к натурализму отд. деталей (Лоренцо Монако, Г. Старнина, флорентийские работы Джентиле да Фабриано).
Гуманистич. мировосприятие стало идейной основой иск-ва Ф. ш. Раннего Возрождения. Поворот от интернациональной готики к ценностям, утверждённым Джотто, совершился в творчестве Мазаччо, работавшего во взаимодействии с Ф. Брунеллески и Донателло. Мазаччо отказался от декоративизма своих непосредственных предшественников и вернулся к ориентации на натуру, разработке трёхмерного пространства путём последовательного применения перспективы, светотеневой моделировки объёмов, передаче физиогномической экспрессии. Под влиянием Мазаччо развивается живопись мастеров 15 в. Новаторское применение перспективы отличает живопись Фра Анджелико, Фра Филиппо Липпи, П. Уччелло, Д. Венециано, А. дель Кастаньо. Живопись Ф. ш. 15 в. имеет исследовательский и эксперим. характер: она развивается под влиянием и в тесном взаимодействии со скульптурой своего времени, в ней вырабатываются новые формы рисунка, позволяющие изучать анатомию, физиогномику и динамику человеческой фигуры в пространстве (натурный рисунок, перспективный рисунок-чертёж), облегчить работу над монументальной живописью (картон). В рамках Ф. ш. осуществляется переход от полиптиха к алтарной картине (см. Алтарный образ), внедряется новый формат тондо, развиваются станковые формы живописи: портрет, историч. и мифологич. картина, развиваются повествоват. циклы (Б. Гоццоли). Изучение нидерл. живописи позволяет мастерам Ф. ш. освоить передачу пейзажа и световоздушной среды, а во 2-й пол. 15 в. использовать смешанную технику живописи (см. в статьях Масляная живопись, Верроккьо А. дель, Поллайоло А. дель). Изощрённая повествовательность и драматизм, сочетание антикизирующих мотивов и нидерл. влияния характерны для монументальной флорентийской живописи последней трети 15 в. (Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Филиппино Липпи, Пьеро ди Козимо). Творчество Леонардо да Винчи и Микеланджело, выйдя за пределы локальных границ Ф. ш., ознаменовало собой вершину иск-ва Высокого Возрождения, др. представителям этой стилевой фазы во Флоренции были Фра Бартоломмео и Андреа дель Сарто. Ок. 1520 Ф. ш. становится одним из первых центров маньеризма (Я. Понтормо, Россо Фьорентино, А. Бронзино, Дж. Вазари и др.).