Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЛОРЕНТИ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА

Авторы: О. А. Назарова

ФЛОРЕНТИ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА в жи­во­пи­си, од­на из ос­нов­ных ху­до­же­ст­вен­ных школ Ита­лии эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. Сфор­ми­ро­ва­лась в пе­ри­од Про­то­ре­нес­сан­са в мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си и жи­во­пи­си на дос­ках под влия­ни­ем пи­за­но-лук­кан­ской шко­лы и ви­зант. иск-ва, в тес­ном взаи­мо­дей­ст­вии с си­ен­ской шко­лой и рим. шко­лой (П. Ка­вал­ли­ни и др.). Наи­бо­лее ран­ним жи­во­пис­ным про­ек­том Ф. ш. яв­ля­ют­ся мо­заи­ки фло­рен­тий­ско­го бап­ти­сте­рия (ок. 1225–1325). Пер­вы­ми соб­ст­вен­но фло­рен­тий­ски­ми ху­дож­ни­ка­ми, на­ря­ду с плея­дой ано­ним­ных мас­те­ров, яв­ля­ют­ся Коп­по ди Мар­ко­валь­до и Чи­ма­буэ. Осн. чер­ты Ф. ш. кри­стал­ли­зо­ва­лись в жи­во­пи­си Джот­то: ин­те­рес к убе­ди­тель­но пе­ре­дан­ным про­стран­ст­вен­ным по­строе­ни­ям и трёх­мер­но­му объ­ё­му, соз­дан­но­му с по­мо­щью све­то­те­не­вой мо­де­ли­ров­ки, к дра­ма­тич. экс­прес­сии по­ве­ст­во­ва­ния. Эти чер­ты бы­ли за­кре­п­ле­ны и рас­про­стра­не­ны фло­рен­тий­ски­ми джот­те­ска­ми (Тад­део Гад­ди, Ма­зо ди Бан­ко, Б. Дад­ди и др.). С сер. 14 в. уси­ли­лись тен­ден­ции к ли­не­ар­но­сти и пло­ско­ст­но­сти (Нар­до ди Чьо­не, от­час­ти А. Ор­ка­нья, Ан­д­реа да Фи­рен­це). К кон. 14 в. в Ф. ш. по­бе­ди­ло на­прав­ле­ние ин­тер­на­цио­наль­ной го­ти­ки, в рам­ках ко­то­ро­го воз­ро­ж­да­ет­ся ин­те­рес к на­ту­ра­лиз­му отд. де­та­лей (Ло­рен­цо Мо­на­ко, Г. Стар­ни­на, фло­рен­тий­ские ра­бо­ты Джен­ти­ле да Фаб­риа­но).

Гу­ма­ни­стич. ми­ро­вос­прия­тие ста­ло идей­ной ос­но­вой иск-ва Ф. ш. Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния. По­во­рот от ин­тер­на­цио­наль­ной го­ти­ки к цен­но­стям, ут­вер­ждён­ным Джот­то, со­вер­шил­ся в твор­че­ст­ве Ма­зач­чо, ра­бо­тав­ше­го во взаи­мо­дей­ст­вии с Ф. Бру­нел­ле­ски и До­на­тел­ло. Ма­зач­чо от­ка­зал­ся от де­ко­ра­ти­виз­ма сво­их не­по­сред­ст­вен­ных пред­ше­ст­вен­ни­ков и вер­нул­ся к ори­ен­та­ции на на­ту­ру, раз­ра­бот­ке трёх­мер­но­го про­стран­ст­ва пу­тём по­сле­до­ватель­но­го при­ме­не­ния пер­спек­ти­вы, све­то­те­не­вой мо­де­ли­ров­ки объ­ё­мов, пе­ре­да­че фи­зи­ог­но­ми­че­ской экс­прес­сии. Под влия­ни­ем Ма­зач­чо раз­ви­ва­ет­ся жи­во­пись мас­те­ров 15 в. Но­ва­тор­ское при­ме­не­ние пер­спек­ти­вы от­ли­ча­ет жи­во­пись Фра Анд­же­ли­ко, Фра Фи­лип­по Лип­пи, П. Уч­чел­ло, Д. Ве­не­циа­но, А. дель Кас­та­ньо. Жи­во­пись Ф. ш. 15 в. име­ет ис­сле­до­ва­тель­ский и экс­пе­рим. ха­рак­тер: она раз­ви­ва­ет­ся под влия­ни­ем и в тес­ном взаи­мо­дей­ст­вии со скульп­ту­рой сво­его вре­ме­ни, в ней вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся но­вые фор­мы ри­сун­ка, по­зво­ляю­щие изу­чать ана­то­мию, фи­зи­ог­но­ми­ку и ди­на­ми­ку че­ло­ве­че­ской фи­гу­ры в про­стран­ст­ве (на­тур­ный ри­су­нок, пер­спек­тив­ный ри­су­нок-чер­тёж), об­лег­чить ра­бо­ту над мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­сью (кар­тон). В рам­ках Ф. ш. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­ход от по­лип­ти­ха к ал­тар­ной кар­ти­не (см. Ал­тар­ный об­раз), вне­дря­ет­ся но­вый фор­мат тон­до, раз­ви­ва­ют­ся стан­ко­вые фор­мы жи­во­пи­си: порт­рет, ис­то­рич. и ми­фо­ло­гич. кар­ти­на, раз­ви­ва­ют­ся по­ве­ст­во­ват. цик­лы (Б. Гоц­цо­ли). Изу­че­ние ни­дерл. жи­во­пи­си по­зво­ля­ет мас­те­рам Ф. ш. ос­во­ить пе­ре­да­чу пей­за­жа и све­то­воз­душ­ной сре­ды, а во 2-й пол. 15 в. ис­поль­зо­вать сме­шан­ную тех­ни­ку жи­во­пи­си (см. в стать­ях Мас­ля­ная жи­во­пись, Вер­рок­кьо А. дель, Пол­лай­о­ло А. дель). Изо­щрён­ная по­ве­ст­во­ва­тель­ность и дра­ма­тизм, со­че­та­ние ан­ти­ки­зирую­щих мо­ти­вов и ни­дерл. влия­ния ха­рак­тер­ны для мо­ну­мен­таль­ной фло­рен­тий­ской жи­во­пи­си по­след­ней тре­ти 15 в. (Д. Гир­лан­дайо, С. Бот­ти­чел­ли, Фи­лип­пи­но Лип­пи, Пье­ро ди Ко­зи­мо). Твор­че­ст­во Ле­о­нар­до да Вин­чи и Ми­келанд­же­ло, вый­дя за пре­де­лы ло­каль­ных гра­ниц Ф. ш., оз­на­ме­но­ва­ло со­бой вер­ши­ну иск-ва Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния, др. пред­ста­ви­те­лям этой сти­ле­вой фа­зы во Фло­рен­ции бы­ли Фра Бар­то­лом­мео и Ан­д­реа дель Сар­то. Ок. 1520 Ф. ш. ста­но­вит­ся од­ним из пер­вых цен­тров мань­е­риз­ма (Я. Пон­тор­мо, Рос­со Фьо­рен­ти­но, А. Брон­зи­но, Дж. Ва­за­ри и др.).

Лит.: Antal F. Florentine painting and its social background. L., 1948; Freedberg S. J. Painting of the High Renaissance in Rome and Florence. Camb. (Mass.), 1961. Vol. 1–2; Берн­сон Б. Жи­во­пис­цы италь­ян­ско­го Воз­ро­ж­де­ния. М., 1965; Boskovits M. La pittura fioren­tina alla vigilia del Rinascimento, 1370–1400. Firenze, 1975; idem. The origins of Florentine painting, 1100–1270. Florence, 1993; Franklin D. Painting in Renaissance Florence, 1500–1550. L.; New Haven, 2001; Tartuferi A., Sca­li­ni M. L’Arte a Firenze nell’età di Dante (1250–1300). Firenze, 2004.

Вернуться к началу