Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАРТОЛОММЕ́О ФРА

Авторы: М. Н. Соколов
Фра Бартоломмео. «Поклонение младенцу». Около 1510. Галерея Боргезе (Рим).

БАРТОЛОММЕ́О (Bartolommeo) Фра [соб­ст­вен­но Бар­то­лом­мео (или Бач­чо) дел­ла Пор­та (della Porta)] (28.3.1472, Фло­рен­ция – 31.10.1517, там же, по др. данным, Пи­ан-ди-Мунь­о­не), итал. жи­во­пи­сец. Пред­ста­ви­тель фло­рен­тий­ской шко­лы. Учил­ся у Ко­зи­мо Рос­сел­ли; ис­пы­тал влия­ние Пье­ро ди Ко­зи­мо. Ран­ние про­из­ве­де­ния Б. («Бла­го­ве­ще­ние», 1497, со­бор в Воль­тер­ре, и др.) об­на­ру­жи­ва­ют влия­ние П. Пе­руд­жи­но и Ле­о­нар­до да Вин­чи. По­се­тив Ве­не­цию (1508) и Рим (1514), ис­пы­тал так­же воз­дей­ст­вие ве­не­ци­ан­ской шко­лы и Ми­ке­ланд­же­ло. Зре­лые его ра­бо­ты, гл. обр. мо­нумен­таль­ные ал­тар­ные кар­ти­ны («Яв­ле­ние Ма­рии св. Бер­нар­ду», 1504–07, Га­ле­рея АХ, Фло­рен­ция; «Об­ру­че­ние св. Ека­те­ри­ны», 1511, Лувр, Па­риж, и др.), пе­ре­да­ют дух Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­дения, со­еди­няя бла­го­го­вей­ное на­строе­ние с гар­мо­ни­ей фи­гур и ком­по­зи­ции в це­лом. Под воз­дей­ст­ви­ем про­по­ве­дей Са­во­на­ро­лы всту­пил в 1500 (или 1501) в до­ми­ни­кан­ский ор­ден, стал мо­на­хом мон. Сан-Мар­ко во Фло­рен­ции и ос­та­вил жи­во­пись, од­на­ко в 1504 вновь на­чал ра­бо­тать как ху­дож­ник. В позд­них произведениях («Бо­го­ма­терь с мла­ден­цем и ан­ге­ла­ми», ок. 1515, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург, и др.) по­рой уси­ли­ва­ет­ся дра­ма­тич. на­ча­ло, не на­ру­шаю­щее, впро­чем, чёт­ко­го ком­по­зи­ци­он­но­го и ко­ло­ри­стич. рав­но­ве­сия. Пи­сал так­же фре­ски (в мон. Св. Ма­рии Ма­гда­ли­ны в Пи­ан-ди-Мунь­о­не, 1517); был вы­даю­щим­ся ри­со­валь­щи­ком.

Лит.: Gabelentz H. von der. Fra Bartolommeo und die florentiner Renaissance. Lpz., 1922. Bd 1–2; Fra Bartolommeo e la Scuola di san Marco. (Cat.). [Firenza], 1996.

Вернуться к началу