Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САВОНАРО́ЛА ДЖИРОЛАМО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 195-196

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Ф. Кудрявцев
Дж. Савонарола. Портрет работы Моретто да Брешиа. 1524. Музей Кастельвеккьо (Верона, Италия).

CАВОНАРО́ЛА (Savonarola) Джи­ро­ла­мо (Ие­ро­ним) (21.9.1452, Фер­ра­ра – 23.5.1498, Фло­рен­ция), итал. ре­лиг. дея­тель, про­по­вед­ник и со­ци­аль­ный ре­фор­ма­тор. Из ста­рин­но­го па­ду­ан­ско­го ро­да. В Бо­ло­нье в 1475 при­нят в до­ми­ни­кан­ский мо­на­стырь, в 1478 ру­ко­по­ло­жен. С 1482 во фло­рен­тий­ском мон. Сан-Мар­ко (Св. Мар­ка). В 1487–88 пре­по­да­вал на бо­го­слов­ском ф-те Бо­лон­ско­го ун-та, за­тем в те­че­ние 2 лет про­по­ве­до­вал в го­ро­дах Лом­бар­дии, про­ро­че­ст­во­вал о на­ка­за­нии по­гряз­шей в по­ро­ке Церк­ви и её гря­дущем об­нов­ле­нии. В 1490 по прось­бе Ло­рен­цо Ме­ди­чи вер­нул­ся во Фло­рен­цию. С 1491 на­стоя­тель мон. Сан-Мар­ко. Уже­сто­чил мо­на­стыр­ский ус­тав: на­сто­ял на стро­гом со­блю­де­нии обе­та не­стя­жа­тель­ст­ва, рас­по­ря­дил­ся про­дать мо­на­стыр­ские име­ния и за­пре­тил лю­бые про­яв­ле­ния рос­ко­ши в оде­ж­де, пи­та­нии, в мо­на­ше­ском оби­хо­де; обя­зал мо­на­хов свои­ми тру­да­ми до­бы­вать сред­ст­ва к жиз­ни, в свя­зи с чем ос­но­вал шко­лы жи­во­пи­си, скульп­ту­ры, ар­хи­тек­ту­ры и книж­ной ми­ниа­тю­ры. С. по­ощ­рял за­ня­тия нау­ка­ми, в осо­бен­но­сти бо­го­сло­ви­ем и фи­лосо­фи­ей; в це­лях луч­ше­го по­ни­ма­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния и про­па­ган­ды хри­сти­ан­ст­ва сре­ди языч­ни­ков на­чал пре­по­да­ва­ние др.-греч., др.-евр. и не­ко­то­рых вост. язы­ков. В чис­ле по­чи­та­те­лей С. бы­ли Дж. Пи­ко дел­ла Ми­ран­до­ла, А. По­ли­циа­но, С. Бот­ти­чел­ли, Ми­ке­ланд­же­ло. Об­ли­че­ние дур­ных обы­ча­ев, рос­ко­ши и раз­врат­ной жиз­ни вер­хов об­ще­ст­ва при­ве­ло к кон­флик­ту С. с Ме­ди­чи. В 1493 С. был уда­лён в Бо­ло­нью. В про­по­ве­дях 1494–95 вы­сту­пил за вос­ста­нов­ле­ние рес­пуб­ли­ки. По его пред­ло­же­нию по­сле из­гна­ния Пье­ро Ме­ди­чи во Фло­рен­ции бы­ли уч­ре­ж­де­ны Боль­шой со­вет в ка­че­ст­ве выс­ше­го ор­га­на гос. вла­сти и Со­вет вось­ми­де­ся­ти как со­ве­щат. ин­стан­ция при синь­о­рии, а так­же про­ве­де­на на­ло­го­вая ре­фор­ма. Вме­сте с тем бы­ли за­пре­ще­ны со­б­ра­ния все­го гор. на­се­ле­ния, ко­то­рые, по мне­нию С., мог­ли стать удоб­ным ору­ди­ем для узур­па­ции вла­сти де­ма­го­га­ми и ти­ра­на­ми. В 1496 по ини­циа­ти­ве С. ос­но­ван лом­бард (за­ём­ный банк с низ­ким про­цен­том), из Фло­рен­ции из­гна­ны рос­тов­щи­ки. По на­стоя­нию С. мо­на­хи мон. Сан-Мар­ко в 1495–98 при­об­ре­ли кол­лек­цию греч. и лат. ру­ко­пи­сей, при­над­ле­жав­шую Ме­ди­чи, для мо­на­стыр­ской б-ки (един­ст­вен­но­го дос­туп­но­го для об­ще­го поль­зо­ва­ния кни­го­хра­ни­ли­ща Ев­ро­пы). Под влия­ни­ем С. во Фло­рен­ции пре­кра­ти­лись азарт­ные иг­ры, мас­ка­ра­ды и кар­на­ва­лы. Пре­об­ра­зо­ва­ния вы­зва­ли не­до­воль­ст­во как при­вер­жен­цев Ме­ди­чи, так и сто­рон­ни­ков ари­сто­кра­тич. прав­ле­ния. В мае 1497 па­па Рим­ский Алек­сандр VI от­лу­чил С. от Церк­ви. Под уг­ро­зой ин­тер­дик­та в мар­те 1498 фло­рен­тий­ская Синь­о­рия за­пре­ти­ла С. вы­сту­пать с про­по­ве­дя­ми. По­сле ря­да про­во­ка­ций, уст­ро­ен­ных про­тив­ни­ка­ми С., разъ­я­рён­ная тол­па за­хва­ти­ла мон. Сан-Мар­ко. С., за­клю­чён­ный под стра­жу, был под­верг­нут пыт­кам и при­го­во­рён к смерт­ной каз­ни как ере­тик. По­ве­шен, а за­тем со­жжён.

С. при­над­ле­жит ряд бо­го­слов­ских, ре­ли­ги­оз­но-на­зи­дат., фи­ло­соф­ских и по­ли­тич. тру­дов: трак­та­ты «О пре­зре­нии к ми­ру» («De contemptu mundi»), «Тор­же­ст­во Кре­ста» («Triumphus Crucis»), «Уте­ши­тель сте­зи мо­ей» («Solatium iti­neris mei»), «Трак­тат про­тив ас­т­ро­ло­гов» («Trattato contro gli astrologi»), «Трак­тат о го­су­дар­ст­вен­ном уст­рой­ст­ве Фло­рен­ции» («Trattato circa el reggi­men­to e governo della cittа̀ di Firenze»), диа­лог «О про­ро­че­ской ис­ти­не» («De veritate prophetica»).

Соч.: Opere complete. Roma, 1955–1999. Vol. 1–20; Мо­лит­вы из тем­ни­цы / Пер. В. Гай­ду­ка // Чен­ти Т. С. Дж. Са­во­на­ро­ла, мо­нах, ко­то­рый по­тряс Фло­рен­цию. М., 1998; Пись­ма и ре­чи // Вил­ла­ри П. Дж. Са­во­на­ро­ла и его вре­мя. M., 2002; Трак­тат об управ­ле­нии Фло­рен­ци­ей / Вступ. ст., пер. и ком­мент. У. С. Рах­нов­ской // Сред­ние ве­ка. М., 2002. Вып. 63.

Лит.: Riche M.-L. Le drame de Savonarole. P., 1967; Hugede N. Savonarole et les Flo­rentins. P., 1984; Крас­но­ва И. А. По­ли­ти­че­ское уст­рой­ст­во Фло­рен­ции в пред­став­ле­нии Дж. Са­во­на­ро­лы (по трак­та­ту «Управ­ле­ние Фло­рен­ци­ей») // Сред­ние ве­ка. М., 1994. Вып. 57; Гай­дук В. П. На­ча­ла пар­ла­мен­та­риз­ма в Ита­лии: «Трак­тат о го­су­дар­ст­вен­ном уст­рой­ст­ве Фло­рен­ции» Дж. Са­во­на­ро­лы // Из ис­то­рии ев­ро­пей­ско­го пар­ла­мен­та­риз­ма: Ита­лия. М., 1997; Ridolfi R. Vita di G. Sa­vonarola. Firenze, 1997; idem. Prolegomeni e ag­giunte alla vita di G. Savonarola. Firenze, 2000; Klein R. Il processo di G. Savonarola. Ferrara, 1998; Бра­ги­на Л. М. Ин­те­рес к Са­во­на­ро­ле в оте­че­ст­вен­ной ис­то­рио­гра­фии // Рос­сия и Ита­лия. М., 2000. Вып. 4; То­по­ро­ва А. В. Фе­но­мен Са­во­на­ро­лы // Пят­на­дца­тый век в ев­ро­пей­ском ли­те­ра­тур­ном раз­ви­тии. М., 2001.

Вернуться к началу