САВОНАРО́ЛА ДЖИРОЛАМО
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
CАВОНАРО́ЛА (Savonarola) Джироламо (Иероним) (21.9.1452, Феррара – 23.5.1498, Флоренция), итал. религ. деятель, проповедник и социальный реформатор. Из старинного падуанского рода. В Болонье в 1475 принят в доминиканский монастырь, в 1478 рукоположен. С 1482 во флорентийском мон. Сан-Марко (Св. Марка). В 1487–88 преподавал на богословском ф-те Болонского ун-та, затем в течение 2 лет проповедовал в городах Ломбардии, пророчествовал о наказании погрязшей в пороке Церкви и её грядущем обновлении. В 1490 по просьбе Лоренцо Медичи вернулся во Флоренцию. С 1491 настоятель мон. Сан-Марко. Ужесточил монастырский устав: настоял на строгом соблюдении обета нестяжательства, распорядился продать монастырские имения и запретил любые проявления роскоши в одежде, питании, в монашеском обиходе; обязал монахов своими трудами добывать средства к жизни, в связи с чем основал школы живописи, скульптуры, архитектуры и книжной миниатюры. С. поощрял занятия науками, в особенности богословием и философией; в целях лучшего понимания Священного Писания и пропаганды христианства среди язычников начал преподавание др.-греч., др.-евр. и некоторых вост. языков. В числе почитателей С. были Дж. Пико делла Мирандола, А. Полициано, С. Боттичелли, Микеланджело. Обличение дурных обычаев, роскоши и развратной жизни верхов общества привело к конфликту С. с Медичи. В 1493 С. был удалён в Болонью. В проповедях 1494–95 выступил за восстановление республики. По его предложению после изгнания Пьеро Медичи во Флоренции были учреждены Большой совет в качестве высшего органа гос. власти и Совет восьмидесяти как совещат. инстанция при синьории, а также проведена налоговая реформа. Вместе с тем были запрещены собрания всего гор. населения, которые, по мнению С., могли стать удобным орудием для узурпации власти демагогами и тиранами. В 1496 по инициативе С. основан ломбард (заёмный банк с низким процентом), из Флоренции изгнаны ростовщики. По настоянию С. монахи мон. Сан-Марко в 1495–98 приобрели коллекцию греч. и лат. рукописей, принадлежавшую Медичи, для монастырской б-ки (единственного доступного для общего пользования книгохранилища Европы). Под влиянием С. во Флоренции прекратились азартные игры, маскарады и карнавалы. Преобразования вызвали недовольство как приверженцев Медичи, так и сторонников аристократич. правления. В мае 1497 папа Римский Александр VI отлучил С. от Церкви. Под угрозой интердикта в марте 1498 флорентийская Синьория запретила С. выступать с проповедями. После ряда провокаций, устроенных противниками С., разъярённая толпа захватила мон. Сан-Марко. С., заключённый под стражу, был подвергнут пыткам и приговорён к смертной казни как еретик. Повешен, а затем сожжён.
С. принадлежит ряд богословских, религиозно-назидат., философских и политич. трудов: трактаты «О презрении к миру» («De contemptu mundi»), «Торжество Креста» («Triumphus Crucis»), «Утешитель стези моей» («Solatium itineris mei»), «Трактат против астрологов» («Trattato contro gli astrologi»), «Трактат о государственном устройстве Флоренции» («Trattato circa el reggimento e governo della cittа̀ di Firenze»), диалог «О пророческой истине» («De veritate prophetica»).