БОТТИЧЕ́ЛЛИ САНДРО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОТТИЧЕ́ЛЛИ (Botticelli) Сандро (собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi) (ок. 1445, Флоренция – похоронен 17.5.1510, там же), итал. живописец и рисовальщик эпохи Раннего Возрождения. Учился у Фра Филиппо Липпи (1465–1467), испытал его влияние, также А. дель Поллайоло; возможно, посещал мастерскую А. дель Верроккьо (1467–1468). С 1470-х гг. работал во Флоренции при дворе Лоренцо Медичи; принадлежал к флорентийской школе. Ранним произведениям Б. свойственны ясное построение пространства, чёткая светотеневая моделировка формы, элегич. интонация («Св. Себастьян», ок. 1473–74, Гос. музеи, Берлин). Первая из дошедших до нас многофигурных композиций Б. – «Поклонение волхвов» (1475–78, галерея Уффици, Флоренция) – отмечена строгим композиц. равновесием, продуманностью красочной гаммы; она включает портреты членов семьи Медичи и предполагаемый автопортрет художника. Наряду с Антонелло да Мессиной и Джованни Беллини Б. становится одним из лучших портретистов итал. кватроченто; его станковые портреты отмечены остротой характеристики, поисками тонких нюансов внутр. состояния модели: «Человек с медалью» (ок. 1473–1474, Уффици), портрет Джулиано Медичи (ок. 1478, Нац. галерея, Вашингтон, и др. музеи), женские портреты.
Сблизившись с кругом флорентийских гуманистов, Б. с кон. 1470-х гг. обращается к античной мифологии; в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утончённости, чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и одновременно поэтич. одухотворённостью. По заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи Б. создаёт свои самые известные картины: «Весна» (1477–78) с её сложной аллегорич. программой, вдохновлённой, вероятно, поэзией А. Полициано; «Паллада и кентавр» (ок. 1483, обе – Уффици, Флоренция), «Венера и Марс» (ок. 1485, Нац. галерея, Лондон), «Рождение Венеры» (ок. 1484–85, Уффици); образ Венеры у Б. трактован в духе флорентийского неоплатонизма. Одушевлённость ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность лёгких, трепетных линий, бестелесность холодных, прозрачных или эмалево-насыщенных красок сообщают его композициям оттенок изысканной декоративности, создают атмосферу мечтательности и светлой грусти.
В выполненных Б. в 1481–82 трёх настенных фресках в Сикстинской капелле в Ватикане («Искушение Христа», «Юность Моисея» и «Наказание Корея, Дафана и Авирона») величественная гармония пейзажа и архитектуры сочетается с преувеличенной эмоциональностью движений и жестов. По возвращении во Флоренцию Б. создаёт ряд религ. картин («Мадонна дель Магнификат», ок. 1485, «Мадонна с гранатом», 1487, обе в форме тондо; Уффици). В рисунках к «Божественной комедии» Данте (ок. 1492–97, Гос. музеи, Берлин, и Ватиканская б-ка) Б. отказывается от штриховки и светотеневой разработки формы и ограничивается чистой линией, посредством которой создаёт экспрессивные образы, часто повторяя фигуры беседующих Данте и Беатриче, заключённые в круг.
В 1490-е гг., в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, порывает с кружком Медичи и отказывается от античных сюжетов. В его иск-ве появляются ноты драматизма и религ. экзальтации, резкость движений, изломанность линий, напряжённая интенсивность цвета («Алтарь Сан-Барнаба», ок. 1490, Уффици). В некоторых работах (два варианта «Оплакивания» – ок. 1492, Старая пинакотека, Мюнхен, и ок. 1495, Музей Польди-Пеццоли, Милан) обнаруживается влияние нидерл. живописи (Рогира ван дер Вейдена). Зашифрованные аллегорич. композиции «Клевета» (по описанию Лукианом несохранившейся картины др.-греч. живописца Апеллеса; ок. 1495, Уффици) и «Покинутая» (ок. 1495, галерея Паллавичини, Рим) уже свидетельствуют о глубоком внутр. кризисе художника. Поздняя картина Б. «Мистическое Рождество» (ок. 1501, Нац. галерея, Лондон) проникнута глубоким религ. чувством и посвящена памяти казнённого Савонаролы. Столь же намеренно архаичен «готизирующий» стиль цикла его картин «Чудеса св. Зиновия» (1500–05, Картинная галерея, Дрезден; Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Нац. галерея, Лондон). В «Мистическом Распятии» (Худож. музей Фогг, Кембридж, штат Массачусетс) Б. помещает сцену на фоне Флоренции, охваченной страшной бурей. В последние годы жизни мастер практически перестал работать.
Одинокий интерпретатор идей флорентийского неоплатонизма, Б. не имел последователей и надолго был забыт. Интерес к его творчеству возродился в кон. 19 в. в среде прерафаэлитов и англ. художников эпохи модерна.