Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТО́НДО

Авторы: В. М. Габович

ТО́НДО (итал. tondo – круг, круг­лый), фор­мат кар­ти­ны или рель­е­фа, имею­щих фор­му кру­га, ли­бо са­мо про­из­ве­де­ние. Сфор­ми­ро­ва­лось к 1440-м гг. во Фло­рен­ции под влия­ни­ем сим­во­ли­ки кру­га и сфе­ры, за­ни­мав­шей важ­ное ме­сто в ре­лиг. и фи­лос. мыс­ли Ран­не­го Воз­рож­де­ния. Пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми Т. бы­ли рас­пис­ные под­но­сы и рель­еф­ные ме­даль­оны, ук­ра­шав­шие ар­хит. со­ору­же­ния. Пер­вые жи­во­пис­ные Т. на ре­лиг. сю­же­ты, но пред­на­зна­чав­шие­ся для до­маш­них ин­терь­е­ров, соз­да­ны по за­ка­зу се­мьи Ме­ди­чи (Фра Анд­же­ли­ко, Фра Фи­лип­по Лип­пи, До­ме­ни­ко Ве­не­циа­но и др.); скульп­тур­ные Т. соз­да­ва­лись в мас­тер­ских До­на­тел­ло, Де­зи­де­рио да Сет­тинь­я­но, дел­ла Роб­биа и др. С кон. 15 в. Т. рас­про­стра­ня­ет­ся по всей Ев­ро­пе, гл. обр. в порт­ре­те, ал­ле­го­рич. и жан­ро­вых сце­нах. В эпо­ху ро­ко­ко на ос­но­ве Т. фор­ми­ру­ет­ся оваль­ный фор­мат.

Вернуться к началу