ДОМЕ́НИКО ВЕНЕЦИА́НО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОМЕ́НИКО ВЕНЕЦИА́НО (Domènico Veneziano; собственно Доменико ди Бартоломео да Венеция, Domènico di Bartolomeo da Venezia) [ок. 1405–1410(?), Венеция (?) – май 1461, Флоренция], итал. живописец. Выходец из Венеции или Сев. Италии, как художник сформировался под влиянием флорентийской школы. Один из основоположников ренессансной живописи во Флоренции. Первым документальным свидетельством о Д. В. является его письмо, адресованное Пьеро Медичи (1438). Известные по документам фресковые циклы (в Палаццо Бальони и Палаццо Приори в Перудже, 1437–38; во флорентийской ц. Сант-Эджидио, 1439–1445) погибли, в то время как немногочисл. сохранившиеся произведения Д. В. не документированы. Сильно повреждённая фреска «Мадонна с Младенцем на троне» (Нац. галерея, Лондон) и «Мадонна с Младенцем» (Нац. музей искусств Румынии, Бухарест) говорят о знакомстве с работами Мазолино в ранний период творчества. Д. В. одним из первых стал использовать полномасштабные картоны, как свидетельствует фрагмент с изображением св. Иоанна Крестителя и св. Франциска (Музей Санта-Кроче, Флоренция).
В своих зрелых работах («Мадонна с Младенцем», Нац. галерея, Вашингтон; «Мадонна с Младенцем», собрание Б. Беренсона, Вилла Татти, близ Флоренции; тондо «Поклонение волхвов», Гос. музеи, Берлин) Д. В. стремится к синтезу флорентийской (математически точные перспективные построения находят параллели в рельефах Донателло, а группы Мадонны с Младенцем – в рельефах Луки делла Роббиа) и нидерландской (появление детализированного пейзажа в качестве осн. живописной темы в «Поклонении волхвов») традиций. Главным произв. Д. В. и одной из высших точек в развитии алтарной живописи итал. Возрождения является «Алтарь св. Лючии» (сер. 1440-х гг.; ныне разрознен). Он включает в себя центр. часть «Мадонна с Младенцем на троне с предстоящими святыми» (галерея Уффици, Флоренция) и 5-частную пределлу со сценами из жизни этих святых (Нац. галерея, Вашингтон; Гос. музеи; Берлин; музей Фицуильям, Кембридж). Благодаря развитому колоризму живописи Д. В. точная архитектурно-перспективная конструкция алтаря, математич. характер которой подчёркивается вписанными в неё геометризованными фигурами, превращается в пространственную среду, насыщенную светом и воздухом. Колоризм Д. В. предвосхищает обращение итал. художников к масляной живописи, которое произошло в творчестве ученика и прямого продолжателя Д. В. – Пьеро делла Франчески.