РО́ББИА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РО́ББИА, делла Роббиа (della Robbia), семья итал. скульпторов. Их мастерская во Флоренции специализировалась на создании майоликовой скульптуры.
Лука (июль 1399 или июль 1400, Флоренция – 20.2.1482, там же), обучался в мастерской ювелира, возможно, также у Нанни ди Банко, испытал влияние Л. Гиберти и Донателло. Работал в мраморе (рельефы кантории для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1432–37, Музей собора; рельефы «Изобретение свободных искусств» для кампанилы собора, 1437–39; надгробие Б. Федериги, 1454–1456, ц. Санта-Тринита, все – во Флоренции), терракоте, бронзе (рельефы для сев. дверей Старой сакристии флорентийского собора, 1445–75). В 1440-х гг. применил технику майолики (декор табернакля Сант-Эджидио, 1441, Санта-Мария-а-Перетола, Флоренция) к рельефу и круглой пластике, начал создавать майоликовые композиции, обогатившие новой ренессансной полихромией интерьеры и фасады флорентийских зданий (рельефы «Воскресение», 1442–44, и «Вознесение», 1446–51, для собора Санта-Мария-дель-Фьоре; купол портика капеллы Пацци, 1445 – ок. 1470; декор потолка капеллы кардинала Португальского в ц. Сан-Миньято-аль-Монте, 1461; гербы). В статуарной пластике неизменяемостью цветового тона подчёркивалась отточенность пластики (скульптурная группа «Посещение Марией Елизаветы», 1448, Сан-Джованни-Фуорчивитас, Пистоя). Наиболее многочисленны рельефы с полуфигурными изображениями «Мадонны с Младенцем», в которых цветовые акценты усиливают непосредственность и лиризм образов.
Андреа ди Марко (20.10.1435, Флоренция – 4.8.1525, там же), племянник, приёмный сын и ученик Луки, расширил сферу применения майолики, увеличил число используемых цветов. Создавал алтарные образы для церквей и монастырей Тосканы и Умбрии (мон. Ла-Верна и др.), отличающиеся экспрессией и натурализмом, в которых майолика использовалась в более сложных и декоративных композициях, подражающих живописи. Автор медальонов на фасаде Оспедале-дельи-Инноченти во Флоренции (ок. 1487), портретных бюстов («Бюст мальчика», ок. 1475, Нац. музей Барджелло, Флоренция). В технике майолики работали также сыновья Андреа – Джованни (1469–1529 или 1530), Лука ди Андреа (1475–1548) и Джироламо (1488–1566, работал во Франции при дворе короля Франциска I).