ГИБЕ́РТИ ЛОРЕНЦО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГИБЕ́РТИ (Ghiberti) Лоренцо (1378 или ок. 1381, Флоренция – 1.12.1455, там же), итал. скульптор и ювелир. Был усыновлён отчимом, ювелиром Бартоло (Бартолуччо) ди Микеле (?–1422), обучался у него же и до 1444 именовал себя Лоренцо ди Бартоло. Кроме Флоренции, с которой связана творч. деятельность Г., посетил Венецию (1424–25), Сиену и Рим.
Под влиянием иск-ва античности Г. преодолел традиции интернациональной готики, в которых он был воспитан, став одним из основоположников иск-ва Возрождения. Г. опирался на образцы античной пластики; возродил и усовершенствовал технику литья из бронзы монументальной скульптуры. Параллельно с Донателло разработал сплющенный рельеф, использующий живописные приёмы и перспективные построения.
В 1401–02 Г. исполнил бронзовый рельеф «Жертвоприношение Авраама» (Нац. музей Барджелло, Флоренция) для конкурса на оформление вторых (северных) дверей флорентийского баптистерия, разделив победу с Ф. Брунеллески. Последний отказался от дальнейшей работы, и заказ был передан Г. Созданные им сев. двери (1403–24) полностью повторяют композицию юж. дверей А. Пизано (1330–36): орнаментальные тяги разбивают поверхность дверей на 28 квадратов, в которые вписаны обрамляющие рельефы квадрифолии. В двух нижних рядах их заполняют одиночные фигуры пророков и сивилл. Разнообразие композиц. решений, тонкое чувство ритма, прирождённое дарование декоратора отличают рельефы Г. от работ А. Пизано. Для флорентийской ц. Орсанмикеле Г. исполнил бронзовые статуи Св. Иоанна Крестителя (1413–14), Св. Матфея (1419–23), Св. Стефана (1425–29); создал также 2 рельефа для баптистерия в Сиене (между 1416 и 1427).
Самой значит. работой Г. стали третьи (восточные) двери баптистерия во Флоренции (1424–52); своим назв. «Райские двери» («Porta del Paradiso») они обязаны восторженной оценке Микеланджело. Десять больших квадратных рельефов из позолоченной бронзы посвящены историям Адама и Евы, Каина и Авеля, Ноя, Авраама, Исаака, Иосифа, Моисея, Исайи, Давида, Соломона; их обрамляют стоящие в неглубоких нишах небольшие фигуры библейских персонажей, там же помещены автопортреты Г. и его сына Витторио. Скульптурное решение «Райских дверей» отмечено гармонич. совершенством сложных многофигурных композиций с великолепными архит. фонами и пейзажными панорамами. Изображённые сцены уподоблены картинам (недаром по отношению к ним часто употребляется термин «живописный рельеф»); действие развивается в разных, уходящих в глубину планах, и мастер передаёт эту глубину не только перспективным сокращением, но и постепенным понижением самого рельефа (от высокого до почти плоского).
В конце жизни Г. создал трактат «Комментарии» [с 1447; в рус. пер. – «Commentarii. Записки об итальянском искусстве» (прим. и вступ. ст. А. Губера), 1938], включающий в себя одно из первых изложений целостной истории иск-ва от античности до времени жизни автора, автобиографию Г. и науч. сведения о перспективе, оптике, анатомии и др.
Его сыновья – скульпторы Витторио (1418 или 1419–96) и Томмазо (ок. 1417 – после 1455).