Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИЗА́НО

Авторы: О. А. Назарова

ПИЗА́НО (Pisano; итал. – пи­за­нец), про­зви­ще ря­да итал. скульп­то­ров и ар­хи­тек­то­ров 13–14 вв., пред­ста­ви­те­лей Про­то­ре­нес­сан­са.

Никколо Пизано. Кафедра баптистерия в Пизе. 1260.

Никколo (Ни­ко­ла) (ок. 1220/25 – до 1284), пред­по­ло­жи­тель­но ро­дом с юга Ита­лии (в до­ку­мен­тах 1266 его на­зы­ва­ют Ник­ко­ло из Апу­лии). Воз­мож­но, сфор­ми­ро­вал­ся в кру­гу клас­си­ци­зи­рую­щих мас­те­ров при дво­ре имп. Фрид­ри­ха II Штау­фе­на. Пе­ре­ехал в Тос­ка­ну ок. 1245 (ве­ро­ят­но, уча­ст­во­вал в строи­тель­ст­ве имп. зам­ка в Пра­то), по­сле 1266 под­пи­сы­вал свои ра­бо­ты Pisanus (Пи­за­нец). Его круп­ней­шим про­из­ве­де­ни­ем в Пи­зе яв­ля­ет­ся про­по­вед­ни­че­ская ка­фед­ра бап­ти­сте­рия (1260). Ра­ди­каль­ным нов­ше­ст­вом в тра­ди­ции тос­кан­ской пла­сти­ки ста­ла её сво­бод­но­стоя­щая 6-уголь­ная фор­ма. Раз­но­об­ра­зие скульп­тур­ных форм (ор­на­мен­таль­ная резь­ба, по­ве­ст­во­ват. рель­е­фы со сце­на­ми жи­тия Хри­ста на па­ра­пе­те, фи­гу­ра­ми Доб­ро­де­те­лей, Св. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля и Св. Ми­хаи­ла и др.) до­пол­ня­ет­ся слож­ной по­ли­хро­ми­ей, что при­да­ёт про­из­ве­де­нию ка­че­ст­ва са­мо­сто­ят. ар­хит. со­ору­же­ния, ос­но­ван­но­го на син­те­зе ис­кусств. Ник­ко­ло опи­рал­ся на ши­ро­кий круг ис­точ­ни­ков. Од­ним из пер­вых в Ита­лии он об­ра­тил­ся к ан­тич­ной пла­сти­ке: от позд­не­рим­ских сар­ко­фа­гов за­им­ст­во­ва­ны ис­поль­зо­ва­ние бу­ра­ва для про­ра­бот­ки во­лос и бо­ро­ды, ти­пы фи­гур (ал­ле­го­рия Си­лы в об­ра­зе об­на­жён­но­го Ге­рак­ла и др.), прин­ци­пы по­строе­ния ком­по­зи­ции (от­сут­ст­вие не­за­пол­нен­но­го фо­на и изо­ке­фа­лия), при­даю­щие рель­е­фам мо­ну­мен­таль­ность. В то же вре­мя отд. ико­но­гра­фич. мо­ти­вы и приё­мы де­мон­ст­ри­ру­ют важ­ную роль ви­зант. иск-ва и сев.-ев­роп. го­ти­ки в фор­ми­ро­ва­нии его сти­ля. В Пи­зе в долж­но­сти ка­по­маэ­ст­ро со­бо­ра ви­до­из­ме­нил в го­тич. ду­хе про­ект бап­ти­сте­рия (ок. 1260–64), уве­ли­чив его вы­со­ту и до­ба­вив по­лу­сфе­рич. ку­пол с 2 яру­са­ми рез­ных щип­цов. В 1264–67 ра­бо­тал в Бо­ло­нье над ра­кой св. До­ми­ни­ка для од­но­им. церк­ви. Соз­дан­ный им про­ект во­пло­щал­ся при ак­тив­ном уча­стии ас­си­стен­тов (Ар­ноль­фо ди Кам­био, Ла­по ди Ри­че­ву­то, Гуль­ель­мо да Пи­за). От пер­во­на­чаль­но­го со­ору­же­ния со­хра­ни­лись сар­ко­фаг, 6 рель­е­фов со сце­на­ми жи­тия и чу­дес свя­то­го, ста­туи Ма­дон­ны с Мла­ден­цем, Хри­ста-Ис­ку­пи­те­ля и От­цов церк­ви.

В 1265–68 Ник­ко­ло ра­бо­тал в Сие­не над ка­фед­рой со­бо­ра (с ас­си­стен­та­ми Ар­ноль­фо ди Кам­био, Дж. Пи­за­но и Ла­по ди Ри­че­ву­то). По срав­не­нию с ка­фед­рой пи­зан­ско­го бап­ти­сте­рия её струк­ту­ра ус­лож­ня­ет­ся: объ­ём ста­но­вит­ся 8-гран­ным, уве­ли­чи­ва­ет­ся чис­ло скульп­тур­ных эле­мен­тов (центр. опо­ру ок­ру­жа­ют си­дя­щие фи­гу­ры Фи­ло­со­фии и Сво­бод­ных ис­кусств, рель­е­фы свя­за­ны друг с дру­гом уг­ло­вы­ми ста­туя­ми; 7 сцен Хри­сто­ло­гич. цик­ла на па­ра­пе­те). В си­ен­ской ка­фед­ре ощу­ща­ет­ся боль­шее влия­ние франц. го­ти­ки, про­явив­шее­ся в ди­на­ми­ке поз, дра­ма­тич­ных мно­го­фи­гур­ных ком­по­зи­ци­ях, вол­но­об­раз­ном ри­сун­ке дра­пи­ро­вок. В 1277–78 соз­дал Боль­шой фон­тан («Фон­та­на Мад­жо­ре») в Пе­руд­же, об­шир­ная ико­но­гра­фич. про­грам­ма вклю­ча­ла в се­бя мно­го­числ. ста­туи и рель­е­фы (фраг­мен­ты – в Нац. га­ле­рее Ум­брии, Пе­руд­жа). Ник­ко­ло при­пи­сы­ва­ют так­же и ар­хит. ра­бо­ты – про­ект Си­ен­ско­го со­бо­ра, ц. Сан­та-Три­ни­та во Фло­рен­ции. Ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль мас­те­ра ока­зал влия­ние на ар­хи­тек­ту­ру и иск-во не­сколь­ких сле­дую­щих по­ко­ле­ний; во мно­гом бла­го­да­ря ему и твор­че­ст­ву его по­сле­до­ва­те­лей Тос­ка­на пре­вра­ти­лась в важ­ный центр ху­дож. жиз­ни Ев­ро­пы.

Джованни Пизано. «Избиение младенцев». Сцена с парапета кафедры ц. Сант-Андреа в Пистое. Мрамор. 1298–1301.

Джо­ван­ни (ок. 1245–50, Пи­за – ме­ж­ду 1317 и 1319, Сие­на), сын Ник­ко­ло, ра­бо­тал в мас­тер­ской от­ца. Его ин­ди­ви­ду­аль­ный по­черк раз­ли­чим как в рель­е­фах си­ен­ской ка­фед­ры, так и в скульп­ту­ре фон­та­на в Пе­руд­же. Ис­пы­тал так­же за­мет­ное влия­ние Ар­ноль­фо ди Кам­био. Из Пе­руд­жи вер­нул­ся в Пи­зу, пе­ре­ра­бо­тал про­ект от­ца для 2-го яру­са ар­кад бап­ти­сте­рия и соз­дал фи­гу­ры свя­тых для пи­нак­лей и тим­па­нов щип­цов. Уже в них про­яви­лись чер­ты пре­уве­ли­чен­ной экс­прес­сии, за­им­ст­во­ван­ной из франц. го­ти­ки. В 1284–97 ра­бо­тал в Сие­не (с 1290 ка­по­маэ­ст­ро со­бо­ра). Раз­ра­бо­тал скульп­тур­ный де­кор ниж­ней час­ти фа­са­да, со­з­дав пер­вый в Ита­лии фа­сад с еди­ной ико­но­гра­фич. про­грам­мой и но­вый тип фа­сад­но­го де­ко­ра, ос­но­ван­ный на мо­ти­ве ста­туи в ни­ше. Ка­фед­ра в ц. Сант-Ан­д­реа в Пис­тое (1298–1301) вос­про­из­во­дит тип ка­фед­ры пи­зан­ско­го бап­ти­сте­рия, но ма­стер до­би­ва­ет­ся боль­ше­го един­ст­ва ар­хит. и скульп­тур­ных эле­мен­тов, а так­же слия­ния ан­тич­ных и го­тич. приё­мов для соз­да­ния про­ни­зан­ных дра­ма­тиз­мом ком­по­зи­ций («Из­бие­ние мла­ден­цев»). В рель­е­фах су­ще­ст­вен­но ус­лож­ня­ет­ся рит­мич. струк­ту­ра, ум­но­жа­ет­ся чис­ло фи­гур; ис­поль­зу­ют­ся яр­кие све­то­те­не­вые эф­фек­ты.

Вер­нув­шись в Пи­зу, Джо­ван­ни за­нял долж­ность ка­по­маэ­ст­ро со­бо­ра, для ко­то­ро­го соз­дал 8-гран­ную ка­фед­ру (1302–1310) – са­мое пла­стич­ное и клас­си­ци­зи­рую­щее из про­из­ве­де­ний та­ко­го ро­да, соз­дан­ных им и его от­цом (кафедра де­мон­ти­ро­ва­на в 1599–1601 и со­б­ра­на вновь в 1926). Мно­го­гран­ная фор­ма ка­жет­ся круг­лой за счёт слег­ка вы­пук­ло­го про­фи­ля гра­ней па­ра­пе­та; од­на из поч­ти круг­лых ста­туй ка­риа­тид, пер­со­ни­фи­ци­рую­щих Доб­ро­де­те­ли (Уме­рен­ность), соз­да­на по об­раз­цу най­ден­ной в те го­ды в Сие­не ан­тич­ной ста­туи Ве­не­ры Стыд­ли­вой (ут­ра­че­на). С име­нем Джо­ван­ни свя­зан це­лый ряд ста­туй «Ма­дон­ны с Мла­ден­цем», са­мой из­вест­ной из ко­то­рых яв­ля­ет­ся мо­ну­мен­таль­ное про­из­ве­де­ние для Ка­пел­лы де­льи-Скро­ве­ньи в Па­дуе (1305–06). По­след­няя ра­бо­та Джо­ван­ни – соз­дан­ное в 1311 в Ге­нуе над­гро­бие Мар­га­ри­ты Люк­сем­бург­ской (фраг­мен­ты – в му­зее Сант-Аго­сти­но в Ге­нуе).

Отец и сын Пи­за­но, на­ря­ду с Ар­нольфо ди Кам­био, со­вер­ши­ли про­рыв в итал. пла­сти­ке, ото­шли от ус­лов­но­го ли­ней­но-ор­на­мен­таль­но­го ро­ман­ско­го язы­ка, вер­нув скульп­ту­ре объ­ём и пла­стич­ность и мно­го­крат­но рас­ши­рив её воз­мож­но­сти, чем соз­да­ли пред­по­сыл­ки для рас­цве­та это­го ви­да иск-ва в Тос­ка­не в 15 в.

Андреа Пизано. «Сотворение Адама». Рельеф с цоколя колокольни собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Мрамор. 1334–36. Музей собора.

Ан­д­реа (Ан­д­реа да Пон­те­де­ра, An­d­rea da Pontedera) [ок. 1295, Пон­те­де­ра близ Пи­зы – 1348 или 1349, Ор­вие­то(?)], скульп­тор и юве­лир. Вос­пи­тан в тра­ди­ци­ях тос­кан­ско­го юве­лир­но­го иск-ва. Ис­пы­тав силь­ное влия­ние Джот­то, пе­ре­нёс в рель­еф раз­ра­бо­тан­ные по­след­ним ти­пы фи­гур, урав­но­ве­шен­ные ком­по­зиц. струк­ту­ры. Ус­вое­ние им прин­ци­пов ан­тич­ной пла­сти­ки де­мон­ст­ри­ру­ют юж­ные (пер­во­на­чаль­но вост.) две­ри фло­рен­тий­ско­го бап­ти­сте­рия (1330–36), ук­ра­шен­ные сю­жет­ны­ми рель­е­фа­ми, ко­то­рые об­рам­ле­ны квад­ри­фо­лия­ми. В то же вре­мя в изы­скан­ной ли­не­ар­но­сти дра­пи­ро­вок ска­зы­ва­ет­ся влия­ние Дуч­чо ди Буо­нин­се­ньи и зна­ком­ст­во с пла­сти­кой франц. го­ти­ки. По­сле смер­ти Джот­то в 1337–1341 воз­глав­лял строи­тель­ст­во кам­па­ни­лы фло­рен­тий­ско­го со­бо­ра. На­ря­ду с др. мас­те­ра­ми, в чис­ле ко­то­рых был и его сын Ни­но, уча­ст­во­вал в соз­да­нии рель­е­фов ниж­не­го яру­са ко­ло­коль­ни, во­пло­щая уни­вер­саль­ную ико­но­гра­фич. про­грам­му. Ан­д­реа при­пи­сы­ва­ют сце­ны из Кни­ги Бы­тия, фи­гу­ры т. н. ос­но­ва­те­лей ре­мё­сел, а так­же ста­тую Со­ло­мо­на (ны­не все в Му­зее со­бо­ра во Фло­рен­ции). С его име­нем так­же свя­зы­ва­ют ста­тую св. Сте­фа­на (1339–40, там же) для ни­ши це­ха тор­гов­цев тка­ня­ми на фа­са­де ц. Ор­сан­ми­ке­ле. Ок. 1340 ра­бо­тал в Пи­зе (ста­туя «Ма­дон­на с Мла­ден­цем» на фа­са­де пи­зан­ско­го со­бо­ра и др.), в 1347 за­нял долж­ность ка­по­маэ­ст­ро со­бо­ра в Ор­вие­то.

Сын Ан­д­реа – Ни­но (упо­ми­на­ет­ся с 1334 до 8.12.1368) – ав­тор мно­го­ярус­ных при­стен­ных над­гро­бий ар­хи­епи­ско­пов Си­мо­не Саль­та­рел­ли в ц. Сан­та-Ка­те­ри­на-д’Алес­санд­рия (1342–45) и Джо­ван­ни Скар­лат­ти в со­бо­ре (1362; оба в Пи­зе), а так­же ста­ту­ар­ных об­ра­зов (по­лу­фи­гур­ная «Ма­дон­на с Мла­ден­цем», 1347–48, ц. Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла, Фло­рен­ция, и др.). В его твор­че­ст­ве связь с ан­тич­ной тра­ди­ци­ей не­сколь­ко ос­ла­бе­ва­ет под влия­ни­ем ин­те­ре­са к го­ти­ке.

Лит.: Ла­за­рев В. Н. Про­ис­хо­ж­де­ние италь­ян­ско­го Воз­ро­ж­де­ния. М., 1956. Т. 1: Ис­кус­ст­во Про­то­ре­нес­сан­са; Salvini R. N. Pisano. Firenze, 1966; Mellini G. L. G. Pisano. Mil., 1971; Seidel M. La scultura lignea di G. Pi­sa­no. Firenze, 1971; Carli E. G. Pisano. Pisa, 1977; Kreytenberg G. A. Pisano und die tos­ka­nische Skulptur des 14. Jahrhunderts. Münch., 1984; Moskowitz A. The sculpture of A. and N. Pi­sano. Camb., 1986; G. Pisano a Genova. (Сat.). Gen., 1987; Spannocchi S. G. Pisano. Roma, 2005.

Вернуться к началу