ПИЗА́НО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИЗА́НО (Pisano; итал. – пизанец), прозвище ряда итал. скульпторов и архитекторов 13–14 вв., представителей Проторенессанса.
Никколo (Никола) (ок. 1220/25 – до 1284), предположительно родом с юга Италии (в документах 1266 его называют Никколо из Апулии). Возможно, сформировался в кругу классицизирующих мастеров при дворе имп. Фридриха II Штауфена. Переехал в Тоскану ок. 1245 (вероятно, участвовал в строительстве имп. замка в Прато), после 1266 подписывал свои работы Pisanus (Пизанец). Его крупнейшим произведением в Пизе является проповедническая кафедра баптистерия (1260). Радикальным новшеством в традиции тосканской пластики стала её свободностоящая 6-угольная форма. Разнообразие скульптурных форм (орнаментальная резьба, повествоват. рельефы со сценами жития Христа на парапете, фигурами Добродетелей, Св. Иоанна Крестителя и Св. Михаила и др.) дополняется сложной полихромией, что придаёт произведению качества самостоят. архит. сооружения, основанного на синтезе искусств. Никколо опирался на широкий круг источников. Одним из первых в Италии он обратился к античной пластике: от позднеримских саркофагов заимствованы использование бурава для проработки волос и бороды, типы фигур (аллегория Силы в образе обнажённого Геракла и др.), принципы построения композиции (отсутствие незаполненного фона и изокефалия), придающие рельефам монументальность. В то же время отд. иконографич. мотивы и приёмы демонстрируют важную роль визант. иск-ва и сев.-европ. готики в формировании его стиля. В Пизе в должности капомаэстро собора видоизменил в готич. духе проект баптистерия (ок. 1260–64), увеличив его высоту и добавив полусферич. купол с 2 ярусами резных щипцов. В 1264–67 работал в Болонье над ракой св. Доминика для одноим. церкви. Созданный им проект воплощался при активном участии ассистентов (Арнольфо ди Камбио, Лапо ди Ричевуто, Гульельмо да Пиза). От первоначального сооружения сохранились саркофаг, 6 рельефов со сценами жития и чудес святого, статуи Мадонны с Младенцем, Христа-Искупителя и Отцов церкви.
В 1265–68 Никколо работал в Сиене над кафедрой собора (с ассистентами Арнольфо ди Камбио, Дж. Пизано и Лапо ди Ричевуто). По сравнению с кафедрой пизанского баптистерия её структура усложняется: объём становится 8-гранным, увеличивается число скульптурных элементов (центр. опору окружают сидящие фигуры Философии и Свободных искусств, рельефы связаны друг с другом угловыми статуями; 7 сцен Христологич. цикла на парапете). В сиенской кафедре ощущается большее влияние франц. готики, проявившееся в динамике поз, драматичных многофигурных композициях, волнообразном рисунке драпировок. В 1277–78 создал Большой фонтан («Фонтана Маджоре») в Перудже, обширная иконографич. программа включала в себя многочисл. статуи и рельефы (фрагменты – в Нац. галерее Умбрии, Перуджа). Никколо приписывают также и архит. работы – проект Сиенского собора, ц. Санта-Тринита во Флоренции. Индивидуальный стиль мастера оказал влияние на архитектуру и иск-во нескольких следующих поколений; во многом благодаря ему и творчеству его последователей Тоскана превратилась в важный центр худож. жизни Европы.
Джованни (ок. 1245–50, Пиза – между 1317 и 1319, Сиена), сын Никколо, работал в мастерской отца. Его индивидуальный почерк различим как в рельефах сиенской кафедры, так и в скульптуре фонтана в Перудже. Испытал также заметное влияние Арнольфо ди Камбио. Из Перуджи вернулся в Пизу, переработал проект отца для 2-го яруса аркад баптистерия и создал фигуры святых для пинаклей и тимпанов щипцов. Уже в них проявились черты преувеличенной экспрессии, заимствованной из франц. готики. В 1284–97 работал в Сиене (с 1290 капомаэстро собора). Разработал скульптурный декор нижней части фасада, создав первый в Италии фасад с единой иконографич. программой и новый тип фасадного декора, основанный на мотиве статуи в нише. Кафедра в ц. Сант-Андреа в Пистое (1298–1301) воспроизводит тип кафедры пизанского баптистерия, но мастер добивается большего единства архит. и скульптурных элементов, а также слияния античных и готич. приёмов для создания пронизанных драматизмом композиций («Избиение младенцев»). В рельефах существенно усложняется ритмич. структура, умножается число фигур; используются яркие светотеневые эффекты.
Вернувшись в Пизу, Джованни занял должность капомаэстро собора, для которого создал 8-гранную кафедру (1302–1310) – самое пластичное и классицизирующее из произведений такого рода, созданных им и его отцом (кафедра демонтирована в 1599–1601 и собрана вновь в 1926). Многогранная форма кажется круглой за счёт слегка выпуклого профиля граней парапета; одна из почти круглых статуй кариатид, персонифицирующих Добродетели (Умеренность), создана по образцу найденной в те годы в Сиене античной статуи Венеры Стыдливой (утрачена). С именем Джованни связан целый ряд статуй «Мадонны с Младенцем», самой известной из которых является монументальное произведение для Капеллы дельи-Скровеньи в Падуе (1305–06). Последняя работа Джованни – созданное в 1311 в Генуе надгробие Маргариты Люксембургской (фрагменты – в музее Сант-Агостино в Генуе).
Отец и сын Пизано, наряду с Арнольфо ди Камбио, совершили прорыв в итал. пластике, отошли от условного линейно-орнаментального романского языка, вернув скульптуре объём и пластичность и многократно расширив её возможности, чем создали предпосылки для расцвета этого вида иск-ва в Тоскане в 15 в.
Андреа (Андреа да Понтедера, Andrea da Pontedera) [ок. 1295, Понтедера близ Пизы – 1348 или 1349, Орвието(?)], скульптор и ювелир. Воспитан в традициях тосканского ювелирного иск-ва. Испытав сильное влияние Джотто, перенёс в рельеф разработанные последним типы фигур, уравновешенные композиц. структуры. Усвоение им принципов античной пластики демонстрируют южные (первоначально вост.) двери флорентийского баптистерия (1330–36), украшенные сюжетными рельефами, которые обрамлены квадрифолиями. В то же время в изысканной линеарности драпировок сказывается влияние Дуччо ди Буонинсеньи и знакомство с пластикой франц. готики. После смерти Джотто в 1337–1341 возглавлял строительство кампанилы флорентийского собора. Наряду с др. мастерами, в числе которых был и его сын Нино, участвовал в создании рельефов нижнего яруса колокольни, воплощая универсальную иконографич. программу. Андреа приписывают сцены из Книги Бытия, фигуры т. н. основателей ремёсел, а также статую Соломона (ныне все в Музее собора во Флоренции). С его именем также связывают статую св. Стефана (1339–40, там же) для ниши цеха торговцев тканями на фасаде ц. Орсанмикеле. Ок. 1340 работал в Пизе (статуя «Мадонна с Младенцем» на фасаде пизанского собора и др.), в 1347 занял должность капомаэстро собора в Орвието.
Сын Андреа – Нино (упоминается с 1334 до 8.12.1368) – автор многоярусных пристенных надгробий архиепископов Симоне Сальтарелли в ц. Санта-Катерина-д’Алессандрия (1342–45) и Джованни Скарлатти в соборе (1362; оба в Пизе), а также статуарных образов (полуфигурная «Мадонна с Младенцем», 1347–48, ц. Санта-Мария-Новелла, Флоренция, и др.). В его творчестве связь с античной традицией несколько ослабевает под влиянием интереса к готике.