ДУ́ЧЧО ДИ БУОНИНСЕ́НЬЯ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДУ́ЧЧО ДИ БУОНИНСЕ́НЬЯ (Duccio di Buoninsegna) [ок. 1255 (?), Сиена – до 3.8.1319, там же], итал. живописец. Один из крупнейших мастеров Проторенессанса, основоположник сиенской школы 14 в. Впервые имя Д. ди Б. упоминается в связи с украшением дерев. ларей (1278) и книжных переплётов (1279). Видимо, Д. ди Б. начинал как миниатюрист, о чём свидетельствуют его ранние иконы с изображением Мадонны с Младенцем («Мадонна Креволе», Музей собора, Сиена; «Мадонна францисканцев», Пинакотека, там же), которые отличаются мягкостью линий контура, напоминая сиянием нежных тонов и мерцанием золота драгоценные эмали. Характер ранних работ Д. ди Б. выдаёт влияние визант. и итал. византинизирующей (Гвидо да Сиена) живописи того времени, а также знакомство с творчеством Чимабуэ, Никколо и Джованни Пизано. Разнообразие источников, которыми пользовался Д. ди Б. (в частности, франц. готич. миниатюра и витраж), заставляет предполагать, что он путешествовал во Францию, Рим и Ассизи.
Д. ди Б. соприкасался с флорентийской школой, что подтверждает его «Мадонна Руччелаи» (1285, галерея Уффици, Флоренция), созданная для ц. Санта-Мария-Новелла. Вытянутый по вертикали со щипцовым завершением алтарный образ был одним из крупнейших для того времени. Его профилированную раму украшает орнаментальная полоса, в которую включены круглые медальоны с бюстами библейских персонажей: эти маргинальные изображения впервые связаны с центр. образом в единую иконографич. программу. Образ «Мадонны с Младенцем» при всей своей монументальности полон мягкого лиризма, созвучного мистич. религиозности сиенцев и поэтич. языку проповедей св. Бернардина Сиенского и посланий св. Екатерины Сиенской. Несмотря на объёмность архит. деталей (трон и его постамент) и фигур, пространственная среда отсутствует, абстрактный золотой фон и орнаментальная графичность рисунка подчёркивают плоскостность всей композиции.
Центр. произведением в творчестве Д. ди Б. стал полиптих «Маэста» для гл. алтаря собора в Сиене (1308–11, Музей собора), создающий образ Мадонны с Младенцем как Царицы Небесной и покровительницы Сиены. Для него Д. ди Б. разработал новый тип грандиозного двустороннего полиптиха в резном готич. обрамлении (утрачено) с повествовательными пределлами и пинаклями (ныне разрознены и находятся в разных музеях). В центр. части лицевой стороны представлена Мадонна с Младенцем на троне в окружении ангелов и святых покровителей Сиены. В пределле сцены из детства Христа чередовались с фигурами пророков, пинакли украшены сценами из Богородичного цикла (последние находились непосредственно под окном с витражами, также посвящёнными Богоматери, рисунок которых приписывают Д. ди Б.). Благодаря монументальности композиции, изысканной прихотливости линий, звучности насыщенных цветовых тонов, богатому узорочью одежд на лицевой стороне полиптиха создаётся образ торжественного предстояния у подножия небесного трона. На оборотной стороне Д. ди Б. развернул историю Страстей Христовых, состоящую из 26 небольших сцен, среди которых своим вертикальным форматом выделяются «Вход в Иерусалим» и «Распятие». В пределле изображены чудеса и проповеди Христа, на пинаклях – события после Его воскресения. Всё многообразие разноформатных сцен с их пространственными пейзажными и архит. фонами, смелыми ракурсами фигур и повествовательными подробностями связано в единый живописный ансамбль, создающий эффект поэтич. рассказа.
Д. ди Б. создал собств. стиль, развивающий абстрактный символизм визант. иск-ва в сторону большей достоверности и эмоциональной выразительности готики. Искусство Д. ди Б. положило начало той традиции религ. живописи ренессансной Италии, которая была ориентирована на мистич. проникновение в суть евангельской истории и на эмоциональное сопереживание мученической смерти Христа. Оно оказало большое влияние на сиенскую школу живописи. Среди учеников Д. ди Б. были Сенья ди Бонавентура, Уголино ди Нери и С. Мартини; возможно, у него учились бр. Лоренцетти.