МАРТИ́НИ СИМОНЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРТИ́НИ (Martini) Симоне [ок. 1284 – похоронен 4(?).8.1344, Авиньон], итал. живописец. Представитель сиенской школы. Cведений о первых десятилетиях жизни художника не сохранилось. Ранние работы М. заставляют предполагать его обучение в мастерской Дуччо ди Буонинсенья, совместную работу с Джотто в Нижней ц. базилики Св. Франциска в Ассизи, а также возможное путешествие во Францию в кон. 13 в., определившие характер его живописи. Фреска «Маэстá» в Палаццо Публико в Сиене (1315), написанная под влиянием полиптиха Дуччо на ту же тему, демонстрирует хорошее знание франц. иконографии и стиля («Величание Богоматери» представлено по аналогии со сценами явления правителя в окружении придворных); декоративный бордюр придаёт ей сходство со шпалерой, что подчёркивается включением в живописную ткань позолоты, кусков окрашенного стекла, имитирующих драгоценные камни, орнамента нимбов, гравированных по рельефному гипсовому основанию. Напротив «Маэстá» размещается фреска «Кондотьер Гвидориччо да Фольяно перед Монтемасси» (1330–33) – новый тип светской мемориально-героич. композиции, объединяющей в себе условно-эмблематич. конную фигуру кондотьера и панорамный пейзаж, на фоне которого выделяются своей достоверной убедительностью изображения крепости Монтемасси и сиенского лагеря. В капелле Св. Мартина в базилике Св. Франциска в Ассизи (ок. 1317) М., создавая житийный цикл св. Мартина Турского, выступает творцом новой иконографии, проявляя изобретательность в трактовке костюмов, тканей и повествоват. деталей, в использовании декоративных техник и иллюзионистич. приёмов. В построении сцен с их архит. кулисами и выдвинутыми на первый план фигурами чувствуется влияние житийного цикла св. Франциска из Верхней ц. этой же базилики.
М. создал многочисл. алтарные образы. Исполненный им в Неаполе ок. 1317 по заказу короля Роберта Неаполитанского «Алтарь св. Людовика Тулузского» (Нац. музей Каподимонте, Неаполь) – один из первых алтарных образов с повествоват. пределлой; в 1317 М. возведён королём в рыцарское достоинство. В сцене «Благовещение», написанной для «Алтаря св. Ансана» в сиенском соборе (1333, галерея Уффици, Флоренция), пропорции фигур, рисунок драпировок, декоративность и акцентирование линейного ритма указывают на интерес к готич. иск-ву с его утончённым спиритуализмом (см. илл. к ст. Благовещение). Исполняя заказ доминиканцев (для ц. Св. Екатерины в Пизе), М. разработал новый тип многоярусного полиптиха, воплощающий в себе сложнейшую иконографич. программу и являющийся, подобно фасадам готич. соборов, «проповедью в образах» (1319, Нац. музей Сан-Маттео, Пиза).
Ок. 1335 М. переехал в Авиньон. От его пребывания там сохранилась лишь полуразрушенная роспись в нартексе собора Нотр-Дам-де-Дом. Обнаруженные под остатками росписей синопии (Папский дворец, Авиньон) – редкий пример ср.-век. рабочего рисунка, сохранившего вносимые в него изменения и демонстрирующего эволюцию замысла. Осн. часть работ М. в это время составляли небольшие произведения, создававшиеся для частных заказчиков, отличающиеся драматизмом и экспрессией. Среди них – «Полиптих Орсини» (Королевский музей изящных искусств, Антверпен; Гос. музеи, Берлин; Лувр, Париж), «Христос, укоряемый родителями за долгое присутствие в храме» (1342, Худож. галерея Уокер, Ливерпуль). М. был дружен с Ф. Петраркой, исполнил для него фронтиспис к кодексу с сочинениями Вергилия (1338, Б-ка Амброзиана, Милан) и портрет Лауры, возлюбленной поэта (не сохр.), – первый портрет в итал. изобразит. традиции (наряду с также несохранившимся изображением кардинала Наполеоне Орсини).
На фоне своих современников М. выделяется тяготением к северному стилю. В его творчестве приёмы франц. готики наиболее тесно переплетаются с традициями итал. живописи. Вероятно, поэтому М. – один из крупнейших художников треченто, автор многочисл. новаций – почти не имел последователей. Его влияние на сиенскую и итал. живопись было ограниченным, а после отъезда мастера в Авиньон на первый план выступило творчество бр. Лоренцетти.