СИЕ́НСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИЕ́НСКАЯ ШКО́ЛА в живописи, одна из худож. школ Италии 13–16 вв. Первоначальный этап (2-я пол. 13 в.) связан с влиянием визант. иск-ва, которое проявилось в миниатюре книжной и живописи на досках (Гвидо да Сиена, Диетисальви ди Спеме, Гвидо ди Грациано и др.). Основоположник школы – Дуччо ди Буонинсенья, синтезировавший внешние влияния, в т. ч. европ. готики, в индивидуальный стиль, определивший осн. черты С. ш., – изысканный колоризм, эмоциональность и драматизм повествования, интерес к пространству, имитация дорогих тканей, драгоценных камней, золота. Эти черты, развитые учениками Дуччо (Мастер Бадиа а Изола, Уголино ди Нерио, Сенья ди Буонавентура, Никколо ди Сенья, Мастер Читта ди Кастелло), существенно отличали С. ш. от флорентийской школы. С. Мартини и его последователи (Липпо Мемми, Маттео Джованнетти) внесли крупный вклад в развитие интернациональной готики, а бр. А. и П. Лоренцетти выступили новаторами в вопросах перспективы и иллюзионизма. В 1-й пол. 14 в. С. ш. – одна из ведущих в Европе. Художники 1350–1425 (Лука ди Томме, Липпо Ванни, Якопо ди Мино дель Пелличчайо, Таддео ди Бартоло, Бартоло ди Фреди) в осн. воспроизводили приёмы и стиль своих предшественников; Сассетта развил мн. достижения П. Лоренцетти. С 1430-х гг. отд. новации, почерпнутые у мастеров флорентийской школы, художники Джованни ди Паоло, Доменико ди Бартоло, Нероччо деи Ланди, Маттео ди Джованни, Веккьетта, Сано ди Пьетро и др. интегрируют в традиц. сиенские схемы. Однако в целом С. ш. отличается заметным консерватизмом: программная ориентация на мастеров треченто поддерживалась проповедями и патронажем св. Бернардина Сиенского. Благодаря формированию гуманистич. климата при папе Пие II, пребыванию в Сиене во 2-й пол. 15 в. Донателло, затем Пинтуриккьо, Л. Синьорелли, П. Перуджино, Дж. Дженги ренессансные черты иск-ва глубже проникают в С. ш. (Ф. ди Джорджо Мартини, П. Ориоли, Б. Фунгаи и Д. Беккафуми, Содома). В 16 в. С. ш. отмечена сильным влиянием маньеризма.