Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИЕ́НСКАЯ ШКО́ЛА

Сиенская школа. Доменико ди Бартоло. «Приём паломников и раздача милостыни». Сцена из цикла росписей в госпитале Санта-Мария-делла-Скала в Сиене. 1442.

СИЕ́НСКАЯ ШКО́ЛА в жи­во­пи­си, од­на из ху­дож. школ Ита­лии 13–16 вв. Пер­во­на­чаль­ный этап (2-я пол. 13 в.) свя­зан с влия­ни­ем ви­зант. иск-ва, ко­то­рое про­яви­лось в ми­ниа­тю­ре книж­ной и жи­во­пи­си на дос­ках (Гви­до да Сие­на, Дие­ти­саль­ви ди Спе­ме, Гви­до ди Гра­циа­но и др.). Ос­но­во­по­лож­ник шко­лы – Дуч­чо ди Буо­нин­се­нья, син­тези­ро­вав­ший внеш­ние влия­ния, в т. ч. ев­роп. го­ти­ки, в ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль, оп­ре­де­лив­ший осн. чер­ты С. ш., – изы­скан­ный ко­ло­ризм, эмо­цио­наль­ность и дра­ма­тизм по­ве­ст­во­ва­ния, ин­те­рес к про­стран­ст­ву, ими­та­ция до­ро­гих тка­ней, дра­го­цен­ных кам­ней, зо­ло­та. Эти чер­ты, раз­ви­тые уче­ни­ка­ми Дуч­чо (Мас­тер Ба­диа а Изо­ла, Уго­ли­но ди Не­рио, Се­нья ди Буо­на­вен­ту­ра, Ник­ко­ло ди Се­нья, Мас­тер Чит­та ди Кас­тел­ло), су­ще­ст­вен­но от­ли­ча­ли С. ш. от фло­рен­тий­ской шко­лы. С. Мар­ти­ни и его по­сле­до­ва­те­ли (Лип­по Мем­ми, Мат­тео Джо­ван­нет­ти) вне­сли круп­ный вклад в раз­ви­тие ин­тер­на­цио­наль­ной го­ти­ки, а бр. А. и П. Ло­рен­цет­ти вы­сту­пи­ли но­ва­то­ра­ми в во­про­сах пер­спек­ти­вы и ил­лю­зио­низ­ма. В 1-й пол. 14 в. С. ш. – од­на из ве­ду­щих в Ев­ро­пе. Ху­дож­ни­ки 1350–1425 (Лу­ка ди Том­ме, Лип­по Ван­ни, Яко­по ди Ми­но дель Пел­лич­чайо, Тад­део ди Бар­то­ло, Бар­то­ло ди Фре­ди) в осн. вос­про­из­во­ди­ли приё­мы и стиль сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков; Сас­сет­та раз­вил мн. дос­ти­же­ния П. Ло­рен­цет­ти. С 1430-х гг. отд. но­ва­ции, по­черп­ну­тые у мас­те­ров фло­рен­тий­ской шко­лы, ху­дож­ни­ки Джо­ван­ни ди Пао­ло, До­ме­ни­ко ди Бар­то­ло, Не­роч­чо деи Лан­ди, Мат­тео ди Джо­ван­ни, Век­кь­ет­та, Са­но ди Пьет­ро и др. ин­тег­ри­ру­ют в тра­диц. си­ен­ские схе­мы. Од­на­ко в це­лом С. ш. от­ли­ча­ет­ся за­мет­ным кон­сер­ва­тиз­мом: про­грамм­ная ори­ен­та­ция на мас­те­ров тре­чен­то под­дер­жи­ва­лась про­по­ве­дя­ми и па­тро­на­жем св. Бер­нар­ди­на Си­ен­ско­го. Бла­го­да­ря фор­ми­ро­ва­нию гу­ма­ни­стич. кли­ма­та при па­пе Пие II, пре­бы­ва­нию в Сие­не во 2-й пол. 15 в. До­на­тел­ло, за­тем Пин­ту­рик­кьо, Л. Синь­о­рел­ли, П. Пе­руд­жи­но, Дж. Дже­н­ги ре­нес­санс­ные чер­ты иск-ва глуб­же про­ни­ка­ют в С. ш. (Ф. ди Джорд­жо Мар­ти­ни, П. Орио­ли, Б. Фун­гаи и Д. Бек­ка­фу­ми, Со­до­ма). В 16 в. С. ш. от­ме­че­на силь­ным влия­ни­ем манье­риз­ма.

Лит.: Ла­за­рев В. Н. Про­ис­хо­ж­де­ние италь­ян­ско­го Воз­ро­ж­де­ния. М., 1959. Т. 2: Ис­кус­ст­во тре­чен­то; Christiansen K., Kanter L. B., Strehlke C. B. Painting in Renaissance Siena: 1420–1500. (Cat.). N. Y., 1988; Dini G. Five centuries of sienese painting: From Duccio to the birth of the baroque. L., 1998; Пеш­ке И. Мо­ну­мен­таль­ная жи­во­пись эпо­хи Джот­то в Ита­лии, 1280–1400. М., 2003; Norman D. Painting in late medieval and Renaissance Siena (1260–1555). New Haven, 2003; Steinhoff J. B. Sienese painting after the Black Death: Artistic pluralism, politics, and the new market. Camb.; N. Y., 2007.

Вернуться к началу