ПЕРУДЖИ́НО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕРУДЖИ́НО (Perugino; наст. фам. Ваннуччи, Vannucci) Пьетро (ок. 1445 – 1450, Читта-делла-Пьеве, Умбрия – февр. 1523, Фонтиньяно, там же), итал. живописец. Мастер умбрийской школы. В творч. формировании П. значит. роль сыграло знакомство с работами Пьеро делла Франчески и годы, проведённые во Флоренции, где он посещал мастерскую А. дель Верроккьо (с кон. 1460-х гг.). Его ранние работы – сцены из жития св. Бернардино Сиенского (1473), «Поклонение волхвов» (1475, все – Нац. галерея Умбрии, Перуджа), фрески в капелле Магдалины приходской церкви в Черквето (1478, сохр. фрагментарно), а также образы «Мадонны с Младенцем» – отражают влияние обоих мастеров. В 1472 вступил в цех флорентийских художников.
В период ок. 1479–82 работал в Риме, выполняя заказы римских пап, среди которых главным стала роспись стен Сикстинской капеллы. Фактически П. возглавил команду художников, работавших над фресками в 1481–82 (С. Боттичелли, Д. Гирландайо, К. Росселли, Л. Синьорелли и др.). Исполненная им фреска «Передача ключей апостолу Петру» (см. илл. к ст. Католицизм) выделяется чертами нового худож. стиля, предвосхищающими принципы Высокого Возрождения: идеальным равновесием симметричной композиции с центр. перспективой, обобщённостью форм, величественным архит. фоном с центрич. храмом и двумя триумфальными арками. К сер. 1480-х гг. известность П. возросла настолько, что для исполнения заказов он содержал мастерские в Перудже и Флоренции, работая также и в др. коммунах Тосканы и Умбрии и в Риме. Работы этого периода характеризуются рассеянным мягким светом, лирич. пейзажами с тонкими силуэтами деревьев и волнистыми линиями холмов на горизонте, декоративностью живописных плоскостей, организованных преим. линейными средствами: триптих «Распятие» (т. н. Голицинский триптих, ок. 1485, Нац. галерея искусств, Вашингтон), «Аполлон и Дафнис» [«Аполлон и Марсий» (?), ок. 1485 или 1495–1500, Лувр, Париж], «Мадонна со св. Екатериной и св. Розой» (ок. 1483–1485, Лувр), «Благовещение» (1488, ц. Санта-Мария-Нуова, Фано) и др.
Стиль П. окончательно сложился в алтарных композициях 1490-х гг. и в дальнейшем уже не претерпевал существенных изменений. Его отличает более монументальная, чем ранее, трактовка пространства, ясная симметрия архит. кулис, скульптурность фигур, часто воспроизводящих контрапост античных статуй: «Видение св. Бернарда» (ок. 1491, Старая пинакотека, Мюнхен), «Мадонна с Младенцем и святыми» (1493, Худож.-историч. музей, Вена), «Оплакивание Христа» (1495, Палаццо Питти, Флоренция), «Триптих Альбани» (1491, Вилла Альбани, Рим), «Мадонна со святыми» (1493, Худож.-историч. музей, Вена; 1493, галерея Уффици, Флоренция), «Св. Себастьян» (ок. 1495, Лувр), «Вознесение Богоматери» (алтарный образ из Валломброзы, 1498–1500, Галерея Академии, Флоренция) и др. Религ. образы, созданные во Флоренции в 1490-х гг., под влиянием «нового благочестия» Дж. Савонаролы, обретают черты отрешённости; созерцательно-отстранённые взгляды персонажей избегают контакта со зрителем. В то же время после посещения Венеции в 1494 палитра П. становится более яркой. В Перудже он расписывает Колледжо-дель-Камбио (1496–1507), где воплощает сложную гуманистич. программу; создаёт образ «Обручение Богоматери» (1501–04, Музей изящных искусств, Кан, Нижняя Нормандия), который станет образцом для одноим. картины Рафаэля. После 1500 стиль П. постепенно начинает восприниматься как архаичный (картина «Битва Любви и Целомудрия», исполнена по заказу Изабеллы д’Эсте, 1503, Лувр; неоконченный полиптих для ц. Сантисима-Аннунциата во Флоренции, 1504–07; сцены «Снятие с Креста», «Ассунта» – в Галерее Академии, Флоренция). П. работает гл. обр. в провинц. центрах: «Полиптих Сант-Агостино» (1502–12, Нац. галерея Умбрии, Перуджа), «Пала Киджи» (ок. 1502–06, ц. Сант-Агостино, Сиена), «Мадонна ди Лорето» (1507, Музей Виктории и Альберта, Лондон), фрески в ц. Санта-Мария-Маджоре в Спелло (1522), в ц. Ораторио-делль’Аннунциата в Фонтиньяно (1522) и др.
П. принадлежит к поколению мастеров, завершающих развитие живописи Раннего Возрождения. Он оказал большое влияние на творч. формирование работавших с ним и, возможно, учившихся у него Пинтуриккьо и Рафаэля.