МИНИАТЮ́РА КНИ́ЖНАЯ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИНИАТЮ́РА КНИ́ЖНАЯ, вид живописи, иллюстрации в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы книжного оформления (инициалы, заставки, маргиналии и др.). Возникновение М. к. как самостоят. вида иск-ва связано с переходом от свитка (нередко иллюстрированного) к кодексу – длительным процессом, который завершился в кон. 4 – нач. 5 вв. н. э.; её худож. традиция восходит к античной и раннехристианской миниатюре. Исчезновение М. к. стало следствием изобретения книгопечатания в сер. 15 в. Осн. материалом для страниц кодекса служил пергамен (позднее – бумага). Для создания М. к. использовались растительные и минер. краски и золото. Как правило, иллюстрации создавались после написания текста на специально отведённых участках страниц; иногда исполнялись на отд. листах, которые затем вшивались в рукопись.
В византийском искусстве б. ч. лицевых рукописей – Евангелия и псалтири, а также литургич. тексты: лекционарии (сборники отрывков из 4 Евангелий, распределённых в соответствии с кругом церковных чтений), «Слово Григория Назианзина», минологии (сборники житий святых, распределённые по месяцам); реже встречаются светские сочинения («Хроника» Иоанна Скилицы) и науч. трактаты («Диоскорид» о растениях и лечебных средствах, сочинения «Алексифармака» и «Териака» Никандра о змеях и противоядиях). Для рукописей до нач. 8 в. характерны разнообразие методов подбора и размещения иллюстраций, широкая вариативность худож. средств. Рукописи 6 в. [«Венский Диоскорид» (ок. 512), «Венский Генезис» (1-я пол. 6 в.; миниатюры в нижней части страниц; обе – Австр. нац. б-ка, Вена), «Россанский кодекс» c полностраничными миниатюрами (Епархиальный музей церковного иск-ва, Россано)] исполнены, вероятно, по имп. заказу и написаны на пурпурном пергамене. «Евангелие Раввулы» (586, Б-ка Лауренциана, Флоренция; миниатюры в начале рукописи иллюстрируют евангельские сцены) создано в мон. Св. Иоанна в Бет-Загба (Сирия); стиль миниатюр свидетельствует о влиянии сир. традиции: пропорции фигур не соответствуют классич. нормам, жесты персонажей экспрессивны. От эпохи иконоборчества сохранилось мало лицевых рукописей: астрономич. таблицы Птолемея (813–820, Б-ка Ватикана; миниатюры с Гелиосом на колеснице в окружении месяцев и знаков зодиака), Евангелие из парижской Нац. б-ки (9 в.) и др. В условиях запрета на изображения святых гл. внимание уделяется орнаментам, изображениям животных и растений. Антииконоборч. полемика играет заметную роль в иллюстрациях Хлудовской псалтири (ГИМ; датировка рукописи остаётся спорной – от 837 до 860-х гг.). По палеографии и стилю миниатюр к ней тесно примыкают псалтири из мон. Пантократора на Афоне и парижской Нац. б-ки (обе – сер. 9 в.; с мелкими миниатюрами на полях).
Победа иконопочитания и начало т. н. Македонского возрождения (9 – сер. 10 вв.) дают новый импульс развитию М. к. Во 2-й пол. 9 в. складывается относительно устойчивая традиция иллюстрирования текстов (каждое Евангелие предваряется полностраничной миниатюрой с сидящим евангелистом, а др. сочинения – портретами их авторов), унифицируются стиль и принципы декорирования кодексов. В кон. 9 в. созданы рукописи «Слово Григория Назианзина» из парижской Нац. б-ки (879–883; 46 полностраничных миниатюр, разделённых на регистры), «Христианская топография» Космы Индикоплова (880-е гг., Б-ка Ватикана; карты, схемы, изображения персонажей Ветхого и Нового Заветов) и др. В основе образов сохранена классич. модель (мощная светотеневая моделировка ликов и фигур, сложные ракурсы, в архитектуре передана перспектива), которая обогащается новыми чертами (крупные глаза, высокие лбы, слегка укороченные пропорции фигур и т. д.).
Иск-во т. н. Македонского возрождения (во время правления имп. Константина VII Багрянородного, 913–959) знаменуется обращением к классич. традиции, что нашло отражение в яркой антикизации образов – в Парижской псалтири (сер. 10 в., Нац. б-ка, Париж), «Свитке Иисуса Навина» (сер. 10 в., Б-ка Ватикана; композиции занимают осн. пространство свитка, текст в нижней части тянется узкой полосой; живопись отличается лёгкостью и уверенностью рисунка, в батальных сценах передана активная динамика). В М. к. 2-й пол. 10 – 1-й четв. 11 вв. происходит поворот в сторону спиритуализации образов. Пространство миниатюр становится более абстрактным, рисунок – графичным, в выражении ликов нейтральность сменяется аскетической строгостью. Иск-во 2-й пол. 10 в. представлено миниатюрами Евангелий – Трапезундского (РНБ), из мон. Св. Екатерины на Синае, из мон. Прп. Дионисия на Афоне (обе кон. 10 в.). Важное место в ряду визант. рукописей занимает Ватиканский минологий (Б-ка Ватикана), созданный в период правления имп. Василия II Болгаробойцы (976–1025) по его заказу: текст украшен 430 миниатюрами, изображающими (на золотом фоне) сцены мученичества, фигуры молящихся святых, перенесение мощей, евангельские праздники и т. д. (известны имена 8 художников, работавших над украшением кодекса). Под влиянием Ватиканского минология создан Императорский минологий (том на январь – в Худож. галерее Уолтерса, Балтимор; том на февраль – март – в ГИМ; выполнен по заказу имп. Михаила IV Пафлагона в 1034–1041). В его миниатюрах пейзаж подвергается схематизации, сводится к плоским кулисам; фигуры становятся двухмерными, скрытыми под обильными, тонко расчерченными драпировками.
Стиль М. к. эпохи Дук, Комнинов и Ангелов (1059–1204) является логическим продолжением спиритуалистич. поисков 1-й пол. 11 в. Орнаменты заставок, инициалов и таблиц канонов приобретают ювелирную тонкость. Получает распространение т. н. эмальерный орнамент (его гл. мотив – сасанидская пальметта или трилистник, заключённые в кольцо, от которого расходятся побеги). От этого времени сохранилось большое число Евангелий, украшенных фигурами евангелистов в начале каждой из книг и циклами иллюстраций (Четвероевангелие, 3-я четв. 11 в., Нац. б-ка, Париж, и др.). Приобретают популярность лекционарии, украшенные сценами из Евангелий в виде иллюстраций в рамках и на полях (Лекционарий, кон. 11 в., мон. Прп. Дионисия на Афоне). Особую роль в это время играет скрипторий Студийского мон.: исполненные там рукописи украшены иллюстрациями на полях; фигуры имеют удлинённые пропорции, лишены объёма, одежды покрыты тонким золотым ассистом, лики отмечены напряжённой мимикой (Феодоровская псалтирь, 1066, Британская б-ка, Лондон; Псалтирь Барберини, 1090-е гг., Б-ка Ватикана). В 1050–1070-е гг. в Константинополе действовал скрипторий т. н. Копииста Метафраста, в котором изготовили группу иллюминиров. минологиев Симеона Метафраста (напр., том на май – август, ГИМ, и том на 1-ю пол. ноября, мон. Св. Екатерины на Синае, оба – 1063) и др. литургич. рукописи («Слова Иоанна Златоуста», собрание Кромвеля, Лондон; Лекционарий, мон. Хиландар на Афоне). Наиболее значимым памятником М. к. 1070–80-х гг. является соч. «Слово Иоанна Златоуста» (Нац. б-ка, Париж), выполненное для имп. Никифора Вотаниата (1078–81). Текст рукописи предваряют 4 полностраничные миниатюры, на одной из которых представлены Иоанн Златоуст, император и архангел Михаил. Помещённые на золотом фоне фигуры кажутся плоскими, их движения – условными; миниатюры отличает разнообразие орнаментов, тонкий рисунок, деликатная моделировка ликов с использованием тональных градаций.
Тенденции к спиритуализации образа усилились в кон. 11 в. («Лествица» Иоанна Лествичника, Б-ка Ватикана) и продолжали развиваться на протяжении всего 12 в. В трактовке фигур нарастает линейность, которой соответствует отвлечённость пейзажей; палитра становится ярче, орнаментальные растит. мотивы – более обильными; распространяется звериный орнамент. Эти черты проявляются в группе рукописей (всего ок. 10), украшенных «коккиновафским мастером»: Евангелие из Б-ки Ватикана (1122, исполнено по заказу имп. Иоанна II Комнина), «Гомилии Иакова Коккиновафского» (2-я четв. 12 в., там же). Для этих миниатюр характерны яркие, контрастные цвета, обилие персонажей и деталей архитектуры, напряжённая мимика и жесты, создающие повышенную экспрессию образов. Во 2-й пол. 12 в. качество М. к. снижается. Чикаго-Карахиссарская группа рукописей (сер. 12 – сер. 13 вв., Никомедийское Евангелие, Центр. науч. б-ка АН Украины, Киев; Карахиссарское Евангелие, РНБ, С.-Петербург, и мн. др.) отличается обширными осыпями красочного слоя, позволяющими увидеть подготовит. рисунок. Рукописи, созданные, вероятно, в Константинополе или на Кипре, украшены таблицами канонов (произвольных, часто асимметричных форм), заставками с мотивами переплетений виноградной лозы; в плоских и подвижных фигурах ощущается влияние «динамического» стиля 2-й пол. 12 в.; часто в одной рукописи можно проследить совмещение нескольких иконографич. традиций.
После изгнания крестоносцев из Константинополя (1261) были созданы условия для возрождения М. к. К последней четв. 13 в. относится неск. лицевых рукописей, свидетельствующих о сложении палеологовского стиля миниатюры. В Евангелии из Брит. музея (1285), Кодексе Пророков (Б-ка Ватикана, 1280-е гг.) использованы архит. и пейзажные элементы, воссозданы детали интерьера. Фигуры становятся плотными, трёхмерными, а выражение ликов – спокойным и сосредоточенным. В 1280-х гг. создана группа лицевых рукописей (ок. 15), свидетельствующих об увлечении классич. иск-вом и обращении к наследию т. н. Македонского возрождения (Восьмикнижие из Б-ки Ватикана, Псалтирь из РНБ, Псалтирь из мон. Св. Екатерины на Синае и др.), иллюстрации которых отличаются сложными пространственными формами, многоплановостью композиций, фигурами, представленными в свободных позах и движениях.
«Палеологовский ренессанс» первых десятилетий 14 в., связанный с именами Андроника II Палеолога и ряда придворных интеллектуалов (напр., Феодора Метохита), нашёл отражение в стиле таких рукописей, как Евангелия из мон. Пантократора (1301) и мон. Ватопед (1304) на Афоне. Евангелисты на миниатюрах этих рукописей изображены в энергичных ракурсах, фигуры подчёркнуто объёмны, их пропорции правильны, пространство миниатюр имеет глубину и чётко артикулировано. В миниатюрах Нового Завета с Псалтирью (1330–40-е гг., ГИМ; 25 миниатюр с изображениями евангелистов, апостолов, иллюстрации гимнов) прослеживаются черты, свидетельствующие о новых тенденциях в иск-ве (массивность архит. элементов, избыточность драпировок, укрупнение масштабов фигур). В 1330–40-е гг. под влиянием учения Григория Паламы о Божественных энергиях и Фаворском свете создаются такие рукописи, как минологий деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога (Б-ка Бодли, Оксфорд), Четвероевангелие Исаака Асана Палеолога (1346, мон. Св. Екатерины на Синае). На входных миниатюрах появляются многочисл. портреты ктиторов (напр., портрет Феодоры Палеологины и её дочери Евфросинии в рукописи Типикона из мон. Богоматери Верной Надежды, 2-я четв. 14 в., Линкольн-колледж, Оксфорд). В позднепалеологовский период (после победы исихазма на Соборе 1351) гл. худож. мотивом М. к. становится свет, одухотворяющий материю, что нашло отражение в рукописях 2-й пол. 14 в.: Акафист (1350–60, ГИМ; выполнен, вероятно, для патриарха Филофея), сборник богословских сочинений Иоанна Кантакузина (Нац. б-ка, Париж, 1375, написан писцом Иоасафом из мон. Одигон). После динамич. стиля времени церковных споров возобладала утвердительная, мажорная тональность образов.
В армянской М. к. местные школы с эллинистич. и сирийскими чертами известны с 6–7 вв. (4 концевые миниатюры Эчмиадзинского Евангелия, 6 в., Матенадаран, Ереван). В целом для М. к. Армении характерны роскошное декоративно-орнаментальное убранство, чёткие композиц. построения, насыщенный цвет. Одна из наиболее древних среди датированных арм. иллюминиров. рукописей – Евангелие царицы Млке (862, мон. Сан-Ладзаро-дельи-Армени, Венеция). В 9–10 вв. наряду с динамичными графичными, связанными с нар. иск-вом миниатюрами (Лазаревское Евангелие, 887; Евангелия 986 и 1038, все – в Матенадаране) создавались и произведения парадно-монументальные, обильно украшенные золотом (Эчмиадзинское Евангелие, 989; Евангелие Мугни, 1-я пол. 11 в., оба – в Матенадаране; Карское Евангелие, до 1063, мон. Св. Акопа, Иерусалим). Под влиянием визант. М. к. созданы Трапезундское (10 в.) и Адрианопольское Евангелия (1007, оба – в мон. Сан-Ладзаро-дельи-Армени, Венеция). Из школ М. к. 12–14 вв. наиболее значительна киликийская школа; работам её главы Тороса Рослина присущи психологич. выразительность, точный рисунок, богато разработанный орнамент («Чашоц» Гетума II, 1286, Матенадаран). Среди наиболее значит. центров арм. М. к. 13–16 вв.: Ахпат (Ахпатское Евангелие, 1211, худ. Маркарэ, Матенадаран), Гладзор (мастера Момик и Торос Таронаци, Авак), Татев (худ. Григор), Ахтамар (мастера Симеон Арчишеци, Церун и Рстакес), Джуга. В 17 в. развивается М. к. в Новой Джуге (ныне р-н Нор-Джуга в Исфахане; худ. Акоп Джугаеци), но в целом качество арм. иллюминиров. рукописей снижается.
Грузинская М. к. 9–10 вв., связанная с местной и сиро-палестинской худож. традициями, отличается линейностью и яркостью расцветки при отсутствии золота [Адишское Евангелие (897, Краеведч. музей, Местиа), Первое Джручское Евангелие (936/940, Ин-т рукописей АН Грузии, Тбилиси; обе рукописи созданы в Шатбердском мон.), Цкароставское (кон. 10 в.), Мартвильское (1050), Урбнисское (11 в.) Евангелия (все – в Ин-те рукописей АН Грузии)]. С кон. 10 в. украшение рукописей становится всё более богатым: декоративное выделение получают заголовки, заглавные буквы и концовки, появляются заставки (Пархальское Евангелие; Мцхетская Псалтирь; Сборник церковных песнопений Микаэла Модрекили; все – в Ин-те рукописей АН Грузии). С 11 в. иск-во М. к. оказалось под сильным влиянием константинопольской школы. Византинизирующее направление в груз. М. к. придерживалось техники многослойного письма с применением золота (Синаксарь, 11 в., предположительно создан в Иверском мон. на Афоне; Второе Джручское Евангелие, 334 миниатюры 12 в.; Гелатское Евангелие, рубеж 11–12 вв.; Творения Григория Назианзина, кон. 12 в.; все – в Ин-те рукописей АН Грузии, Тбилиси). Сохраняются и старые восточные (рукописи 11 в., изготовленные в Кларджети, Пицундское Евангелие, 1-я пол. 13 в., там же) и народные (Иенашское Евангелие, 13 в., Краеведч. музей, Местиа) традиции. Среди немногих памятников кон. 13 – 14 вв. – Моквское Евангелие (1300, Ин-т рукописей АН Грузии), созданное под влиянием палеологовских образцов. Наиболее яркая рукопись 15 в. – Джручская Псалтирь со 132 полностраничными миниатюрами (1443–45, там же). Иллюстрировались также научные и светские книги (Астрономический трактат, 1188, там же), особенно в 16–18 вв. («Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, сер. 17 в., там же; «Калила и Димна», 1730-е гг., Ин-т востоковедения РАН, С.-Петербург).
Древнерусская М. к., в отличие от византийской, обладает большей свободой худож. методов и широкой вариативностью декора. Уже в рукописях 11 в. наряду с визант. традицией начинают складываться собств. представления об образе, выразившиеся в большей простоте и вместе с тем внушительной монументальности персонажей, что проявилось в рукописях: Остромирово Евангелие (1056–57, РНБ), Изборник Святослава 1073 (ГИМ) и Кодекс Гертруды (1078–86, Нац. археологич. музей, Чивидале, Италия; «Апостол Пётр с предстоящими князем Ярополком и княгиней Гертрудой», и др.). Под впечатлением от Остромирова Евангелия были исполнены миниатюры Мстиславова Евангелия (ок. 1117, ГИМ). Наряду с роскошными кодексами княжеского заказа создаются более скромные лицевые рукописи (Добрилово Евангелие, 1164, РГБ; Галицко-Волынская Русь). В домонгольское время М. к. сохраняет живую связь с визант. традицией. Под влиянием позднекомниновского иск-ва создаются миниатюры Служебника Варлаама Хутынского (ок. 1224, ГИМ), «Апостола» (1220, ГИМ). В Спасском Евангелии (1-я треть 13 в., Ярославский гос. историко-архит. и худож. музей-заповедник) наряду с лёгкостью форм, тонким рисунком и мягкой колористич. гаммой появляются новые черты – обобщённые силуэты, узкие, вытянутые формы ликов, вносящие более суровые оттенки в содержание образов.
13 в. – время глубокого кризиса, вызванного феод. раздробленностью и монголо-татарским нашествием. Захват Константинополя крестоносцами (1204) приостановил культурные контакты Древней Руси с Византией. В М. к. этого времени формируются черты специфически рус. стиля: усиление роли силуэта и графич. начала, цветовая насыщенность ровных и ярких плоскостей. Гл. памятниками М. к. по-прежнему являются Евангелия и разл. литургич. сб-ки. Новгородская школа 2-й пол. 13 в. представлена несколькими лицевыми рукописями: «Уваровская кормчая» (ГИМ, сборник церковных и светских законов), Симоновское Евангелие (1270, РГБ), Захарьевский Пролог (1282, ГИМ; сборник кратких житий святых, распределённых по месяцам). Вероятно, в Твери была создана «Хроника» Георгия Амартола (кон. 13 – нач. 14 вв., РГБ), украшенная многочисл. мелкими миниатюрами внутри текста. Входные миниатюры изображают Христа на престоле с князем Михаилом Ярославичем и его матерью княгиней Оксинией и монаха Георгия, пишущего «Хронику». Обе композиции отличаются монументальностью и спокойствием, их структурной доминантой являются архит. кулисы, написанные с явным вниманием к деталям. Миниатюры Феодоровского Евангелия (1320-е гг., Ярославский гос. историко-архит. и худож. музей-заповедник; 2 полностраничные миниатюры с Иоанном Богословом и Прохором и Феодором Стратилатом) отличаются богатством орнаментов, необычными композиц. решениями (миниатюра с Иоанном и Прохором имеет обрамление в виде купольного храма), особой цветовой гаммой, построенной на оттенках зелёного. В это время выдвигается московская школа (Сийское Евангелие, 1340, ГРМ, Б-ка РАН, С.-Петербург), формировавшаяся на основе палеологовской традиции и наследия иск-ва Ростова; иск-во Новгорода представлено миниатюрами Хлудовской псалтири (2-я четв. 14 в., ГИМ, композиция «Явление Христа жёнам-мироносицам» отмечена влиянием палеологовского стиля, прочие миниатюры, иллюстрирующие псалмы, раскрашены в яркие цвета с применением золота, композиции симметричны, фигуры плоскостны и малоподвижны). В иллюстрациях новгородских рукописей сер. 14 в. (Хлудовское Евангелие, ГИМ; Сильвестровский сборник с житиями святых Бориса и Глеба, РГАДА) заметен интерес к динамике, сложным ракурсам, повествоват. деталям, ярким контрастным цветам.
Во 2-й пол. 14 в. количество иллюминированных рукописей возрастает, по уровню мастерства они не уступают лучшим ансамблям монументальной живописи того времени. При этом единое стилистич. направление отсутствует, каждый регион выдвигает свои худож. решения. Иск-во Новгорода и Москвы развивает направление, заданное творчеством Феофана Грека (Псалтирь Ивана Грозного, Рогожское Евангелие, оба – в РГБ; Евангелие Чудова монастыря, ГИМ, и др.). Миниатюры этих рукописей исполнены в экспрессивной манере, колорит строится на светлых, прозрачных тонах с преобладанием голубого цвета. Некоторые лицевые рукописи этого времени свидетельствуют об обращении к юж.-слав. образцам: Евангелие (последняя треть 14 в., ГИМ), на миниатюрах которого евангелисты изображены в полный рост, со свитками, подвешенными на шнурках (уникальная иконография, обычно встречающаяся в изображениях пророков). Особое значение для развития др.-рус. миниатюры имеет Евангелие Хитрово (1399–1400, РГБ; перед каждым Евангелием на отд. листах размещены по 2 миниатюры, изображающие евангелиста и его символ, 5 заставок, 437 зооморфных и растит. инициалов). Большинство исследователей приписывают создание миниатюр Андрею Рублёву, возможно, работавшему с одним или несколькими помощниками. Появляется особый тип ликов с мелкими чертами, плавными замкнутыми контурами; миниатюры отличаются тонким рисунком, мягкой цветовой гаммой с преобладанием голубых, лиловых, серебристо-зелёных тонов; фоны и детали интерьера написаны золотом. В период подъёма Рус. гос-ва в 15 в. этот стиль становится ведущим для всей М. к. В центр. скриптории Москвы при митрополичьей кафедре также были созданы Евангелие Морозова (нач. 15 в., Оружейная палата, Москва, свободная копия Евангелия Хитрово в более сухом стиле); Андрониково Евангелие (1-я четв. 15 в., ГИМ), Евангелие Кошки (1390-е гг., РГБ) и др. Б. ч. рукописей 2-й пол. 15 в. написана на бумаге, что определило более лёгкий пропорциональный строй изображений и иную, более холодную цветовую гамму с прозрачными акварельными цветами. Миниатюры «Лествицы» Иоанна Лествичника (РГБ), «Евангелия 1507 года» (РНБ) и др. постепенно отходят от классич. основы иск-ва 1-й пол. 15 в. в сторону орнаментальности и внешней изысканности.
М. к. 1-й пол. 16 в. представлена рядом рукописей богословского содержания, выполненных по заказу архиеп. Макария («Христианская топография» Космы Индикоплова, 1539, РГБ, и др.). Их иллюстрации насыщены новыми иконографич. формулами, письмо отличается тщательностью, палитра – яркостью и пестротой. Фоны миниатюр заполнены стаффажными фигурами и архит. деталями. В 16–17 вв. создаются кодексы, украшенные обширными циклами миниатюр. Они написаны беглым рисунком и раскрашены прозрачными акварельными красками, сквозь которые часто видна бумажная основа. Гл. памятник этого времени – Лицевой летописный свод Ивана Грозного [между 1569 и 1586, в разл. собраниях; неск. тысяч миниатюр в 10 томах сборника (охватывающего период от Сотворения мира до 1567), изобилующих персонажами и архит. деталями, выполненных в упрощённой графичной манере и раскрашенных в локальные цвета]. Рукописи Евангелий 17 в. продолжают украшаться заставками с фигурами сидящих евангелистов, рамы получают пышные обрамления, орнамент которых подражает старопечатной гравюре, композиции насыщены сложными архит. мотивами (Ананьевское Евангелие, кон. 16 – нач. 17 вв., РГБ).
Ранние памятники западноевропейской М. к. – листы манускрипта др.-лат. Библии «Кведлинбургская Итала» (2-я четв. 5 в., Берлинская гос. б-ка), кодексы «Евангелие св. Августина» (кон. 4 в., Кристи-колледж, Кембридж), «Ватиканский Вергилий» (нач. 5 в., Б-ка Ватикана) и др., созданные в Италии. В манускриптах античных авторов и в христианских рукописях наблюдаются одни и те же приёмы изображения. Иллюстрации выполнены в манере, близкой античным настенным росписям, фризовое расположение сцен заимствовано с рим. барельефов. Композиции заключены в рамки, по размеру соответствующие ширине столбца текста, занимающего всю страницу, в то время как в свитках текст обычно располагался в неск. колонок; инициалы выделялись красным цветом. С 7 в. центрами М. к. становятся скриптории сев.-европ. монастырей, в которых создавались книги богослужебного назначения: евангелиарии (сборники евангельских чтений), сакраментарии (богослужебные тексты), псалтири, бенедикционалы (сборники формул торжеств. епископских благословений). Плоскостно-графичный, орнаментальный худож. язык, сформировавшийся на основе декоративно-прикладного иск-ва «варварских» народов, теперь служит воплощению христианских образов и мотивов. По числу сохранившихся памятников особенно выделяют нортумбрийско-ирландскую школу и круг рукописей меровингской Франции.
Нортумбрийско-ирландская М. к. (её также называют англо-ирландской или островной) создавалась в монастырях Ирландии и Британии (Келс, Дарроу, Линдисфарн, Дарем). Если в ранних манускриптах (Псалтирь св. Колумбана «Катах», нач. 7 в., б-ка Ирл. королевской академии, Дублин) используются лишь небольшие инициалы с типично кельтскими орнаментальными мотивами спиралей и вихреобразных завитков с раструбами, иногда дополняемыми головами птиц или дельфинов, то в рукописях кон. 7–8 вв. («Книга из Дарроу», 2-я пол. 7 в., б-ка Тринити-колледжа, Дублин; Линдисфарнское Евангелие, рубеж 7–8 вв., Брит. музей, Лондон) наблюдается сплав ирл. и герм. орнаментальных традиций, в котором иногда чувствуется опосредованное воздействие коптского и сирийского иск-ва [Келское (Келлское) Евангелие, рубеж 8–9 вв., б-ка Тринити-колледжа, Дублин]. Графично-плоскостное решение М. к. было обусловлено влиянием ювелирного иск-ва сев.-герм. племён с его мотивами ленточных плетёнок и борьбы зверей. Орнамент заполняет всё увеличивающиеся в размерах инициалы и покрывает целые листы («ковровые страницы»). Сохраняя свои магические функции, он усиливает сакральное значение евангельского слова и изображений. Изображения святых, ангелов и символов евангелистов строятся по орнаментальному принципу либо сведены к знаку (Евангелие из Эхтернаха, 8 в., Нац. б-ка, Париж).
Памятники меровингской М. к. характеризуются почти полным отсутствием сюжетных иллюстраций. Инициалы и буквы составляются из фигур птиц и рыб, с раннехристианских времён служивших символами Христа (Гелазианский сакраментарий, ок. 750, Б-ка Ватикана); впервые в истории зап.-европ. книги появляются антропоморфные инициалы с вписанными в них изображениями Христа, священнослужителя и др. (Геллонский сакраментарий, 2-я пол. 8 в., Нац. б-ка, Париж). От декоративно-прикладного иск-ва полихромного стиля эти памятники унаследовали сочетание красного, жёлтого и зелёного цветов.
«Каролингское возрождение» в М. к. начинается в кон. 8 в., когда центром книжного иск-ва в Европе становится имп. дом Карла Великого [Евангелие Годескалька, 783; Евангелие Сен-Медар (Сен-Медард) из Суасона, нач. 9 в., оба – Нац. б-ка, Париж]. В это время возрастает интерес к иск-ву античности, что выразилось в прямом подражании античным памятникам или даже копировании целых кодексов («Феномены» Арата, сер. 9 в., Б-ка ун-та, Лейден, копия с оригинала 4 в.), а также в соединении в одной миниатюре элементов из разных источников, что отчасти объясняет отсутствие стилистич. единства между каролингскими рукописями. Новой чертой М. к. этой эпохи стало введение сюжетных иллюстраций и отделение фигур от орнамента, заимствованного из англо-ирландского и античного иск-ва и заполняющего теперь только рамы миниатюр и очертания инициалов. Самые роскошные кодексы, изготовленные по заказу Карла Великого и его ближайшего окружения, написаны золотом и серебром на пурпурном пергамене – приём, заимствованный из Византии (Венское коронационное Евангелие Карла I, ок. 800, Худож.-историч. музей, Вена). Миниатюры антикизирующего стиля выполнены в живописной, пространственно-пластич. манере.
При наследниках Карла Великого переживает расцвет реймсская школа (820–830-е гг.), в памятниках которой трансформация позднеантичной традиции идёт по пути нарастания общего беспокойного движения, что достигается за счёт рисунка порывистыми быстрыми штрихами, подчёркнутой экспрессивности жестов (Евангелие Эббо, ок. 816–835, Гор. б-ка, Эперне), построения очерковых многофигурных композиций на фоне пейзажа (Утрехтская псалтирь, ок. 816–834, Б-ка ун-та, Утрехт). Эти же черты свойственны миниатюрам турской школы, созданным в скриптории аббатства Сен-Мартен (830–853), но в сравнении с очерковыми иллюстрациями Утрехтской псалтири их композиции отличаются чётким построением. В Библиях скриптория Тура становятся обязательными композиция «Majestas Domini» («Христос во славе», или «Маэстá») и посвятительные изображения королей-заказчиков. Появление историзованных инициалов с евангельскими сценами связывают с соборным скрипторием Меца (Сакраментарий Дрого, ок. 850, Нац. б-ка, Париж), достигшим расцвета в сер. 9 в.
В 10–11 вв. в Испании, изолированной от остальной Европы мусульм. завоеваниями, складывается т. н. мосарабское иск-во со своими самобытными чертами. Плоскостное изображение с орнаментально трактованными декоративными фигурами, как и в меровингских памятниках, разбивается на сегменты, которые заполняются яркими локальными цветами; колористич. решение также напоминает памятники араб. миниатюры (Библия, 920, Кафедральный собор, Леон). Чаще всего иллюстрируется «Толкование на Апокалипсис» Беата Лиебанского (975, Кафедральный собор, Герона, и др.).
В Англии в это же время формируется стиль англосаксонской М. к. (гл. центры – Винчестер и позднее Кентербери), в которой сказываются влияния каролингского иск-ва (школы Меца, а после 1000 – Реймса). Её отличит. особенности: использование «шпалерных» рамок с листьями аканфа, удлинённые фигуры с маленькими головами и заострёнными чертами, в очерковые миниатюры вводится цветной контурный рисунок (Бенедикционал св. Этельвольда, между 963–984; Псалтирь Харли, ок. 1000, оба – Брит. б-ка).
Новый расцвет книжного иск-ва в Центр. Европе связан с «Оттоновским возрождением». Кон. 10 – нач. 11 вв. называют золотым веком немецкой М. к. Её центрами, работавшими по имп. заказу, были мастерские при монастырях и епископских резиденциях в Трире, Райхенау, Фульде, Хильдесхайме, Эхтернахе, Регенсбурге, Зальцбурге, Кёльне. Идеи единого христианского государства и божественного происхождения имп. власти отражены в новых сценах поклонения правителю подвластных земель, персонифицированных женскими фигурами (Кодекс св. Григория, ок. 983 – 985, Музей Конде, Шантийи), коронования императора (Лекционарий Генриха II, Баварская нац. б-ка, Мюнхен). Иллюстрации к Ветхому Завету и Псалтири оттоновского времени практически неизвестны; большое значение приобретают евангельские сюжеты, которым в каролингских рукописях отводилось место лишь в небольших инициалах. Отличит. черты М. к. этого времени – исчезновение объёмно-пространственной среды, планов, перспективы, появление абстрактных фонов неярких бледных цветов и пространственно-геометрич. орнамента, укрупнённость фигур и использование золота в священных сценах (Евангелие Оттона III, ок. 1000; Евангелиарий аббатисы Утты, 1002–25, оба – Баварская гос. б-ка; Кодекс аббатисы Хитды, 11 в., Б-ка земли Гессен, Дармштадт). Ок. 1000 под влиянием эсхатологич. ожиданий нарастает иррациональное мистич. напряжение, воплотившееся в преувеличенной выразительности жестов и взглядов, монументальности форм (Евангелиарий Оттона III, ок. 1000, Баварская гос. б-ка; Бамбергский Апокалипсис, ок. 1000 – 1020, Гос. б-ка, Бамберг).
В 11–12 вв. иск-во М. к. большинства европ. стран при многообразии местных школ отмечено единством худож. системы – романским стилем. В отсутствие сильной светской централизов. власти монастырские и епископские скриптории стали единственными центрами изготовления книг: Сент-Омер, Сент-Аман, Сен-Марсьяль, Сито, Клерво во Франции; Уинчестер (Винчестер), Кентербери, Йорк в Англии; Вайнгартен, Энгельберг, Хирсау, Зальцбург, Регенсбург в Германии; Монтекассино, Боббио, Полироне в Италии. С нач. 12 в. преобладают Библии большого формата (т. н. гигантские, чьё появление связано с григорианской реформой), Псалтири, снабжённые комментариями Апокалипсисы, жития святых, теологич. труды (Ансельма Кентерберийского, св. Бернарда Клервосского, Петра Коместора, Петра Ломбардского и др.), книги по церковному праву (Декреты Грациана) и т. д. С сер. 12 в. в круг иллюминиров. рукописей постепенно входят произведения рыцарской лит-ры, историч. сочинения, сборники постановлений обычного права. С нач. 11 в. и вплоть до 13 в. в Сев. Италии получает распространение тип книг, воспроизводящий античную форму свитка – экзультет (свиток, содержащий молитвенные песнопения пасхальных служб). Такие свитки обычно содержали орнаментальную кайму по всей длине и миниатюры, перевёрнутые по отношению к нотам и тексту и разъясняющие его (свиток, 11 в., архив Кафедрального собора в Бари). Иллюминиров. бестиарии полны изображений как реальных, так и причудливых вымышленных животных; они были особенно распространены в Англии в 12–13 вв.
Для романской М. к. характерно стремление к обширным повествоват. циклам [Винчестерская Библия, ок. 1160 и ок. 1170 – 1190, Кафедральная б-ка, Уинчестер (Винчестер), частично – Б-ка Моргана, Нью-Йорк], обращение к местным традиц. изобразит. схемам и взаимовлияние разл. школ, заимствование визант. мотивов и сцен, а также создание новых повествоват. и сложных символико-аллегорич. иконографич. программ. Характерными элементами худож. языка являются ограниченная локальная цветовая палитра, плоскостное условное изображение с сильно выраженным контуром, графичная проработка складок одежд; проявляется тяготение к строгим и уравновешенным композиц. схемам в сочетании с внутр. напряжённостью. Худож. оформлению романских книг свойственна автономия частей декора: страничная миниатюра и иллюстрации в тексте, заставки и инициалы занимают независимое друг от друга положение. Новым элементом оформления становится сложный историзованный инициал, часто содержащий одну или неск. сцен из Священной истории (прежде всего «Дни Творения» к Книге Бытия и «Древо Иессеево» к Евангелию от Матфея). В рукописях, созданных преим. к северу от Альп, заглавные литеры, в иллюстративном плане независимые от текста, и собственно миниатюры нередко состояли из изображений фантастич. зооморфных существ и сцен из повседневной жизни («Толкования на книгу Иова» Григория Великого, ок. 1111, Гор. б-ка, Дижон).
Готич. стиль сложился во Франции и отсюда распространился в др. страны. Черты готики в М. к. – мягкость складок, изящная изогнутость фигур – начинают проявляться на рубеже 12–13 вв. С сер. 13 в. складывается собственно готич. структура книжного оформления с её соподчинённостью всех декоративных элементов. В эту эпоху М. к. утрачивает былое значение одного из ведущих видов иск-ва; запаздывая в развитии по сравнению с архитектурой, витражом, скульптурой, она испытывает их влияние. В связи с развитием гор. культуры, усилением роли университетов осн. заказчиками рукописей становятся светские лица; большое значение приобретает придворный скрипторий в Париже и множество светских частных книгописных мастерских, создающих типовые манускрипты на продажу. Помимо роскошных экземпляров, создавались более доступные широкому кругу читателей книги (т. н. университетские Библии и Псалтири), чему способствовало появление в 13 в. бумаги. Дешевизна таких книг обусловливала небрежность их оформления. Расширяется также тематика книг. Особой популярностью пользуются как скромно оформленные Библии карманного формата, так и роскошно иллюминированные морализованные Библии, в которых миниатюры ветхо- и новозаветного циклов сопровождаются расположенными напротив и комментирующими их изображениями; бревиарии (богослужебные книги, содержащие сокращённый вариант суточного круга богослужений и предназначенные для частного употребления), часословы (книга, содержащая молитвословия суточного круга богослужений для мирянина) и Псалтири. Наиболее значимыми и характерными памятниками эпохи являются манускрипты, созданные в придворных скрипториях: Псалтирь королевы Ингеборг (до 1210, Музей Конде, Шантийи), Псалтирь Людовика Святого (1254–70, Нац. б-ка, Париж), Бревиарий Филиппа Красивого Мастера Оноре (ок. 1290, там же), в которых отчётливо прослеживается последовательность ансамблевого решения; влияние витража сказывается в цветовом строе, объединяющем локальные красные, синие и зелёные цвета на золотом фоне. В англ. и сев.-франц. М. к. появляются маргинальные изображения развлекательного и поучительного характера (дролери) и формируется композиция с подстрочной миниатюрой. В Часослове Жанны д’Эврё (миниатюристы Жан Пюсель и др., 1324–1328, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) миниатюры в подражание скульптуре написаны в технике гризайли. С кон. 13 в. вместо золотых фонов начинают использовать «ковровые» в виде узорчатых многоцветных экранов.
В 15 в. ведущая роль принадлежит франко-фламандской миниатюре, в которой формируются принципы нового нидерл. иск-ва (т. н. арс нова): полностраничные иллюстрации приобретают черты станковых картинных композиций, в них вырабатываются новые приёмы построения пространства, создания пейзажа, натуралистически точной передачи реальности, что происходит во многом под влиянием иск-ва итал. Проторенессанса. Этими чертами отличаются «Роскошный часослов герцога Беррийского» (бр. Лимбург, 1412–16, Музей Конде, Шантийи), Часослов маршала Бусико (ок. 1405, Нац. б-ка, Париж), Милано-Туринский часослов (кон. 14 – сер. 15 вв.; сохр. частично, некоторые миниатюры выполнены Я. ван Эйком) и др. Ок. 1475 в Нидерландах в школе Гента – Брюгге под влиянием живописи (Я. ван Эйка, Г. ван дер Гуса и др.) возникает новый стиль, сочетающий пространственно-иллюзионистич. растительные бордюры (цветы и листья на ярком фоне) со свободными повествоват. композициями, в т. ч. на светские сюжеты. Осн. мастера этого стиля: С. Мармион, С. Бенинг, Мастер Марии Бургундской, Мастер Дрезденского молитвенника. Нидерл. влияние быстро распространилось по всей Европе.
В Италии под влиянием гуманизма в нач. 15 в. был разработан новый тип рукописного шрифта, напоминающий латинский, а в М. к. начинается формирование ренессансного стиля. Обнажённые путти, появлявшиеся в итал. М. к. со 2-й пол. 14 в., положили начало проникновению в неё мотивов «аль антика», которое особенно усилилось во 2-й пол. 15 – нач. 16 вв. под воздействием антикварных штудий сев.-итал. художников, в первую очередь А. Мантеньи, оказавшего сильное влияние на М. к. Крупнейшими итал. миниатюристами были Б. Санвито, Дж. П. Бирага, К. Майорана, Маттео да Милано, Аттаванте дельи Аттаванти, Герардо и Монте ди Джованни, Ф. А. дель Кьерико, Дж. Кловио и др. К М. к. обращались художники Фра Анджелико, С. Боттичелли и др. Франц. М. к. испытала на себе влияния как нидерл., так и итал. произведений, крупнейшими её представителями были Ж. Фуке, Ж. Перреаль, Ж. Бурдишон, Ж. Коломб, Годфруа ле Батав.
По всей Европе в эпоху Возрождения широко иллюстрируются сочинения гуманистов («Триумфы» Ф. Петрарки, миниатюры дель Кьерико, 1456, Б-ка Лауренциана, Флоренция) и античных авторов («Иудейские древности» Иосифа Флавия, миниатюры Ж. Фуке), историч. хроники («Большие французские хроники», худ. Ж. Фуке, 1455–60, Нац. б-ка, Париж; худ. С. Мармион, 1457, РНБ). Для библиофилов-аристократов создаются уникальные, роскошно декорированные рукописи: Библия Борсо д’Эсте (1455–61; Б-ка Эстенсе, Модена; 2 тома, св. 1 тыс. миниатюр), Молитвенник имп. Максимилиана I (1513, Баварская нац. б-ка; в создании рисунков и миниатюр принимали участие А. Дюрер, Х. Бальдунг, Л. Кранах Старший, Х. Бургкмайр и др.). В 15–16 вв. миниатюрами украшались не только манускрипты, но и инкунабулы.
В исламском искусстве в средние века развивается М. к. Египта, стилистически связанная с коптским искусством, а также Сирии (под сильным визант. влиянием) и Ирака, где наряду с пышными сценами придворной жизни распространены лаконичные по стилю иллюстрации к науч. трактатам («Фармакология» Диоскорида, 1222, в разл. музеях мира). Иранская, афганская и азерб. М. к. органически связана со всем худож. оформлением рукописи. Богатейшие узорные композиции, лирич. пейзажи, тонкий линейный ритм, изысканные цветовые сочетания определяют декоративность их образного строя (гератская школа, тебризская, исфаханская, среднеазиатская, ширазская школы). В 16–17 вв. в Иране и др. странах появляется М. к. на отд. листах.
М. к. Оттоманской империи достигает своего расцвета в 16 в., гл. сферой её стало иллюстрирование поэтич. исторических и совр. хроник и сборников, создание портретов историч. лиц, топографич. миниатюр. Иранские традиции постепенно замещаются визант. влияниями и дополняются документальной точностью исполнения («Книга Сулеймана», 1517; «Книга свершений», 1523, обе – Музей дворца Топкапы, Стамбул).
В индийском искусстве плоскостные, стилизованные изображения, чёткая каллиграфич. линия раннесредневековой М. к. к 16–17 вв. сменяются стремлением к точной фиксации отд. деталей, тщательному изображению человеческого лица при сохранении традиц. плоскостности, схематичности и декоративности. Часто встречаются героико-историч. сюжеты («Бабур-наме», кон. 16 в., Музей Востока, Москва). Развиваются портретный и анималистич. жанры (см. Могольская миниатюра).