ЛОРЕНЦЕ́ТТИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛОРЕНЦЕ́ТТИ (Lorenzetti), итал. живописцы 1-й пол. 14 в., братья. Представители сиенской школы.
Пьетро (упоминается ок. 1306–45), возможно, был учеником Дуччо ди Буонинсенья; в его фресковых циклах и образах на досках чувствуется также влияние новаций Джотто. Автор тонких по цвету, полных мягкого лиризма алтарных полиптихов (1320, ц. Санта-Мария-делла-Пьеве в Ареццо). К его лучшим произведениям относится «Рождество Богоматери» (1342, Музей собора, Сиена). Красота звучного колорита сочетается в нём с мастерством в передаче пространства и жизненной достоверностью в изображении евангельского события. В росписях капеллы Орсини в юж. трансепте Нижней ц. Св. Франциска в Ассизи (ок. 1320–40) смелые эксперименты в области пространственных архит. построений соединяются с эмпирич. реализмом готики, изяществом линии и поэтичностью образов. Представленные в них эпизоды «Страстного цикла» отличаются готич. экспрессией, а монументальная сцена «Распятие», занимающая всю юж. стену, демонстрирует множество тщательно детализированных фигур. Иллюзионистически написанные скамья и триптих в нижнем ярусе над алтарной нишей отмечают место погребения кардинала Наполеоне Орсини.
Амброджо (упоминается с 1317 до мая 1348), один из наиболее ярких представителей итал. готики. Был во Флоренции (1321, 1327, 1332), где испытал влияние Джотто и мастеров его круга. По словам биографов (Л. Гиберти, Дж. Вазари), принадлежал к числу новаторов, одним из первых в иск-ве своего времени использовал сложные перспективные сокращения при изображении архитектуры и пейзажных панорамных видов. Частично отказался от золотых фонов или совмещал их с достоверным изображением элементов интерьера, используя архит. построения («Принесение во храм», 1342, галерея Уффици, Флоренция; «Благовещение», 1344, Нац. пинакотека, Сиена). Крупнейшее его произведение – росписи в Зале Мира (Зале Девяти) в Палаццо Публико в Сиене. На стене небольшого зала, где заседал Совет Девяти, он изобразил аллегории Дурного и Доброго правлений и их последствий (1338–40); подобное противопоставление характерно для политич. риторики того времени. Примечательной особенностью аллегории Доброго правления является удивительное по точности панорамное изображение Сиены 14 в. и её пейзажных окрестностей.