Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИНО́ПИЯ

Синопия Симоне Мартини из Папского дворца в Авиньоне. 1341.

СИНО́ПИЯ (итал. sinopia), под­го­то­ви­тель­ный ри­су­нок на сте­не при ра­бо­те над фре­ской. Тер­мин про­ис­хо­дит от назв. крас­но-ко­рич­не­во­го ми­нер. кра­си­те­ля, со­дер­жа­ще­го ок­сид же­ле­за в сме­си с гли­ной (крас­ная ох­ра). Этот кра­ситель, близ­кий сан­ги­не, из­вес­тен уже в ан­тич­но­сти, ко­гда, со­глас­но Пли­нию Стар­ше­му, был един­ст­вен­ным крас­ным цве­том. В 14–15 вв. до­бы­вал­ся близ г. Си­ноп на бе­ре­гу Чёр­но­го м. (от­сю­да – итал. назв. terra di Si­nope). С. на­но­си­лась на 1-й слой шту­ка­тур­ки и в про­цес­се ра­бо­ты це­ли­ком скры­ва­лась под 2-м сло­ем шту­ка­тур­ки, слу­жив­шим ос­но­вой для фре­ски. Воз­мож­но, что по­доб­ный ри­су­нок и рань­ше ис­поль­зо­ва­ли итал. мо­заи­чи­сты. Как осо­бый вид мо­ну­мен­таль­но­го изо­бра­зит. иск-ва, об­ла­даю­щий вы­со­кой гра­фич. куль­ту­рой и экс­прес­си­ей, С. бы­ли от­кры­ты во вре­мя рес­тав­ра­ции фре­ско­во­го ан­самб­ля сер. 14–15 вв. на клад­би­ще Кам­по­сан­то в Пи­зе, по­стра­дав­ше­го во вре­мя бом­бар­ди­ров­ки 1944, позд­нее – рос­пи­сей в мон. Сант-Апол­ло­ния во Фло­рен­ции и в Пап­ском двор­це в Авинь­о­не. Ны­не С. не­ред­ко экс­по­ни­ру­ют­ся от­дель­но от рос­пи­сей (Му­зей си­но­пий в Пи­зе). С сер. 15 в. в ра­бо­те над фре­ской С. постепенно вы­тес­ня­ет­ся кар­то­ном.

Лит.: Procacci U. Sinopie e affreschi // The Burlington Magazine. 1962. Vol. 104. № 715.

Вернуться к началу