ФРЕ́СКА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФРЕ́СКА (от итал. fresco, букв. – свежий), вид живописной техники. Используется в монументальном искусстве для стенных росписей. Ф. создаётся темперной живописью (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую Ф. долговечной. Штукатурный грунт для Ф. накладывается, как правило, в неск. слоёв и состоит из гашёной извести, минер. наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка, дроблёные кирпич или керамика), иногда также органич. добавок (солома, пенька, лён и т. п.), которые предохраняют штукатурку от растрескивания. Палитра Ф. ограничена красками, не вступающими в химич. соединения с известью: употребляются гл. обр. натуральные земляные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т. д., реже – краски медного происхождения (голубец и др.). Растит. краски (индиго и баканы), киноварь, синие, а иногда и чёрные краски наносятся на уже просохшую штукатурку. Ф. называют также росписи, выполненные в этой технике.
Ф. была известна в Древнем Египте и регулярно использовалась в др.-рим. живописи, где применялись многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. Для визант. иск-ва характерно сочетание собственно Ф. и живописи по-сухому (итал. al secco). Эта техника распространилась в живописи др. вост.-христианских стран: Древней Руси, Грузии, Сербии, Болгарии и др.
Новое открытие техники фрески (итал. buon fresco) произошло в Италии на рубеже 13 и 14 вв. (Мастер Исаака, Джотто), когда был разработан метод работы по дням (metodo delle giornate), при котором верхний слой грунта (интонако) наносился только на тот участок, который мог быть расписан в течение одного рабочего дня, т. е. до высыхания грунта. В работе над Ф. используются разл. виды подготовит. рисунка: синопия, картон. Иск-во Ф. пережило расцвет в творчестве итал. мастеров эпохи Возрождения (Мазаччо, Фра Анджелико, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др.). Традиции Ф. в дальнейшем сохранились в декоративных росписях 17–18 вв. В 19 в. к Ф. обращались назарейцы в Германии, а также отд. мастера эпохи модерна (Ф. Ходлер в Швейцарии и др.). В технике Ф. работали мн. живописцы 20 в. (А. Боргонцони в Италии, представители мурализма, сурового стиля и др.).
Ныне термин «Ф.» используется расширительно по отношению ко всем видам стенных росписей, в первую очередь по сухой штукатурке.