Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРЕ́СКА

Фреска «Переход через Красное море» в капелле Элеоноры Толедской в Палаццо Веккьо во Флоренции. Художник А. Бронзино. 1541–42.

ФРЕ́СКА (от итал. fresco, букв. – све­жий), вид жи­во­пис­ной тех­ни­ки. Ис­поль­зу­ет­ся в мо­ну­мен­таль­ном ис­кус­ст­ве для стен­ных рос­пи­сей. Ф. соз­да­ёт­ся тем­пер­ной жи­во­пи­сью (на чис­той или из­вест­ко­вой во­де) по све­жей, сы­рой шту­ка­тур­ке, ко­то­рая при вы­сы­ха­нии об­ра­зу­ет тон­чай­шую про­зрач­ную плён­ку кар­бо­на­та каль­ция, за­кре­п­ляю­щую крас­ки и де­лаю­щую Ф. дол­го­веч­ной. Шту­ка­тур­ный грунт для Ф. на­кла­ды­ва­ет­ся, как пра­ви­ло, в неск. сло­ёв и со­сто­ит из га­шё­ной из­вес­ти, ми­нер. на­пол­ни­те­лей (квар­це­вый пе­сок, по­ро­шок из­вест­ня­ка, дроб­лё­ные кир­пич или ке­ра­ми­ка), ино­гда так­же ор­га­нич. до­ба­вок (со­ло­ма, пень­ка, лён и т. п.), ко­то­рые пре­до­хра­ня­ют шту­ка­тур­ку от рас­трес­ки­ва­ния. Па­лит­ра Ф. ог­ра­ни­че­на крас­ка­ми, не всту­паю­щи­ми в хи­мич. со­еди­не­ния с из­ве­стью: упот­реб­ля­ют­ся гл. обр. на­ту­раль­ные зем­ля­ные пиг­мен­ты (ох­ры, ум­бры), а так­же мар­сы, си­ний и зе­лё­ный ко­бальт и т. д., ре­же – крас­ки мед­но­го про­ис­хо­ж­де­ния (го­лу­бец и др.). Рас­тит. крас­ки (ин­ди­го и ба­ка­ны), ки­но­варь, си­ние, а ино­гда и чёр­ные крас­ки на­но­сят­ся на уже про­сох­шую шту­ка­тур­ку. Ф. на­зы­ва­ют так­же рос­пи­си, вы­пол­нен­ные в этой тех­ни­ке.

Ф. бы­ла из­вест­на в Древ­нем Егип­те и ре­гу­ляр­но ис­поль­зо­ва­лась в др.-рим. жи­во­пи­си, где при­ме­ня­лись мно­го­слой­ные шли­фо­ван­ные грун­ты с до­бав­ле­ни­ем мра­мор­ной пы­ли. Для ви­зант. иск-ва ха­рак­тер­но со­че­та­ние соб­ст­вен­но Ф. и жи­во­пи­си по-су­хо­му (итал. al secco). Эта тех­ни­ка рас­про­стра­ни­лась в жи­во­пи­си др. вост.-хри­сти­ан­ских стран: Древ­ней Ру­си, Гру­зии, Сер­бии, Бол­га­рии и др.

Но­вое от­кры­тие тех­ни­ки фре­ски (итал. buon fresco) про­изош­ло в Ита­лии на ру­бе­же 13 и 14 вв. (Мас­тер Исаа­ка, Джот­то), ко­гда был раз­ра­бо­тан ме­тод ра­бо­ты по дням (metodo delle giornate), при ко­то­ром верх­ний слой грун­та (ин­то­на­ко) на­но­сил­ся толь­ко на тот уча­сток, ко­то­рый мог быть рас­пи­сан в те­че­ние од­но­го ра­бо­че­го дня, т. е. до вы­сы­ха­ния грун­та. В ра­бо­те над Ф. ис­поль­зу­ют­ся разл. ви­ды под­го­то­вит. ри­сун­ка: си­нопия, кар­тон. Иск-во Ф. пе­ре­жи­ло рас­цвет в твор­че­ст­ве итал. мас­те­ров эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния (Ма­зач­чо, Фра Анд­же­ли­ко, Пье­ро дел­ла Фран­че­ска, Ра­фа­эль, Ми­ке­ланд­же­ло и др.). Тра­ди­ции Ф. в даль­ней­шем со­хра­ни­лись в де­ко­ра­тив­ных рос­пи­сях 17–18 вв. В 19 в. к Ф. об­ра­ща­лись на­за­рей­цы в Гер­ма­нии, а так­же отд. мас­те­ра эпо­хи мо­дер­на (Ф. Ход­лер в Швей­ца­рии и др.). В тех­ни­ке Ф. ра­бо­та­ли мн. жи­во­пис­цы 20 в. (А. Бор­гон­цо­ни в Ита­лии, пред­ста­ви­те­ли му­ра­лиз­ма, су­ро­во­го сти­ля и др.).

Ны­не тер­мин «Ф.» ис­поль­зу­ет­ся рас­ши­ри­тель­но по от­но­ше­нию ко всем ви­дам стен­ных рос­пи­сей, в пер­вую оче­редь по су­хой шту­ка­тур­ке.

Лит.: Шмид Г. Тех­ни­ка ан­тич­ной фре­ски и эн­кау­сти­ки. М., 1934; Чер­ны­шев Н. М. Ис­кус­ст­во фре­ски в Древ­ней Ру­си. М., 1954; Meiss M. The great age of fresco: discoveries, recoveries, and survivals. N. Y., 1970; Bor­sook E. The mural painters of Tuscany. 2nd ed. Oxf.; N. Y., 1980; Mazzè A. La decorazione mu­rale: stucchi, affreschi, graffiti nella trat­ta­tistica: I sec. a. C. – XIX sec. Palermo, 1998; Tecniche di pittura murale dall’alto Medioevo al Quattrocento. Roma, 1998; Ling R., Ling L. Fresco and other forms of wall painting. Donington, 2003.

Вернуться к началу