Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕ́МПЕРНАЯ ЖИ́ВОПИСЬ

ТЕ́МПЕРНАЯ ЖИ́ВОПИСЬ (итал. tempe­ra, от temperare – сме­ши­вать крас­ки), вид жи­во­пис­ной тех­ни­ки, ис­поль­зую­щей в ка­че­ст­ве осн. свя­зую­ще­го ве­ще­ст­ва эмуль­сии. Из­на­чаль­но эмуль­сия со­стоя­ла из во­ды и яич­но­го желт­ка или цель­но­го яй­ца, а так­же из раз­ве­дён­но­го на во­де рас­тит. или жи­вот­но­го клея, сме­шан­ного с мас­лом (или с мас­лом и ла­ком). Т. ж. бы­ла из­вест­на в Древ­нем Егип­те и Древ­нем Ри­ме (её упо­ми­на­ет Пли­ний Стар­ший), в Ви­зан­тии и Древ­ней Ру­си, в ср.-век. Ев­ро­пе (опи­са­на в трак­та­те Ч. Чен­ни­ни). Ис­поль­зо­ва­лась в мо­ну­мен­таль­ной (фре­ска, жи­во­пись аль-сек­ко и др.) и стан­ко­вой жи­во­пи­си, в ико­но­пи­си, так­же в ми­ниа­тю­ре книж­ной. С 15 в. в Зап. Ев­ро­пе (в Рос­сии с 18 в.) Т. ж. вы­тес­ня­ет­ся мас­ля­ной жи­во­пи­сью. В 19–20 вв. воз­ро­ж­да­ет­ся ин­те­рес ху­дож­ни­ков к Т. ж. бла­го­да­ря её спе­ци­фич. ка­че­ст­вам – она име­ет бар­ха­ти­стую ма­то­вую фак­ту­ру, при вы­сы­ха­нии свет­ле­ет и дол­го со­хра­ня­ет пер­во­на­чаль­ную све­жесть. Ны­не про­из­во­дит­ся тем­пе­ра ка­зеи­но­во-мас­ля­ная, по­ли­ви­нил­аце­тат­ная, ак­ри­ло­вая, вос­ко-мас­ля­ная, цел­лю­лоз­но-клее­вая и др.

Лит.: Фи­ла­тов В. В. Рус­ская стан­ко­вая тем­пер­ная жи­во­пись: Тех­ни­ка и рес­тав­ра­ция. М., 1961; Thompson D. V. The practice of tempera painting. N. Y., 1962; Altoon S. The luminous brush: Painting with egg tempera. N. Y., 1999; Fuga A. Artists’ techniques and materials. Los Ang., 2006.

Вернуться к началу