ТЕ́МПЕРНАЯ ЖИ́ВОПИСЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕ́МПЕРНАЯ ЖИ́ВОПИСЬ (итал. tempera, от temperare – смешивать краски), вид живописной техники, использующей в качестве осн. связующего вещества эмульсии. Изначально эмульсия состояла из воды и яичного желтка или цельного яйца, а также из разведённого на воде растит. или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком). Т. ж. была известна в Древнем Египте и Древнем Риме (её упоминает Плиний Старший), в Византии и Древней Руси, в ср.-век. Европе (описана в трактате Ч. Ченнини). Использовалась в монументальной (фреска, живопись аль-секко и др.) и станковой живописи, в иконописи, также в миниатюре книжной. С 15 в. в Зап. Европе (в России с 18 в.) Т. ж. вытесняется масляной живописью. В 19–20 вв. возрождается интерес художников к Т. ж. благодаря её специфич. качествам – она имеет бархатистую матовую фактуру, при высыхании светлеет и долго сохраняет первоначальную свежесть. Ныне производится темпера казеиново-масляная, поливинилацетатная, акриловая, воско-масляная, целлюлозно-клеевая и др.