ХО́ДЛЕР ФЕРДИНАНД
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХО́ДЛЕР (Hodler) Фердинанд (14.3.1853, Берн – 19.5.1918, Женева), швейц. живописец и график; один из крупнейших представителей символизма и модерна. Учился у отчима – художника-декоратора Г. Шюпбаха, у Ф. Зоммер-Колье в Туне (1867–68) и Б. Менна в Женеве (1873–77). Испытал влияние Х. Хольбейна Младшего, А. Дюрера, Д. Веласкеса, Г. Курбе, К. Коро, У. Блейка и П. Пюви де Шаванна. Жил преим. в Женеве. Чл. венского, берлинского (с 1900) и мюнхенского (с 1903) Сецессиона. Произведения бытового жанра и портреты 1870-х – нач. 1880-х гг. выполнены под влиянием манеры старых мастеров («Часовщики в Мадриде», 1879, Худож. музей, Люцерн). С сер. 1880-х гг. обращается к символич. сюжетам («Эвритмия», 1895; «День», 1899, обе – Худож. музей, Берн; «Истина», 1903, Кунстхаус, Цюрих), темам труда («Лесоруб», 1910, Худож. музей, Берн) и др.; вырабатывает стиль, названный им «параллелизм», базирующийся на симметрии лапидарных форм, ритме цветовых плоскостей и линий. Создал фрески в Йенском ун-те («Выступление йенских студентов. 1813 год», 1907–08). Динамичный мазок и контрастный колорит в альпийских пейзажах Х. («Вид на Монблан с Женевского озера», 1918, Музей иск-ва и истории, Женева) предвосхищают принципы экспрессионизма.