Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕЛА́СКЕС РОДРИГЕС ДЕ СИЛЬВА ВЕЛАСКЕС ДИЕГО

Авторы: А. М. Муратов

ВЕЛА́СКЕС (Velázquez, Velásquez), Род­ри­гес де Силь­ва Ве­ла­скес (Rodríguez de Silva Velásquez) Дие­го (4 или 5.6.1599, Се­ви­лья – 6.8.1660, Мад­рид), исп. жи­во­пи­сец. Про­ис­хо­дил из се­мьи не­бо­га­то­го идаль­го пор­туг. про­ис­хо­ж­де­ния. Учил­ся в Се­ви­лье (1611–17) сна­ча­ла у Ф. Эр­ре­ры Стар­ше­го, за­тем у Ф. Па­че­ко, на до­че­ри ко­то­ро­го же­нил­ся. При­двор­ный ху­дож­ник ко­ро­ля Фи­лип­па IV (с 1623), гоф­мар­шал (1652), ры­царь ор­де­на Сан­ть­я­го (1659), чл. рим. ака­де­мии Св. Лу­ки и Кон­гре­га­ции вир­туо­зов Пан­те­о­на (1650). В. пи­сал кар­ти­ны пре­им. на ми­фо­ло­гич., ис­то­рич. и бы­то­вые сю­же­ты, а так­же порт­ре­ты. Исп. ры­цар­ский иде­ал бла­го­род­ной лич­но­сти, род­ст­вен­ный стои­циз­му, на­ло­жил от­пе­ча­ток на трак­тов­ку В. об­раза че­ло­ве­ка. Ран­нее твор­че­ст­во В. близ­ко т. н. се­виль­ской шко­ле («По­кло­не­ние вол­хвов», 1619, Пра­до, Мад­рид). Ряд ран­них по­ло­тен («Зав­трак», ок. 1617–18, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; «Во­до­нос», ок. 1620, Ап­сли-ха­ус, Лон­дон) от­но­сит­ся к жан­ру бо­де­го­нес и вы­пол­нен в тра­ди­ции ка­равад­жиз­ма с кон­тра­ст­ной све­то­те­нью «по­греб­но­го» ос­ве­ще­ния, на­ту­ра­ли­стич. дос­то­вер­но­стью де­та­лей и про­сто­на­род­но­стью ти­па­жей, близ­ких пер­со­на­жам плу­тов­ско­го ро­ма­на. По­доб­но М. да Ка­ра­вад­жо, В. пред­по­чи­тал жан­ро­вую ин­тер­пре­та­цию еван­гель­ских сю­же­тов («Хри­стос у Мар­фы и Ма­рии», ок. 1618, Нац. га­ле­рея, Лон­дон).

Пе­ре­ехав в Мад­рид, В. с 1623 до конца жиз­ни за­ни­мал разл. при­двор­ные долж­но­сти; в его обя­зан­но­сти вхо­ди­ли, на­ря­ду с порт­ре­ти­ро­ва­ни­ем ко­ро­лев­ской се­мьи и по­пол­не­ни­ем со­б­ра­ния жи­во­пи­си, ор­га­ни­за­ция це­ре­мо­ний, над­зор за уб­ран­ст­вом двор­цов и ко­ро­лев­ским гар­де­ро­бом. Кис­ти В. при­над­ле­жит ок. 30 изо­бра­же­ний Фи­лип­па IV, мно­го­числ. порт­ре­ты ин­фант и на­след­ни­ков, са­нов­ни­ков. Порт­ре­ты В. ла­ко­нич­ны; как пра­ви­ло, это фи­гу­ра в спо­кой­ной по­зе на ней­траль­ном фо­не; его пер­со­на­жи замк­ну­ты и сдер­жан­ны в со­от­вет­ст­вии с при­двор­ным эти­ке­том. Бла­го­род­ст­во не­из­мен­но при­сут­ст­ву­ет в ха­рак­те­ре лю­бо­го ге­роя В., будь то над­мен­ный по­эт Л. де Гон­го­ра-и-Ар­го­те (1622, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Бос­тон), хит­рый ца­ре­дво­рец пер­вый мин. Г. де Оли­ва­рес (до 1643, Эр­ми­таж), изящ­ная «Да­ма с вее­ром» (ок. 1648, кол­лек­ция Уол­лес, Лон­дон), Фи­липп IV в во­ен. кос­тю­ме («Ла Фра­га», 1644, со­б­ра­ние Фрик, Нью-Йорк). В 1630–50-х гг. В. соз­дал се­рию порт­ре­тов при­двор­ных шу­тов и кар­ли­ков – «труа­нес» (т. н. «Дон Ан­то­нио-анг­ли­ча­нин», «Дон Ху­ан Ав­ст­рий­ский», нач. 1650-х гг., оба – в Пра­до). При всей точ­но­сти ха­рак­те­ри­стик трак­тов­ка об­ра­зов овея­на бла­го­род­ной че­ло­веч­но­стью («Бар­ба­рос­са», 1636–38; «Эль При­мо», 1644; «Се­ба­сть­я­но дель Мор­ра», ок. 1643–44; там же). К «труа­нес» при­мы­ка­ют пар­ные кар­ти­ны «Ме­нипп» и «Эзоп» (1639–1640, там же), пред­став­ляю­щие ан­тич­ных са­ти­ри­ков в ви­де ни­щих бро­дяг, не ут­ра­тив­ших ин­тел­лек­ту­аль­ной со­дер­жа­тель­но­сти и лич­но­го дос­то­ин­ст­ва.

Д. Веласкес. «Венера перед зеркалом». До 1651. Национальная галерея (Лондон).

В 1628 В. встре­тил­ся с П. П. Ру­бен­сом, по­се­тив­шим исп. двор, и по его со­ве­ту от­пра­вил­ся в Ита­лию изу­чать жи­во­пись ве­не­ци­ан­ской шко­лы, влия­ние ко­то­рой, на­ря­ду с воз­дей­ст­ви­ем фла­манд­ской шко­лы, от­ра­зи­лось в не­обыч­ных для исп. тра­ди­ции кар­ти­нах на ан­тич­ные сю­же­ты («Три­умф Вак­ха», 1628–1629; «Куз­ни­ца Вул­ка­на», 1630, обе – в Пра­до). Ми­фо­ло­гич. об­ра­зы со­еди­не­ны в них с жи­тей­ской дос­то­вер­но­стью и ок­ра­ше­ны от­тен­ком иро­нии, сбли­жаю­щей эти по­лот­на с сов­ре­мен­ным ху­дож­ни­ку лит. бур­ле­ском. Изо­бра­же­ние об­на­жён­но­го жен­ско­го те­ла («Ве­не­ра пе­ред зер­ка­лом», до 1651, Нац. га­ле­рея, Лон­дон), за­пре­щён­ное ин­кви­зи­ци­ей, ока­за­лось воз­мож­ным при дво­ре; мо­ти­ви­ров­кой слу­жил ми­фо­ло­гич. сю­жет. Иная трак­тов­ка об­на­жён­ной мо­де­ли – в «Рас­пя­тии» (1630-е гг., Пра­до): гар­мо­нич­ное, не ис­ка­жён­ное му­кой те­ло стра­даю­ще­го Хри­ста соз­да­ёт воз­вы­шен­но-тра­ги­че­ский об­раз.

По за­ка­зу Г. де Оли­ва­ре­са В. ра­бо­тал над жи­во­пис­ным уб­ран­ст­вом ко­ро­лев­ских за­го­род­ных двор­цов Бу­эн-Ре­ти­ро и Тор­ре-де-ла-Па­ра­да. Он пи­сал кон­ные и охот­ни­чьи порт­ре­ты Фи­лип­па IV (нач. 1630-х гг.), на­след­ни­ка Баль­та­сара Кар­ло­са (1634–35) и др. (все – в Пра­до), в ко­то­рых за­мет­но влия­ние ве­не­ци­ан­ской шко­лы, осо­бен­но Ти­циа­на. Для Бу­эн-Ре­ти­ро вы­пол­не­на и кар­ти­на «Сда­ча Бре­ды» («Ко­пья», 1634–35, Пра­до) – од­но из наи­бо­лее зна­чит. про­из­ве­де­ний ба­таль­но­го жан­ра. В цен­тре – ис­пол­нен­ные дос­то­ин­ст­ва по­бе­ди­тель и по­беж­дён­ный, исп. и голл. пол­ко­вод­цы; по сто­ро­нам – от­ря­ды с ле­сом ко­пий и але­бард, об­ра­зую­щие слож­ный ритм ком­по­зи­ции; в глу­би­не – вид Бре­ды, на­по­ми­наю­щий ни­дер­ланд­ский «кос­ми­че­ский пей­заж». В. свя­зы­ва­ет про­стран­ствен­ные пла­ны хо­лод­ным ко­ло­ри­том, соз­да­вая но­вое цве­то­вое един­ст­во, не­ве­до­мое его пред­ше­ст­вен­ни­кам. До­би­ва­ясь тон­ких то­но­вых гра­да­ций, он пи­шет све­то­воз­душ­ную сре­ду цве­том, обо­га­щён­ным ва­лё­ра­ми; это де­ла­ет В. од­ним из са­мых вы­даю­щих­ся ко­ло­ри­стов в ми­ро­вой жи­во­пи­си. Раз­ра­ба­ты­вая про­бле­му пе­ре­да­чи све­то­воз­душ­ной сре­ды, В. во вре­мя од­ной из сво­их по­ез­док в Ита­лию на­пи­сал с на­ту­ры ви­ды са­да вил­лы Ме­ди­чи (в пол­день и ве­че­ром; оба – в Пра­до), пред­вос­хи­тив пле­нэр­ную жи­во­пись 19 в.

Д. Веласкес. Портрет папы Иннокентия Х. 1650. Галерея Дориа-Памфили (Рим).

В 1649–51 В. вто­рич­но по­се­тил Ита­лию с це­лью по­пол­не­ния ко­ро­лев­ско­го со­б­ра­ния кар­ти­на­ми ху­дож­ни­ков ве­не­ци­ан­ской шко­лы. В Ри­ме он на­пи­сал порт­рет па­пы Ин­но­кен­тия Х (1650, га­ле­рея До­риа-Пам­фи­ли, Рим), ко­то­рый от­ли­ча­ет­ся точ­но­стью пе­ре­да­чи об­ли­ка мо­де­ли и глу­бо­ким пси­хо­ло­гиз­мом; этот «слиш­ком прав­ди­вый», по вы­ра­же­нию па­пы, порт­рет яв­ля­ет­ся од­ним из выс­ших дос­ти­же­ний ми­ро­вой порт­рет­ной жи­во­пи­си. Под­лин­ным ар­ти­стиз­мом, изы­скан­ной жи­во­пис­но­стью и глу­би­ной ха­рак­те­ри­стик от­ли­ча­ют­ся порт­ре­ты Габс­бур­гов 1650-х гг. (ко­ро­ле­ва Ма­ри­ан­на Ав­ст­рий­ская, ок. 1649, Пра­до; ин­фан­та Ма­рия Те­ре­за, 1651; ин­фан­та Мар­га­ри­та, 1656; ин­фант Фи­липп Про­спе­ро, 1659, все – Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на). Осо­бен­но глу­бок и зна­чи­те­лен об­раз Фи­лип­па IV в по­жи­лом воз­рас­те (ок. 1654–57, Пра­до; Нац. га­ле­рея, Лон­дон).

Д. Веласкес. «Менины». 1656. Прадо (Мадрид).

Ито­гом творч. пу­ти В. ста­ли кар­ти­ны «Ме­ни­ны» (1656) и «Пря­хи» (1657, обе – в Пра­до), в ко­то­рых со­еди­ни­лись жан­ры порт­ре­та, бы­то­вой и ми­фо­ло­гич. кар­ти­ны. «Ме­ни­ны» – не толь­ко груп­по­вой порт­рет ин­фан­ты со сви­той и ав­то­порт­ре­том ху­дож­ни­ка, но и мно­го­пла­но­вая кар­ти­на, пред­став­ляю­щая исп. двор во всём мно­го­об­ра­зии и слож­ных взаи­мо­от­но­ше­ни­ях его оби­та­те­лей, осн. те­мой ко­то­рой яв­ля­ет­ся ут­вер­жде­ние иск-ва как бла­го­род­но­го за­ня­тия.

Ос­но­ва твор­че­ст­ва В., как и его ве­ликих со­вре­мен­ни­ков – М. де Сер­ван­те­са и П. Каль­де­ро­на де ла Бар­ки – сло­жив­ший­ся на поч­ве ба­рок­ко реа­лизм, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­но со­пос­тав­ле­ние вы­со­ко­го и низ­ко­го, ре­аль­но­го и иде­аль­но­го, ми­фа и дей­ст­ви­тель­но­сти. В. – не­пре­взой­дён­ный мас­тер как ла­ко­нич. пси­хо­ло­гич. порт­ре­та, так и мно­го­пла­но­вой кар­ти­ны с пе­ре­кли­каю­щи­ми­ся раз­но­го ро­да встав­ны­ми изо­бра­же­ния­ми (кар­ти­на в кар­ти­не, зер­ка­ло, ок­но, двер­ной про­ём) и де­та­лей, обо­га­щаю­щих ком­по­зи­ци­он­но-смы­сло­вую струк­ту­ру про­из­ве­де­ния. Рав­но­ве­ли­ких уче­ни­ков у В. не бы­ло, его дос­той­ным пре­ем­ни­ком в жи­во­пи­си стал Ф. Гойя.

Лит.: López-Rey J. Velásquez. A catalogue rai­sonne of his work. L., 1963; Camon Aznar J. Velásquez. Madrid, 1964. Vol. 1–2; Ке­ме­нов В. С. Кар­ти­ны Ве­ла­ске­са. М., 1969; Ла­за­рев В. Н. Ве­ла­скес порт­ре­тист // Ла­за­рев В. Н. Ста­рые ев­ро­пей­ские мас­те­ра. М., 1974; Зна­ме­ров­ская Т. П. Ве­ла­скес. М., 1978; Brown J. Velásquez. Painter and courtier. New Haven; L., 1986; Яки­мо­вич А. К. Ху­дож­ник и дво­рец: Д. Ве­ла­скес. М., 1989; Orso SN. Velázquez, Los Borrachos, and painting at the Court of Philip IV. Camb.; N. Y., 1993; Ор­те­га-и-Гас­сет Х. Ве­ла­скес. Гойя. М., 1997; Кап­те­ре­ва Т. П. Ве­ла­скес. М., 2004.

Вернуться к началу