Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТИЦИА́Н ТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИО

ТИЦИА́Н, Тициано Ве­чел­лио (Tiziano Vecel­lio) (ме­ж­ду 1477 и 1490, Пье­ве-ди-Ка­до­ре – 27.8.1576, Ве­не­ция), итал. жи­во­пи­сец. Обу­чал­ся в Ве­не­ции у мо­заи­чи­ста С. Дзук­ка­то, за­тем у Джен­ти­ле и Джо­ван­ни Бел­ли­ни. Со­труд­ни­чал с Джорд­жо­не (в ча­ст­но­сти, в рос­пи­сях Фон­дак­ко деи-Те­де­ски, 1508–09, фраг­мен­ты в га­ле­рее Дж. Фран­кет­ти в Ка-д’Оро, Ве­не­ция), под влия­ни­ем ко­то­ро­го ото­шёл от кват­ро­чен­ти­ст­ских прин­ци­пов, от­ка­зы­ва­ясь от осе­вой сим­мет­рии и фрон­таль­но­го рас­по­ло­же­ния фи­гур в поль­зу бо­лее дина­мич­ных поз и асим­мет­рич­ной ор­га­ни­за­ции по­верх­но­сти, смяг­чая кон­ту­ры с по­мо­щью сфу­ма­то и изо­бра­жая фи­гу­ры в пас­то­раль­ном пей­за­же («Цы­ган­ская Ма­дон­на», ок. 1510, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на; «Noli me tangere», 1511–12, Нац. га­ле­рея, Лон­дон). В ре­зуль­та­те сбли­же­ния со сти­лем Джорд­жо­не не­ко­то­рые ра­бо­ты это­го вре­ме­ни не мо­гут быть точ­но ат­ри­бу­ти­ро­ва­ны то­му или др. мас­те­ру («Сель­ский кон­церт», ок. 1509, Лувр, Па­риж).

С са­мо­го на­ча­ла порт­рет за­ни­ма­ет од­но из центр. мест в твор­че­ст­ве Т. Уже в ран­них про­из­ве­де­ни­ях [«Порт­рет муж­чи­ны с го­лу­бым ру­ка­вом» (пред­по­ла­гае­мый порт­рет Арио­сто, ок. 1510, см. илл. к ст. Л. Арио­сто, или по­рт­рет Дж. Бар­ба­ри­го), «Ла Скья­во­на» (ок. 1510–12, оба – Нац. га­ле­рея, Лон­дон), «Порт­рет юно­ши с пер­чат­кой» (ок. 1520, Лувр)] Т., ос­но­вы­ва­ясь на но­ва­тор­ской фор­му­ле Джорд­жо­не (по­яс­ной срез; мо­дель пред­став­лена на ней­траль­ном фо­не впол­обо­ро­та со взгля­дом, уст­рем­лён­ным на зри­те­ля), стре­мит­ся к раз­но­об­ра­зию ком­по­зиц. и смы­сло­вых ре­ше­ний, вво­дя жан­ро­вые и ал­ле­го­рич. мо­ти­вы, а так­же к бо­лее глу­бо­кой пе­ре­да­че внутр. со­стоя­ния мо­де­ли. Сбли­зив­шись с ве­не­циан­ски­ми гу­ма­ни­ста­ми, соз­да­ёт ра­бо­ты, от­ме­чен­ные фи­лос. те­че­ния­ми то­го вре­ме­ни: «Ал­ле­го­рия трёх воз­рас­тов» (ок. 1512–1514, Нац. га­ле­рея Шот­лан­дии, Эдин­бург, см. илл. к ст. Ал­ле­го­рия); «Лю­бовь зем­ная и Лю­бовь не­бес­ная» (1514, га­ле­рея Бор­ге­зе, Рим). В рос­пи­сях Скуо­лы-ди-Сант-Ан­то­нио в Па­дуе (1511) Т. про­дол­жа­ет ре­нес­санс­ную тра­ди­цию по­ве­ст­во­ват. жи­во­пи­си.

С 1516 Т.– офиц. ху­дож­ник Ве­не­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ки (осу­ще­ст­в­ля­ет над­зор над ху­дож. ра­бо­та­ми во Двор­це до­жей, пи­шет порт­ре­ты до­жей, и др.; с 1513 ра­бо­та­ет над сце­ной «Бит­ва при Спо­ле­то», 1513–38, не сохр., эс­киз в Лув­ре). В этот пе­ри­од Т. ос­ваи­ва­ет цен­но­сти рим. и фло­рен­тий­ской школ жи­во­пи­си, пред­став­лен­ные в твор­че­ст­ве Ми­ке­ланд­же­ло и Ра­фа­эля, – объ­ём­ность и ди­на­мизм фи­гур и ком­по­зи­ции в це­лом, дра­ма­ти­за­ция об­ра­зов; так­же изу­ча­ет воз­мож­но­сти се­вер­но­го иск-ва (бла­го­да­ря гра­вю­рам А. Дю­ре­ра и др.) с прин­ци­пи­аль­но ины­ми, чем в Ита­лии, ро­лью ли­нии и ха­рак­те­ром пей­за­жа. Всё это обо­га­ща­ет ма­не­ру Т., пред­ла­гаю­ще­го ра­ди­каль­но но­вые ре­ше­ния для тра­диц. ве­не­ци­ан­ско­го ал­тар­но­го об­раза [«Ас­сун­та» («Воз­не­се­ние Бо­го­ма­те­ри», 1516–18, см. илл. к ст. Ве­не­ция) и «Ма­дон­на Пе­за­ро» (1519–26), оба для ц. Сан­та-Ма­рия-Гло­рио­за-деи-Фра­ри, Ве­не­ция].

Тициан. «Мужской портрет» (ранее считался портретом Ипполито Риминальди). Ок. 1541. Палаццо Питти (Флоренция).

С 1516 Т. мно­го ра­бо­та­ет за пре­де­ла­ми Ве­не­ции. В Фер­ра­ре для сту­дио­ло А. д’Эсте пи­шет 3 кар­ти­ны – «По­кло­не­ние Ве­не­ре» (1518–19), «Вак­ха­на­лия на ост­ро­ве Ан­д­рос» (1523–26, обе – Пра­до, Мад­рид), «Вакх и Ари­ад­на» (1520–1523, Нац. га­ле­рея, Лон­дон; см. илл. к ст. Дио­нис), став­шие пер­вы­ми ра­бо­та­ми в но­вом для Т. жан­ре «по­эзий» (poe­sie) – ми­фо­ло­гич. сю­же­ты, раз­во­ра­чи­ва­ю­щие­ся в пас­то­раль­ном пей­за­же и про­ник­ну­тые ду­хом ан­тич­но­сти. Близ­ка «по­эзи­ям» «Ве­не­ра Ур­бин­ская» (1538, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция). В Ман­туе (с 1523) Т. ис­пол­ня­ет порт­ре­ты (Ф. Гон­за­га, 1529, Пра­до, и Иза­бел­лы д’Эсте, ок. 1534–36, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на), в ко­то­рых обо­га­ща­ет фор­му­лы ре­пре­зен­та­ции мо­де­ли. Раз­но­об­раз­ные ва­риа­ции на те­му па­рад­но­го порт­ре­та соз­да­ны для имп. Кар­ла V, по за­ка­зам ко­то­ро­го Т. ра­бо­тал с 1530 (в 1533 по­лу­чил зва­ние гер­цо­га Па­ла­тин­ско­го): «Порт­рет Кар­ла V с со­ба­кой» (1533), «Карл V в сра­же­нии при Мюль­бер­ге» (1548; оба – Пра­до), «Порт­рет Кар­ла V в крес­ле» (1548, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен; см. илл. к ст. Карл V); пи­шет так­же порт­ре­ты ко­ро­ля Фи­лип­па II (1550–51, Пра­до). В 1545 Т. по­се­ща­ет Рим, где зна­ко­мит­ся с Ми­ке­ланд­же­ло и со­зда­ёт пси­хо­ло­ги­че­ски вы­ра­зи­тель­ные порт­ре­ты Пав­ла III [«Па­вел III в крес­ле», «Па­вел III с Алес­сан­д­ро и От­та­вио Фар­не­зе» (оба 1545–46, Нац. му­зей Ка­по­ди­мон­те, Не­аполь; см. илл. к стать­ям Воз­ро­ж­де­ние и Па­вел III)]. Во мно­гих «по­эзи­ях», соз­дан­ных для Фи­лип­па II и др. за­каз­чи­ков [«Да­ная» (1560–65, Пра­до; ва­ри­ан­ты – Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург, и др. му­зеи), «Ве­не­ра пе­ред зер­ка­лом» (ок. 1555, Нац. га­ле­рея иск-ва, Ва­шинг­тон), «Диа­на и Ак­те­он» (1556–1559, Нац. га­ле­рея Шот­лан­дии, Эдин­бург)], Т. воз­ро­ж­да­ет об­ра­зы ан­тич­но­го ми­фа, на­де­ляя их чув­ст­вен­ной жи­во­пис­ной трак­тов­кой.

Тициан. «Святой Себастьян». Ок. 1570. Эрмитаж (С.-Петербург).

В позд­ний пе­ри­од Т. раз­ра­ба­ты­ва­ет осо­бую ма­не­ру пись­ма, ос­но­ван­ную на вы­ра­зит. воз­мож­но­стях маз­ка и жи­во­пис­ной фак­ту­ры. Поч­ти не ис­поль­зуя под­го­то­вит. ри­су­нок, Т. сво­бод­но им­про­ви­зи­ру­ет сра­зу на дос­ке (хол­сте), ком­по­зи­ции его кар­тин на­хо­дят­ся в по­сто­ян­ном ста­нов­ле­нии и мо­гут быть из­ме­не­ны на раз­ных ста­ди­ях (рент­ге­нов­ские и др. ис­сле­до­ва­ния вы­яв­ля­ют эле­мен­ты и фи­гу­ры, ис­чез­нув­шие из окон­чат. вер­сий). В позд­ний пе­ри­од, на­но­ся крас­ку, по сви­де­тель­ст­ву со­вре­мен­ни­ков, «ог­ром­ны­ми, как по­ме­ло ведьм» кис­тями и паль­ца­ми, Т. соз­да­ёт от­кры­тую и ди­на­мич­ную жи­во­пис­ную по­верх­ность. Са­ма жи­во­пис­ная тех­ни­ка ста­но­вит­ся сред­ст­вом пе­ре­да­чи экс­прес­сии и дра­ма­тиз­ма, за­клю­чён­ных в сю­же­те. В то же вре­мя Т. от­ка­зы­ва­ет­ся от яс­ных про­стран­ст­вен­ных по­строе­ний, на­ту­ра­ли­стич. пе­ре­да­чи ос­ве­ще­ния. Эта позд­няя ма­не­ра Т. пре­об­ра­жа­ет все жан­ры, в ко­то­рых он ра­бо­тал, при­да­вая им воз­вы­шен­ный и экс­прес­сив­ный ха­рак­тер: ре­лиг. сце­ны [«По­ло­же­ние во гроб» (1559, Пра­до), «Му­че­ни­че­ст­во свя­то­го Лав­рен­тия» (ок. 1557, ц. Дже­зуи­ти, Ве­не­ция), «Бла­го­ве­ще­ние» (1562–64, ц. Сан-Саль­ва­то­ре, Ве­не­ция), «Свя­той Се­ба­сть­ян» (ок. 1570, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), «Оп­ла­ки­ва­ние» (ок. 1576, Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция)], «по­эзии» («Смерть Ак­те­о­на», 1559–75, Нац. га­ле­рея, Лон­дон) и да­же порт­реты (Ав­то­порт­ре­ты, 1562–64, КГ, Бер­лин, и 1562, Пра­до; порт­рет Яко­по де Стра­ды, 1567–68, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на).

Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель ве­не­ци­ан­ской шко­лы Вы­со­ко­го и Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния, Т. был так­же од­ним из наи­бо­лее влия­тель­ных ев­роп. ху­дож­ни­ков. Раз­ра­бо­тан­ные им ти­по­ло­гия порт­ре­та, но­вые ре­ше­ния ал­тар­но­го об­раза, осо­бая ин­ди­ви­ду­аль­ная жи­во­пис­ная тех­ни­ка по­влия­ли не толь­ко на иск-во со­вре­мен­ников, но и на пред­ста­ви­те­лей др. ев­роп. школ жи­во­пи­си 16–19 вв. (Я. Тин­то­рет­то, П. Ве­ро­не­зе, П. П. Ру­бенс, А. ван Дейк, Д. Ве­ла­скес, Э. Де­лак­руа и мн. др.).

Лит.: Смир­но­ва И. А. Ти­ци­ан и ве­не­ци­ан­ский порт­рет XVI ве­ка. М., 1964; Ла­за­рев В. Н. Позд­ний Ти­ци­ан // Ла­за­рев В. Н. Ста­рые италь­ян­ские мас­те­ра. М., 1972; Chiari M. A., Wiel M. Tiziano: corpus dei disegni autografi. Mil., 1989; Gentili A. Tiziano. Firenze, 1990; Пед­рок­ко Ф. Ти­ци­ан. Пол­ное со­б­ра­ние кар­тин. М., 2002; Titian. (Сat.). L., 2003; Tizia­no / A cura di C. Gibellini. Mil., 2003; Hum­phrey P. Titian: the complete paintings. Ghent, 2007; Tiziano / Ed. S. Zuffi. Mil., 2008.

Вернуться к началу