ТИЦИА́Н ТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТИЦИА́Н, Тициано Вечеллио (Tiziano Vecellio) (между 1477 и 1490, Пьеве-ди-Кадоре – 27.8.1576, Венеция), итал. живописец. Обучался в Венеции у мозаичиста С. Дзуккато, затем у Джентиле и Джованни Беллини. Сотрудничал с Джорджоне (в частности, в росписях Фондакко деи-Тедески, 1508–09, фрагменты в галерее Дж. Франкетти в Ка-д’Оро, Венеция), под влиянием которого отошёл от кватрочентистских принципов, отказываясь от осевой симметрии и фронтального расположения фигур в пользу более динамичных поз и асимметричной организации поверхности, смягчая контуры с помощью сфумато и изображая фигуры в пасторальном пейзаже («Цыганская Мадонна», ок. 1510, Худож.-историч. музей, Вена; «Noli me tangere», 1511–12, Нац. галерея, Лондон). В результате сближения со стилем Джорджоне некоторые работы этого времени не могут быть точно атрибутированы тому или др. мастеру («Сельский концерт», ок. 1509, Лувр, Париж).
С самого начала портрет занимает одно из центр. мест в творчестве Т. Уже в ранних произведениях [«Портрет мужчины с голубым рукавом» (предполагаемый портрет Ариосто, ок. 1510, см. илл. к ст. Л. Ариосто, или портрет Дж. Барбариго), «Ла Скьявона» (ок. 1510–12, оба – Нац. галерея, Лондон), «Портрет юноши с перчаткой» (ок. 1520, Лувр)] Т., основываясь на новаторской формуле Джорджоне (поясной срез; модель представлена на нейтральном фоне вполоборота со взглядом, устремлённым на зрителя), стремится к разнообразию композиц. и смысловых решений, вводя жанровые и аллегорич. мотивы, а также к более глубокой передаче внутр. состояния модели. Сблизившись с венецианскими гуманистами, создаёт работы, отмеченные филос. течениями того времени: «Аллегория трёх возрастов» (ок. 1512–1514, Нац. галерея Шотландии, Эдинбург, см. илл. к ст. Аллегория); «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, галерея Боргезе, Рим). В росписях Скуолы-ди-Сант-Антонио в Падуе (1511) Т. продолжает ренессансную традицию повествоват. живописи.
С 1516 Т.– офиц. художник Венецианской республики (осуществляет надзор над худож. работами во Дворце дожей, пишет портреты дожей, и др.; с 1513 работает над сценой «Битва при Сполето», 1513–38, не сохр., эскиз в Лувре). В этот период Т. осваивает ценности рим. и флорентийской школ живописи, представленные в творчестве Микеланджело и Рафаэля, – объёмность и динамизм фигур и композиции в целом, драматизация образов; также изучает возможности северного иск-ва (благодаря гравюрам А. Дюрера и др.) с принципиально иными, чем в Италии, ролью линии и характером пейзажа. Всё это обогащает манеру Т., предлагающего радикально новые решения для традиц. венецианского алтарного образа [«Ассунта» («Вознесение Богоматери», 1516–18, см. илл. к ст. Венеция) и «Мадонна Пезаро» (1519–26), оба для ц. Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция].
С 1516 Т. много работает за пределами Венеции. В Ферраре для студиоло А. д’Эсте пишет 3 картины – «Поклонение Венере» (1518–19), «Вакханалия на острове Андрос» (1523–26, обе – Прадо, Мадрид), «Вакх и Ариадна» (1520–1523, Нац. галерея, Лондон; см. илл. к ст. Дионис), ставшие первыми работами в новом для Т. жанре «поэзий» (poesie) – мифологич. сюжеты, разворачивающиеся в пасторальном пейзаже и проникнутые духом античности. Близка «поэзиям» «Венера Урбинская» (1538, галерея Уффици, Флоренция). В Мантуе (с 1523) Т. исполняет портреты (Ф. Гонзага, 1529, Прадо, и Изабеллы д’Эсте, ок. 1534–36, Худож.-историч. музей, Вена), в которых обогащает формулы репрезентации модели. Разнообразные вариации на тему парадного портрета созданы для имп. Карла V, по заказам которого Т. работал с 1530 (в 1533 получил звание герцога Палатинского): «Портрет Карла V с собакой» (1533), «Карл V в сражении при Мюльберге» (1548; оба – Прадо), «Портрет Карла V в кресле» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен; см. илл. к ст. Карл V); пишет также портреты короля Филиппа II (1550–51, Прадо). В 1545 Т. посещает Рим, где знакомится с Микеланджело и создаёт психологически выразительные портреты Павла III [«Павел III в кресле», «Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (оба 1545–46, Нац. музей Каподимонте, Неаполь; см. илл. к статьям Возрождение и Павел III)]. Во многих «поэзиях», созданных для Филиппа II и др. заказчиков [«Даная» (1560–65, Прадо; варианты – Эрмитаж, С.-Петербург, и др. музеи), «Венера перед зеркалом» (ок. 1555, Нац. галерея иск-ва, Вашингтон), «Диана и Актеон» (1556–1559, Нац. галерея Шотландии, Эдинбург)], Т. возрождает образы античного мифа, наделяя их чувственной живописной трактовкой.
В поздний период Т. разрабатывает особую манеру письма, основанную на выразит. возможностях мазка и живописной фактуры. Почти не используя подготовит. рисунок, Т. свободно импровизирует сразу на доске (холсте), композиции его картин находятся в постоянном становлении и могут быть изменены на разных стадиях (рентгеновские и др. исследования выявляют элементы и фигуры, исчезнувшие из окончат. версий). В поздний период, нанося краску, по свидетельству современников, «огромными, как помело ведьм» кистями и пальцами, Т. создаёт открытую и динамичную живописную поверхность. Сама живописная техника становится средством передачи экспрессии и драматизма, заключённых в сюжете. В то же время Т. отказывается от ясных пространственных построений, натуралистич. передачи освещения. Эта поздняя манера Т. преображает все жанры, в которых он работал, придавая им возвышенный и экспрессивный характер: религ. сцены [«Положение во гроб» (1559, Прадо), «Мученичество святого Лаврентия» (ок. 1557, ц. Джезуити, Венеция), «Благовещение» (1562–64, ц. Сан-Сальваторе, Венеция), «Святой Себастьян» (ок. 1570, Эрмитаж, С.-Петербург), «Оплакивание» (ок. 1576, Галерея Академии, Венеция)], «поэзии» («Смерть Актеона», 1559–75, Нац. галерея, Лондон) и даже портреты (Автопортреты, 1562–64, КГ, Берлин, и 1562, Прадо; портрет Якопо де Страды, 1567–68, Худож.-историч. музей, Вена).
Крупнейший представитель венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения, Т. был также одним из наиболее влиятельных европ. художников. Разработанные им типология портрета, новые решения алтарного образа, особая индивидуальная живописная техника повлияли не только на иск-во современников, но и на представителей др. европ. школ живописи 16–19 вв. (Я. Тинторетто, П. Веронезе, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, Д. Веласкес, Э. Делакруа и мн. др.).