ВАН ДЕЙК
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАН ДЕЙК (van Dijck, van Dyck) Антон (Антонис) (22.3.1599, Антверпен – 9.12.1641, Лондон), флам. живописец и рисовальщик. Обучался у антверпенского живописца Х. ван Балена [1609–15(?)]. В 1618 принят в гильдию Св. Луки. Решающую роль в формировании творчества В. Д. сыграл П. П. Рубенс, помощником которого он работал в 1618–20. Произведения молодого художника, нередко вдохновлённые Рубенсом, отличались тёплой красочной гаммой с беспокойными контрастами света и тени, текучестью мерцающих мазков, индивидуальной выразительностью персонажей («Несение креста», ок. 1617–18; «Коронование Христа тернием», ок. 1620; «Св. Мартин и нищий», ок. 1620–21, и др.); мн. из этих картин существуют в нескольких вариантах, что свидетельствовало о повышенном спросе у заказчиков и высокой известности мастера.
Один из создателей парадного аристократич. портрета эпохи барокко, В. Д. стремился воплотить утончённый идеал личности, как бы приподнятой над повседневностью и вместе с тем наделённой чертами живой характерности. Ранние его портреты 1-го антверпенского периода (до 1621) своей строгой простотой и манерой письма, создающей гладкую эмалевую поверхность, связаны с традициями флам. живописи: К. ван дер Геста, друга и заказчика П. П. Рубенса (ок. 1620, Нац. галерея, Лондон), живописца Ф. Снейдерса и его жены (Собрание Фрик, Нью-Йорк), Изабеллы Брант, жены Рубенса (ок. 1620–21, Нац. галерея, Вашингтон), «Семейный портрет» (1621, Эрмитаж, С.-Петербург). Во время первой поездки в Англию (кон. 1620 – нач. 1621) В. Д. смог познакомиться при дворе Якова I с собранием картин мастеров итал. Возрождения. Посетив Италию в 1621–27 (Генуя, Рим, Венеция, Милан, Палермо), он изучал итал. живопись, исполнял зарисовки с натуры и заказные работы. В портрете учёного и дипломата кардинала Г. Бентивольо (ок. 1623, Палаццо Питти, Флоренция) репрезентативность сочетается с глубоким психологизмом. Поселившись в Генуе, В. Д. создал ряд эффектных обстановочных портретов-картин, в которых модели изображены на фоне драпировок или колоннад роскошных генуэзских дворцов: маркизы Елены Гримальди Каттанео (1623, Нац. галерея, Вашингтон), юной маркизы Бальби, чей облик отмечен печатью особо рафинированной красоты (1621–22, там же), и др.
Во 2-й антверпенский период (1627–1632) В. Д. становится придворным живописцем исп. наместницы Изабеллы. Выполненные им алтарные картины и произведения на мифологич. сюжеты сочетают традиции П. П. Рубенса и влияние Тициана. Каноны барочной композиции иногда отступают перед образами лирич. плана («Отдых на пути в Египет», ок. 1630, Старая пинакотека, Мюнхен). Однако в зрелом творчестве В. Д. по-прежнему господствуют парадные портреты: эрцгерцогини Изабеллы (ок. 1628, Худож.-историч. музей, Вена), фельдмаршала Хендрика ван дер Берга (ок. 1632, Прадо, Мадрид), сановников и бюргеров, полные естеств. жизненности изображения друзей – художников и учёных (Яна ван ден Ваувера, ок. 1632, ГМИИ, и др.). Автопортреты В. Д. (Эрмитаж; Старая пинакотека, Мюнхен; Метрополитен-музей) создают романтизированный образ художника, сочетающего рафинированность облика, артистизм и непринуждённость. Разнообразие характеристик присуще и офортным портретам современников, составившим «Иконографию» (издана в 1645–46; из 100 изображений мастером собственноручно сделано 18, для остальных он давал предварит. эскизы).
В 1632 мастер переехал в Англию, где стал придворным художником Карла I (в том же году) и был возведён в рыцарское достоинство. В. Д. неоднократно портретировал короля («Карл I на охоте», ок. 1635, Лувр, Париж) и его семью; галерея его портретов аристократии, в т. ч. групповых (Ф. Уортона, 1632, Нац. галерея, Вашингтон; Дж. Дигби и У. Рассела, ок. 1637, собрание Спенсер, Олторп; семьи Филиппа Герберта, гр. Пембрука, одного из покровителей художника, собрание гр. Пембрука в Уилтон-Хаусе, и др.), воссоздаёт атмосферу англ. двора накануне бурж. революции, приобретая значение бесценных историч. документов. Однако в некоторых работах появляются холодная импозантность, несвойственные ранее художнику внешняя декоративность композиции, аллегорич. условность («Портрет леди Дигби, олицетворяющей Благоразумие», Виндзорский замок). Загруженный заказами, В. Д. часто передоверял своим ученикам исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона. Дважды (в 1634–35 и 1640) он приезжал в Антверпен, где писал портреты (нового исп. наместника и др.), получил от гильдии Св. Луки звание «почётного декана». В последние годы жизни В. Д. планировал исполнить крупномасштабные декоративные работы – цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, росписи гл. галереи Лувра (для этого посетил Париж в 1640–41); завершение после смерти П. П. Рубенса (1640) его больших историч. картин для короля Филиппа IV. Осуществлению их помешала ранняя смерть художника. Творчество В. Д. способствовало становлению нац. англ. школы портретной живописи и оказало большое воздействие на иск-во европ. портрета 17–19 вв.