Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СФУМА́ТО

Сфумато. Леонардо да Винчи.«Святой Иоанн Креститель». Ок. 1509.Лувр (Париж).

СФУМА́ТО (от итал. sfumato – рас­ту­шё­ван­ный, букв. – рас­се­яв­ший­ся как дым), при­ём све­то­те­не­вой мо­де­ли­ров­ки в жи­во­пи­си, вве­дён­ный и тео­ре­ти­че­ски обос­но­ван­ный Ле­о­нар­до да Вин­чи как эле­мент воз­душ­ной пер­спек­ти­вы. С по­мо­щью тон­чай­ших гра­да­ций све­то­те­ни С. смяг­ча­ет очер­та­ния пред­ме­тов и фи­гур, рас­тво­ряя ли­нию и стре­мясь свя­зать фи­гу­ра­тив­ные эле­мен­ты со све­то­воз­душ­ной сре­дой. В эпо­ху Вы­со­ко­го и Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния при­ём С. был ши­ро­ко рас­про­стра­нён в жи­во­пи­си лом­бард­ской шко­лы и ве­не­ци­ан­ской шко­лы (Джорд­жо­не и Ти­ци­ан), ис­поль­зо­вал­ся мас­те­ра­ми Се­вер­но­го Воз­ро­ж­де­ния (А. Дю­рер, Х. Холь­бейн Млад­ший и др.), лёг в ос­но­ву т. н. то­наль­ной жи­во­пи­си по­сле­дую­щих сто­ле­тий.

Вернуться к началу