Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕНЕЦИА́НСКАЯ ШКО́ЛА

Джорджоне. «Мадонна с Младенцем на троне и святыми Георгием и Франциском». Ок. 1504–05. Собор Сан-Либерале (Кастельфранко-Венето).

ВЕНЕЦИА́НСКАЯ ШКО́ЛА в жи­во­пи­си, од­на из ос­нов­ных ху­дож. школ Ита­лии, сло­жив­шая­ся в Ве­не­ции в 14–18 вв. Для В. ш. периода её расцвета ха­рак­тер­ны со­вер­шен­ное вла­де­ние вы­ра­зит. воз­мож­но­стя­ми мас­ля­ной жи­во­пи­си, осо­бое вни­ма­ние к про­бле­мам ко­ло­ри­та. Ве­не­ци­ан­скую жи­во­пись 14 в. отли­ча­ют де­ко­ра­тив­ная ор­на­мен­таль­ность, празд­нич­ная звуч­ность кра­сок, пе­ре­пле­те­ние го­тич. и ви­зант. тра­ди­ций (Ло­рен­цо и Пао­ло Ве­не­циа­но). В сер. 15 в. в жи­во­пи­си В. ш. воз­ни­ка­ют ре­нес­санс­ные тен­ден­ции, уси­лен­ные влия­ни­ем фло­рен­тий­ской и ни­дер­ланд­ской (че­рез по­сред­ни­чест­во Ан­то­нел­ло да Мес­си­ны) школ. В про­из­ве­де­ни­ях мас­те­ров ран­не­го ве­не­ци­ан­ско­го Воз­рож­де­ния (сер. и кон. 15 в.; Ан­то­нио, Бар­то­ло­мео и Аль­ви­зе Ви­ва­ри­ни, Яко­по и Джен­ти­ле Бел­ли­ни, Вит­то­ре Кар­пач­чо, Кар­ло Кри­вел­ли и др.) на­рас­та­ет свет­ское на­ча­ло, уси­ли­ва­ет­ся стрем­ле­ние к реа­ли­стической пе­ре­да­че простран­ст­ва и объ­ё­ма; ре­лиг. сю­же­ты и по­ве­ст­во­ва­ния о чу­де­сах трак­ту­ют­ся как кра­соч­ные изо­бра­же­ния по­все­днев­ной жиз­ни Ве­не­ции. Твор­че­ст­во Джо­ван­ни Бел­ли­ни под­го­то­ви­ло пе­ре­ход к иск-ву Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния. Рас­цвет В. ш. в 1-й пол. 16 в. свя­зан с име­на­ми его уче­ни­ков – Джорд­жо­не и Ти­циа­на. На­ив­ная по­ве­ст­во­ва­тель­ность ус­ту­пи­ла ме­сто по­пыт­кам соз­да­ния обоб­щён­ной кар­ти­ны ми­ра, в ко­то­рой че­ло­век су­ще­ст­ву­ет в ес­теств. гар­мо­нии с по­эти­че­ски-оду­хо­тво­рён­ной жиз­нью при­ро­ды. В позд­них про­из­ве­де­ни­ях Ти­циа­на рас­кры­ва­ют­ся глу­бо­кие дра­ма­тич. кон­флик­ты, жи­во­пис­ная ма­не­ра при­об­ре­та­ет ис­клю­чи­тель­ную эмо­цио­наль­ную вы­ра­зи­тель­ность. В ра­бо­тах мас­те­ров 2-й пол. 16 в. (П. Ве­ро­не­зе и Я. Тин­то­рет­то) вир­ту­оз­ность пе­ре­да­чи кра­соч­но­го бо­гат­ст­ва ми­ра, зре­лищ­ность со­сед­ст­ву­ют с дра­ма­тич. ощу­ще­ни­ем бес­пре­дель­но­сти при­ро­ды и ди­на­ми­кой боль­ших че­ло­ве­че­ских масс.

Ф. Гварди. «Праздник Вознесения на о. Лидо в Венеции». Фрагмент. 1763–70. Лувр (Париж).

В 17 в. В. ш. пе­ре­жи­ва­ет пе­ри­од спа­да. В ра­бо­тах Д. Фет­ти, Б. Строц­ци и И. Лис­са приё­мы жи­во­пи­си ба­рок­ко, реа­ли­стич. на­блю­де­ния и влия­ние ка­ра­вад­жиз­ма со­су­ще­ст­ву­ют с тра­ди­ци­он­ным для ве­не­ци­ан­ских ху­дож­ни­ков ин­те­ре­сом к ко­ло­ри­стич. ис­ка­ни­ям. Но­вый рас­цвет В. ш. 18 в. свя­зан с раз­ви­ти­ем мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ной жи­во­пи­си, со­че­тав­шей жиз­не­ра­до­ст­ную празд­нич­ность с про­стран­ст­вен­ной ди­на­ми­кой и изы­скан­ной лёг­ко­стью кра­соч­ной гам­мы (Дж. Б. Тье­по­ло). По­лу­ча­ет раз­ви­тие жан­ро­вая жи­во­пись, тон­ко пе­ре­даю­щая по­этич. ат­мо­сфе­ру по­все­днев­ной жиз­ни Ве­не­ции (Дж. Б. Пьяц­цет­та и П. Лон­ги), ар­хит. пей­заж (ве­ду­та), до­ку­мен­таль­но вос­соз­даю­щий об­лик Ве­не­ции (А. Ка­на­лет­то, Б. Бел­лот­то). Ли­рич. ин­тим­но­стью от­ли­ча­ют­ся ка­мер­ные пей­за­жи Ф. Гвар­ди. Свой­ст­вен­ный ве­не­ци­ан­ским ху­дож­ни­кам при­сталь­ный ин­те­рес к изо­бра­же­нию све­то­воз­душ­ной сре­ды пред­вос­хи­ща­ет ис­ка­ния жи­во­пис­цев 19 в. в об­лас­ти пле­нэ­ра. В раз­ное вре­мя В. ш. ока­за­ла влия­ние на ис­кус­ст­во Х. Бур­гк­май­ра, А. Дю­ре­ра, Эль Гре­ко и других ев­ропейских мас­те­ров.

Лит.: Pallucchini R. La pittura veneziana del cinquecento. Novara, 1944. Vol. 1–2; idem. La pittura veneta del quattrocento. Bologna, 1956; idem. La pittura veneziana del settecento. Ve­nezia; Roma, 1960; Смир­но­ва И. А. Ти­ци­ан и ве­не­ци­ан­ский порт­рет XVI в. М., 1964; Кол­пин­ский Ю. Д. Ис­кус­ст­во Ве­не­ции. XVI в. М., 1970; Levey M. Painting in eighteenth- century Venice. 2nd ed. Oxf., 1980; Пинь­ят­ти Т.  Ве­не­ци­ан­ская шко­ла: Аль­бом. М., 1983; Ис­кус­ст­во Ве­не­ции и Ве­не­ция в ис­кус­ст­ве. М., 1988; Фе­до­то­ва Е. Д. Ве­не­ци­ан­ская жи­во­пись ве­ка Про­све­ще­ния. М., 1998.

Вернуться к началу