Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГВА́РДИ ГУАРДИ ФРАНЧЕСКО ЛАЦЦАРО

Авторы: Е. Д. Федотова
Франческо Лаццаро Гварди. «Концерт в честь "графов Северных"». Ок. 1782.Старая пинакотека (Мюнхен).

ГВА́РДИ, Гу­ар­ди (Guardi) Фран­че­ско Лац­ца­ро (5.10.1712, Ве­не­ция – 1.1.1793, там же), итал. жи­во­пи­сец, ри­со­валь­щик. Пред­ста­ви­тель ве­не­ци­ан­ской шко­лы. Сын жи­во­пис­ца До­ме­ни­ко Гвар­ди (1678–1716), ра­бо­тав­ше­го при имп. дво­ре в Вене в кон. 17 – нач. 18 вв. Учил­ся у бра­та, Джо­ван­ни Ан­то­нио Гвар­ди (1699–1760), и до 1760 ра­бо­тал в его мас­тер­ской в Ве­не­ции вме­сте с бра­том Ник­ко­ло (1715–1786). Мас­тер­ская вы­пол­ня­ла за­ка­зы на ал­тар­ные об­ра­зы для церк­вей в тра­ди­ци­ях позд­не­го ба­рок­ко, по­лот­на на ис­то­рич. и ми­фо­ло­гич. сю­же­ты, на­тюр­мор­ты, сти­ли­сти­че­ски близ­кие ев­роп. ро­ко­ко, так­же ко­пии с кар­тин. Под­пис­ных ра­бот Г. со­хра­ни­лось ма­ло, что за­труд­ня­ет да­ти­ров­ку его про­из­ве­де­ний и раз­де­ле­ние его с твор­че­ст­вом стар­ше­го бра­та; к ран­ним кар­ти­нам от­но­сят ал­ле­го­рии «Ве­ра» и «На­де­ж­да» (1747, Му­зей Ринг­линг, Са­ра­со­та, штат Фло­ри­да), в ко­то­рых за­мет­ная роль от­ве­де­на по­этич­но­му мор. пей­за­жу. Цикл пан­но на биб­лей­ский сю­жет из жиз­ни То­вии для па­ра­пе­та ор­га­на в ц. Ар­хан­ге­ла Ра­фаи­ла в Ве­не­ции, соз­дан­ный, ве­ро­ят­но, бр. Гвар­ди («Ис­це­ле­ние То­вии», «Лов ры­бы» и др.; 1749–52), на­пи­сан бы­ст­ры­ми, рез­ки­ми маз­ка­ми, с боль­шим де­ко­ра­тив­ным мас­тер­ст­вом; уме­лое со­гла­со­ва­ние фи­гур и све­то­воз­душ­ной сре­ды при­да­ёт сце­нам ха­рак­тер вол­шеб­ной прит­чи.

Франческо Лаццаро и Джованни Антонио Гварди. «Архангел Рафаил, покидающий Товию». Роспись створок парапета органа в церкви Архангела Рафаила в Венеции. 1749–52.

С 1760 ру­ко­во­дство мас­тер­ской пе­ре­хо­дит к Фран­че­ско. С это­го вре­ме­ни он об­ра­ща­ет­ся к ар­хит. пей­за­жу, раз­ви­вая тра­ди­ции ве­не­ци­ан­ской ве­ду­ты. В ра­бо­тах 1760-х гг. про­яви­лось влия­ние А. Ка­на­лет­то («Вид Ве­не­ции. Дво­рец до­жей», Нац. га­ле­рея, Лон­дон) и фан­та­стич. пей­за­жей-ка­прич­чио М. Рич­чи («Пей­заж с руи­на­ми», Га­ле­рея Хай­льс­хоф, Вормс, и др.). Во 2-й пол. 1760-х гг. Г. соз­да­ёт се­рию из 12 боль­ших па­но­рам­ных по­ло­тен с изо­бра­же­ни­ем тор­жеств в Ве­не­ции в честь из­бра­ния до­жа Аль­ви­зе Мо­че­ни­го в 1763 (при­ём по­слов во Двор­це до­жей, от­плы­тие до­жа на о. Ли­до и его воз­вра­ще­ние, ко­ро­на­ция до­жа и т. п. – Лувр, Па­риж; Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­на). С жи­во­пис­ной тон­ко­стью он стро­ит про­стран­ст­во, плав­но че­ре­дуя пла­ны, при­во­дя к то­наль­но­му со­гла­сию яр­кие и звуч­ные крас­ки. Ощу­ще­ние как бы пуль­си­рую­щей све­то­воз­душ­ной ат­мо­сфе­ры уси­ли­ва­ет ди­на­мич­ный ма­зок. На­ря­ду с ви­да­ми празд­нич­ной Ве­не­ции Г. пи­сал и бо­лее ка­мер­ные пей­за­жи с из­люб­лен­ны­ми ар­хит. мо­ти­ва­ми (церк­ви Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Са­лу­те и Сан-Джорд­жо-Мад­жо­ре), ко­то­рые он лю­бил по­вто­рять, из­ме­няя ра­курс или варь­и­руя осо­бен­но­сти ос­ве­ще­ния (кар­ти­ны в Га­ле­рее Дж. Фран­кет­ти, Ве­не­ция; Эр­ми­та­же, С.-Пе­тер­бург; Ху­дож. га­ле­рее, Глаз­го, и др.). Осо­бую по­этич. пре­лесть буд­нич­ной Ве­не­ции пе­ре­да­ют пей­за­жи Г. 1780–90-х гг. с изо­бра­же­ни­ем дво­ри­ков, уло­чек, ма­лень­ких пло­ща­дей («Ве­не­циан­ский дво­рик», ГМИИ; «Ка­прич­чио с ка­на­лом», Га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­ренция, и др.). В 1782 Г. бы­ла за­ка­за­на серия кар­тин, по­свя­щён­ных при­ез­ду в Ве­не­цию на­след­ни­ка рус. пре­сто­ла Пав­ла Пет­ро­ви­ча с суп­ру­гой («Кон­церт в честь "гра­фов Се­вер­ных"», ок. 1782, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен, и др.). В 1784 Г. был из­бран чле­ном ве­не­ци­ан­ской АХ. Позд­ние про­из­ве­де­ния («Се­рая Ла­гу­на», Му­зей Поль­ди-Пец­цо­ли, Ми­лан; «По­жар в квар­та­ле Сан-Мар­куо­ла», Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция; «Рио деи-Мен­ди­кан­ти», Ака­де­мия Кар­ра­ра, Бер­га­мо, и др.), ис­пол­нен­ные с боль­шой эмо­циональ­ной си­лой и уди­ви­тель­ной жи­во­пис­ной сво­бо­дой, по­зво­ля­ют счи­тать Г. пред­воз­ве­ст­ни­ком «пей­за­жа на­строе­ния» 19 в. и од­ним из ев­роп. ху­дож­ни­ков 18 в., наи­бо­лее близ­ко по­до­шед­ших к про­бле­ме пле­нэ­ра. Эти же от­кры­тия при­су­щи и гра­фич. про­из­ве­де­ни­ям Г. Отец жи­во­пис­ца Джа­ко­мо Гвар­ди (1764–1835).

Лит.: Ни­ки­тюк О. Д. Ф. Гвар­ди. М., 1968; L’opera completa di A. e F. Guardi / A cura di A. Morassi. Venezia, 1975. Vol. 1–3; F. Guar­di: vedute, capricci, feste, disegni e quadri tur­cheschi (Cat.). Venezia, 2002; Фе­до­то­ва Е. Д. Ве­не­ция: Жи­во­пись ве­ка Про­све­ще­ния. М., 2002.

Вернуться к началу