ГВА́РДИ ГУАРДИ ФРАНЧЕСКО ЛАЦЦАРО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГВА́РДИ, Гуарди (Guardi) Франческо Лаццаро (5.10.1712, Венеция – 1.1.1793, там же), итал. живописец, рисовальщик. Представитель венецианской школы. Сын живописца Доменико Гварди (1678–1716), работавшего при имп. дворе в Вене в кон. 17 – нач. 18 вв. Учился у брата, Джованни Антонио Гварди (1699–1760), и до 1760 работал в его мастерской в Венеции вместе с братом Никколо (1715–1786). Мастерская выполняла заказы на алтарные образы для церквей в традициях позднего барокко, полотна на историч. и мифологич. сюжеты, натюрморты, стилистически близкие европ. рококо, также копии с картин. Подписных работ Г. сохранилось мало, что затрудняет датировку его произведений и разделение его с творчеством старшего брата; к ранним картинам относят аллегории «Вера» и «Надежда» (1747, Музей Ринглинг, Сарасота, штат Флорида), в которых заметная роль отведена поэтичному мор. пейзажу. Цикл панно на библейский сюжет из жизни Товии для парапета органа в ц. Архангела Рафаила в Венеции, созданный, вероятно, бр. Гварди («Исцеление Товии», «Лов рыбы» и др.; 1749–52), написан быстрыми, резкими мазками, с большим декоративным мастерством; умелое согласование фигур и световоздушной среды придаёт сценам характер волшебной притчи.
С 1760 руководство мастерской переходит к Франческо. С этого времени он обращается к архит. пейзажу, развивая традиции венецианской ведуты. В работах 1760-х гг. проявилось влияние А. Каналетто («Вид Венеции. Дворец дожей», Нац. галерея, Лондон) и фантастич. пейзажей-каприччио М. Риччи («Пейзаж с руинами», Галерея Хайльсхоф, Вормс, и др.). Во 2-й пол. 1760-х гг. Г. создаёт серию из 12 больших панорамных полотен с изображением торжеств в Венеции в честь избрания дожа Альвизе Мочениго в 1763 (приём послов во Дворце дожей, отплытие дожа на о. Лидо и его возвращение, коронация дожа и т. п. – Лувр, Париж; Галерея Академии, Вена). С живописной тонкостью он строит пространство, плавно чередуя планы, приводя к тональному согласию яркие и звучные краски. Ощущение как бы пульсирующей световоздушной атмосферы усиливает динамичный мазок. Наряду с видами праздничной Венеции Г. писал и более камерные пейзажи с излюбленными архит. мотивами (церкви Санта-Мария-делла-Салуте и Сан-Джорджо-Маджоре), которые он любил повторять, изменяя ракурс или варьируя особенности освещения (картины в Галерее Дж. Франкетти, Венеция; Эрмитаже, С.-Петербург; Худож. галерее, Глазго, и др.). Особую поэтич. прелесть будничной Венеции передают пейзажи Г. 1780–90-х гг. с изображением двориков, улочек, маленьких площадей («Венецианский дворик», ГМИИ; «Каприччио с каналом», Галерея Уффици, Флоренция, и др.). В 1782 Г. была заказана серия картин, посвящённых приезду в Венецию наследника рус. престола Павла Петровича с супругой («Концерт в честь "графов Северных"», ок. 1782, Старая пинакотека, Мюнхен, и др.). В 1784 Г. был избран членом венецианской АХ. Поздние произведения («Серая Лагуна», Музей Польди-Пеццоли, Милан; «Пожар в квартале Сан-Маркуола», Галерея Академии, Венеция; «Рио деи-Мендиканти», Академия Каррара, Бергамо, и др.), исполненные с большой эмоциональной силой и удивительной живописной свободой, позволяют считать Г. предвозвестником «пейзажа настроения» 19 в. и одним из европ. художников 18 в., наиболее близко подошедших к проблеме пленэра. Эти же открытия присущи и графич. произведениям Г. Отец живописца Джакомо Гварди (1764–1835).