Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАПРИ́ЧЧИО

Авторы: А. М. Муратов
Каприччио. Ю. Робер. «Фантастический пейзаж с пирамидой Цестия и руинами храма». 1760–70. Музей изящных искусств (Анже).

КАПРИ́ЧЧИО, ка­прич­чо (от итал. capriccio – ка­приз, фан­та­зия; из­на­чаль­но – пры­жок ко­зы, от лат. capra – ко­за), жанр изо­бра­зит. ис­кус­ст­ва, в ко­то­ром творч. сво­бо­да, при­хот­ли­вость фан­та­зии и но­виз­на мыс­ли ху­дож­ни­ка яв­ля­ют­ся до­ми­ни­рую­щи­ми прин­ци­па­ми. Сло­во «К.» по от­но­ше­нию к изо­бра­зит. иск-ву при­ме­ня­ет­ся, ви­ди­мо, с 16 в. (Дж. Ва­за­ри, Дж. П. Ло­мац­цо). Тео­ре­тич. обос­но­ва­ние К. дал в 17 в. В. Кар­дуч­чо («Диа­логи о жи­во­пи­си», 1633), упо­до­бив­ший вы­мы­сел ху­дож­ни­ка в К. «ко­зе, ска­чу­щей по го­рам», и от­де­лив­ший его от раб­ско­го сле­до­ва­ния на­ту­ре. Ча­ще все­го К. на­зы­ва­ют­ся фан­та­стич. изо­бра­же­ния, близ­кие гро­те­ску (се­рия гра­вюр «Ка­прич­чи» Ж. Кал­ло, 1617, 1622), осо­бен­но рас­про­стра­нив­шие­ся в гра­вю­ре 18 в. (се­рии офор­тов «Раз­но­об­раз­ные ка­прич­чи» и «Шут­ки фан­та­зии» Дж. Б. Тье­по­ло, ок. 1750; се­рия офор­тов «Ка­при­чос» Ф. Гойи, 1797–98). При­мер К. в иск-ве 20 в. – гра­фич. се­рия «Ка­прич­чи» В. Д. За­ми­рай­ло (1908–18). В уз­ком зна­че­нии К. – раз­но­вид­ность ар­хит. пей­за­жа, в ко­то­ром пре­об­ла­да­ют вы­мыш­лен­ные, фан­та­стич. чер­ты. Жан­ро­вые пред­по­сыл­ки та­ко­го по­ни­ма­ния К. – ар­хит. ком­по­зи­ции в пом­пей­ских фре­сках; изо­бра­же­ние вы­мыш­лен­ной ар­хи­тек­ту­ры в фо­нах кар­тин и фре­сок эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния (А. Ман­те­нья, Ра­фа­эль); при­чуд­ли­вые пей­заж­ные мо­ти­вы в жи­во­пи­си мань­е­риз­ма; клас­си­ци­стич. иде­аль­ный пей­заж с ком­би­на­ция­ми вы­мыш­лен­ных и ре­аль­ных ан­тич­ных ру­ин в ланд­шаф­те (К. Лор­рен). В 17–18 вв. скла­ды­ва­ет­ся соб­ст­вен­но ар­хит. пей­заж, по­лу­чив­ший осо­бое раз­ви­тие в ве­не­ци­ан­ской шко­ле, где он раз­де­лил­ся на два суб­жан­ра – ве­ду­ту, тя­го­тею­щую к до­ку­мен­таль­ной точ­но­сти, и соб­ст­вен­но К., т. е. ар­хит. фан­та­зию (veduta idea­ta). Круп­ней­ши­ми мас­те­ра­ми К. в жи­во­пи­си бы­ли А. Ка­на­лет­то, Ф. Гвар­ди, в гра­вю­ре – Дж. Б. Пи­ра­не­зи (сюи­ты офор­тов «Ка­прич­чи», «Фан­та­зии на тему тем­ниц»; обе 1-я пол. 1740-х гг.), ока­зав­ший влия­ние на франц. жи­во­пис­ца «во­об­ра­жае­мых ру­ин» Ю. Ро­бе­ра. В Рос­сии к это­му жан­ру об­ра­щал­ся А. И. Бель­ский (см. Бель­ские, се­мья). Жан­ру К. близ­ки те­ат­раль­ные де­ко­ра­ции се­мьи Гал­ли-Биб­бие­на и П. ди Г. Гон­за­ги. Мо­ти­вы К. рас­про­стра­ни­лись в са­до­во-пар­ко­вом иск-ве (но­во­дель­ные руи­ны в пей­заж­ном, или анг­лий­ском, пар­ке).

От­го­ло­ски veduta ideata в 20 в. – в нео­ро­ман­тич. пей­за­жах К. Ф. Бо­га­ев­ско­го, И. И. Ни­вин­ско­го (се­рия офор­тов «Кав­каз­ские ка­прич­чо», 1923–26), в ме­та­фи­зи­че­ской жи­во­пи­си Дж.Де Ки­ри­ко и ур­ба­ни­сти­ке но­ве­чен­то.

Ар­хи­тек­тур­ная гра­фи­ка близ­ка жан­ру К. в про­ек­тах «иде­аль­но­го го­ро­да» от эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния (Ле­о­нар­до да Вин­чи) до Про­све­ще­ния (К. Н. Ле­ду) и в ар­хит. меч­та­ни­ях 20 в. – от аван­гар­диз­ма («Ар­хи­тек­тур­ные фан­та­зии» Я. Г. Чер­ни­хо­ва, 1933) до по­стмо­дер­низ­ма («бу­маж­ная ар­хи­тек­ту­ра» 1970–80-х гг.).

Лит.: Hartmann L. «Capriccio» – Bild und Begriff. Z., 1973; Дья­ков Л. А. Дж.-Б. Пи­ра­не­зи. М., 1980; Мо­лок H. Capriccio, simulacre, про­ект: Ме­та­мор­фо­зы руи­ны в 18 в. // Во­про­сы ис­кус­ст­во­зна­ния. 1996. Т. 9; Kunst­form Capriccio: von der Groteske zur Spieltheorie der Moderne / Hrsg. E. Mai, J. Rees. Köln, 1998; Kanz R. Die Kunst des Capriccio: krea­tiver Eigensinn in Renaissance und Barock. Münch.; B., 2002.

Вернуться к началу