КАПРИ́ЧЧИО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАПРИ́ЧЧИО, каприччо (от итал. capriccio – каприз, фантазия; изначально – прыжок козы, от лат. capra – коза), жанр изобразит. искусства, в котором творч. свобода, прихотливость фантазии и новизна мысли художника являются доминирующими принципами. Слово «К.» по отношению к изобразит. иск-ву применяется, видимо, с 16 в. (Дж. Вазари, Дж. П. Ломаццо). Теоретич. обоснование К. дал в 17 в. В. Кардуччо («Диалоги о живописи», 1633), уподобивший вымысел художника в К. «козе, скачущей по горам», и отделивший его от рабского следования натуре. Чаще всего К. называются фантастич. изображения, близкие гротеску (серия гравюр «Каприччи» Ж. Калло, 1617, 1622), особенно распространившиеся в гравюре 18 в. (серии офортов «Разнообразные каприччи» и «Шутки фантазии» Дж. Б. Тьеполо, ок. 1750; серия офортов «Капричос» Ф. Гойи, 1797–98). Пример К. в иск-ве 20 в. – графич. серия «Каприччи» В. Д. Замирайло (1908–18). В узком значении К. – разновидность архит. пейзажа, в котором преобладают вымышленные, фантастич. черты. Жанровые предпосылки такого понимания К. – архит. композиции в помпейских фресках; изображение вымышленной архитектуры в фонах картин и фресок эпохи Возрождения (А. Мантенья, Рафаэль); причудливые пейзажные мотивы в живописи маньеризма; классицистич. идеальный пейзаж с комбинациями вымышленных и реальных античных руин в ландшафте (К. Лоррен). В 17–18 вв. складывается собственно архит. пейзаж, получивший особое развитие в венецианской школе, где он разделился на два субжанра – ведуту, тяготеющую к документальной точности, и собственно К., т. е. архит. фантазию (veduta ideata). Крупнейшими мастерами К. в живописи были А. Каналетто, Ф. Гварди, в гравюре – Дж. Б. Пиранези (сюиты офортов «Каприччи», «Фантазии на тему темниц»; обе 1-я пол. 1740-х гг.), оказавший влияние на франц. живописца «воображаемых руин» Ю. Робера. В России к этому жанру обращался А. И. Бельский (см. Бельские, семья). Жанру К. близки театральные декорации семьи Галли-Биббиена и П. ди Г. Гонзаги. Мотивы К. распространились в садово-парковом иск-ве (новодельные руины в пейзажном, или английском, парке).
Отголоски veduta ideata в 20 в. – в неоромантич. пейзажах К. Ф. Богаевского, И. И. Нивинского (серия офортов «Кавказские каприччо», 1923–26), в метафизической живописи Дж.Де Кирико и урбанистике новеченто.
Архитектурная графика близка жанру К. в проектах «идеального города» от эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи) до Просвещения (К. Н. Леду) и в архит. мечтаниях 20 в. – от авангардизма («Архитектурные фантазии» Я. Г. Чернихова, 1933) до постмодернизма («бумажная архитектура» 1970–80-х гг.).