Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕ́ЛЬСКИЕ

Авторы: А. М. Муратов

БЕ́ЛЬСКИЕ, се­мья рос. жи­во­пис­цев 1718 вв.

Гла­ва се­мьи  Ла­зарь (Элиа­зар) Бель­ский (ум. по­сле 1693)  при­был вме­сте с груп­пой ху­дож­ни­ков из пер­сид­ской Ар­ме­нии в Мо­ск­ву, с 1668 ра­бо­тал при дво­ре ца­рей Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча и Фё­до­ра Алек­сее­ви­ча, ис­пол­нял ре­лиг. кар­ти­ны и цер­ков­ные рос­пи­си. Его сын Иван Ла­за­ре­вич (ум. 1762) ра­бо­тал в Мо­ск­ве и С.-Пе­тер­бур­ге, был «ла­кир­ным мас­те­ром» Ору­жей­ной па­ла­ты; отец Ива­на, Алек­сея и Ефи­ма Бель­ских.

Иван Ива­но­вич [6(17).1.1719, Мо­ск­ва (?)  13(24).1.1799, С.-Пе­тер­бург], обу­чал­ся у Дж. Бо­на и И. Я. Виш­ня­ко­ва в Кан­це­ля­рии от строе­ний С.-Пе­тер­бур­га, с 1743 за­чис­лен ту­да же (с 1786 ру­ко­во­дил «ко­ман­дой жи­во­пис­но­го ху­до­же­ст­ва»). С 1747 под рук. Дж. Ва­ле­риа­ни ра­бо­тал над де­ко­ра­ция­ми в Опер­ном до­ме. Пи­сал пла­фо­ны для двор­цов (Ека­те­ри­нин­ско­го в Цар­ском Се­ле, Боль­шо­го двор­ца в Пе­тер­го­фе, Зим­не­го) и об­разá для церк­вей Зим­не­го двор­ца (1764), Зна­ме­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Пе­тер­го­фе (1774), Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва в Ро­ж­де­ст­вен­ской сло­бо­де (1786) и для Тро­иц­ко­го со­бо­ра Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ры (179094) и др. Уча­ст­во­вал (вме­сте с бра­том Алек­се­ем) в рос­пи­сях три­ум­фаль­ных во­рот для ко­ро­на­ци­он­ных тор­жеств в Мо­ск­ве (1762). По­сле смер­ти М. В. Ло­мо­но­со­ва воз­гла­вил (с 1768) мо­за­ич­ную мас­тер­скую; кар­ти­ны Б. слу­жи­ли ори­ги­на­ла­ми для мо­заи­чи­стов («Апо­стол Па­вел» М. Ва­силь­е­ва, 1760-е гг., Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург). Ав­тор од­ной из пер­вых жан­ро­вых кар­тин в рус. иск-ве («Ар­хие­рей во вре­мя слу­же­ния ли­тур­гии», ок. 1770, ГТГ). В 1769 при­знан «на­зна­чен­ным» в ака­де­ми­ки пе­терб. АХ. Отец Ми­хаи­ла Бель­ско­го.

Алек­сей Ива­но­вич [1726 (по др. ис­точ­ни­кам  1728, 1729 или 1730), Мо­ск­ва (?)  21.5(1.6).1796, С.-Пе­тер­бург], обу­чал­ся у Дж. Бо­на, И. Я. Виш­ня­ко­ва в Кан­це­ля­рии от строе­ний С.-Пе­тер­бур­га, с 1745 за­чис­лен ту­да же. С 1747 под рук. Дж. Ва­ле­риа­ни, А. Пе­ре­зи­нот­ти и П. Гра­диц­ци ис­пол­нял те­ат­раль­ные де­ко­ра­ции, де­ко­ра­тив­ные ра­бо­ты (пла­фо­ны, пан­но и др.) для имп. двор­цов  Ека­те­рин­гоф­ско­го (де­сю­де­порт «Цве­ты, фрук­ты и по­пу­гай», 1754, ГРМ), Пет­ра III в Ора­ни­ен­бау­ме, Зим­не­го в С.-Пе­тер­бур­ге, Ека­те­ри­нин­ско­го в Цар­ском Се­ле. Пи­сал об­раза для Ан­д­ре­ев­ско­го со­бо­ра в Кие­ве, двор­цо­вых церк­вей. Ав­тор ар­хит. ка­прич­чио, ин­терь­е­ров («Внут­рен­ний вид церк­ви Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы в Пе­тер­бур­ге», ГТГ), ал­ле­го­рич. кар­тин (в т. ч. на­пи­сан­ная для Моск. ун-та кар­ти­на «Ас­тро­но­мия», 1756, ГТГ) и се­рии из 4 пан­но для Вос­пи­тат. об-ва бла­го­род­ных де­виц (в т. ч. «Не лги», «Не будь ни­когда празд­на», все 1769, ГРМ). В 1769 при­знан «на­зна­чен­ным» в ака­де­ми­ки пе­терб. АХ за кар­ти­ны «Ур­на с цве­та­ми на ук­ра­шен­ном кар­ни­зе» и «Про­спект древ­но­стей рим­ских» (обе 1764).

Ефим Ива­но­вич [1730, Мо­ск­ва (?)  26.11(7.12).1778], так­же обу­чал­ся у И. Я. Виш­ня­ко­ва в Кан­це­ля­рии от строе­ний С.-Пе­тер­бур­га; за­чис­лен ту­да же в 1750. С 1752 вме­сте с бра­том Алек­се­ем пи­сал де­ко­ра­ции к опе­рам и ба­ле­там, ис­пол­нял де­ко­ра­тив­ные ра­бо­ты в имп. двор­цах, пи­сал ико­ны (для Боль­шой церк­ви Зим­не­го двор­ца, 1761) и пла­фо­ны.

Ми­ха­ил Ива­но­вич [1753, С.-Пе­тер­бург  29.5(9.6).1794, там же], учил­ся в пе­терб. АХ (176473) у А. П. Ло­сен­ко и Д. Г. Ле­виц­ко­го. Был пен­сио­не­ром АХ в Лон­до­не (в 177376 со­вер­шен­ст­во­вал­ся в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии искусств) и Па­ри­же (до нач. 1780-х гг.), где учил­ся у Ж. С. Дю­п­лес­си и Ж. Б. Грё­за. Ав­тор порт­ре­тов («Учи­тель с дву­мя уче­ни­ка­ми», 1773, ГРМ; ком­по­зи­то­ра Д. С. Борт­нян­ско­го, 1788, ГТГ), ба­таль­ной кар­ти­ны «Штурм Оча­ко­ва» (1794, Му­зей рус. иск-ва, Ки­ев). В 1787 при­знан «на­зна­чен­ным» в ака­де­ми­ки пе­терб. Ака­де­мии ху­до­жеств.

Лит.: Мо­ле­ва Н. М., Бе­лю­тин Э. М. Жи­во­пис­ных дел мас­те­ра. Кан­це­ля­рия от строе­ний и рус­ская жи­во­пись пер­вой по­ло­ви­ны XVIII в. М., 1965; Ни­ку­ли­на Н. И. «Порт­рет учи­те­ля с уче­ни­ка­ми» и его ав­тор // Ис­кус­ст­во. 1969. № 5; Лю­ли­на Р. Д. Ма­те­риа­лы к изу­че­нию твор­че­ст­ва И. И. Бель­ско­го и И. Я. Виш­ня­ко­ва… // Ох­ра­на па­мят­ни­ков и во­про­сы ис­то­рии рус­ской ар­хи­тек­ту­ры. Л., 1974.

Вернуться к началу