БЕ́ЛЬСКИЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕ́ЛЬСКИЕ, семья рос. живописцев 17–18 вв.
Глава семьи – Лазарь (Элиазар) Бельский (ум. после 1693) – прибыл вместе с группой художников из персидской Армении в Москву, с 1668 работал при дворе царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича, исполнял религ. картины и церковные росписи. Его сын Иван Лазаревич (ум. 1762) работал в Москве и С.-Петербурге, был «лакирным мастером» Оружейной палаты; отец Ивана, Алексея и Ефима Бельских.
Иван Иванович [6(17).1.1719, Москва (?) – 13(24).1.1799, С.-Петербург], обучался у Дж. Бона и И. Я. Вишнякова в Канцелярии от строений С.-Петербурга, с 1743 зачислен туда же (с 1786 руководил «командой живописного художества»). С 1747 под рук. Дж. Валериани работал над декорациями в Оперном доме. Писал плафоны для дворцов (Екатерининского в Царском Селе, Большого дворца в Петергофе, Зимнего) и образá для церквей Зимнего дворца (1764), Знамения Пресвятой Богородицы в Петергофе (1774), Рождества Христова в Рождественской слободе (1786) и для Троицкого собора Александро-Невской лавры (1790–94) и др. Участвовал (вместе с братом Алексеем) в росписях триумфальных ворот для коронационных торжеств в Москве (1762). После смерти М. В. Ломоносова возглавил (с 1768) мозаичную мастерскую; картины Б. служили оригиналами для мозаичистов («Апостол Павел» М. Васильева, 1760-е гг., Эрмитаж, С.-Петербург). Автор одной из первых жанровых картин в рус. иск-ве («Архиерей во время служения литургии», ок. 1770, ГТГ). В 1769 признан «назначенным» в академики петерб. АХ. Отец Михаила Бельского.
Алексей Иванович [1726 (по др. источникам – 1728, 1729 или 1730), Москва (?) – 21.5(1.6).1796, С.-Петербург], обучался у Дж. Бона, И. Я. Вишнякова в Канцелярии от строений С.-Петербурга, с 1745 зачислен туда же. С 1747 под рук. Дж. Валериани, А. Перезинотти и П. Градицци исполнял театральные декорации, декоративные работы (плафоны, панно и др.) для имп. дворцов – Екатерингофского (десюдепорт «Цветы, фрукты и попугай», 1754, ГРМ), Петра III в Ораниенбауме, Зимнего в С.-Петербурге, Екатерининского в Царском Селе. Писал образа для Андреевского собора в Киеве, дворцовых церквей. Автор архит. каприччио, интерьеров («Внутренний вид церкви Рождества Богородицы в Петербурге», ГТГ), аллегорич. картин (в т. ч. написанная для Моск. ун-та картина «Астрономия», 1756, ГТГ) и серии из 4 панно для Воспитат. об-ва благородных девиц (в т. ч. «Не лги», «Не будь никогда праздна», все 1769, ГРМ). В 1769 признан «назначенным» в академики петерб. АХ за картины «Урна с цветами на украшенном карнизе» и «Проспект древностей римских» (обе 1764).
Ефим Иванович [1730, Москва (?) – 26.11(7.12).1778], также обучался у И. Я. Вишнякова в Канцелярии от строений С.-Петербурга; зачислен туда же в 1750. С 1752 вместе с братом Алексеем писал декорации к операм и балетам, исполнял декоративные работы в имп. дворцах, писал иконы (для Большой церкви Зимнего дворца, 1761) и плафоны.
Михаил Иванович [1753, С.-Петербург – 29.5(9.6).1794, там же], учился в петерб. АХ (1764–73) у А. П. Лосенко и Д. Г. Левицкого. Был пенсионером АХ в Лондоне (в 1773–76 совершенствовался в Королевской академии искусств) и Париже (до нач. 1780-х гг.), где учился у Ж. С. Дюплесси и Ж. Б. Грёза. Автор портретов («Учитель с двумя учениками», 1773, ГРМ; композитора Д. С. Бортнянского, 1788, ГТГ), батальной картины «Штурм Очакова» (1794, Музей рус. иск-ва, Киев). В 1787 признан «назначенным» в академики петерб. Академии художеств.