Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛОСЕ́НКО АНТОН ПАВЛОВИЧ

А. П. Лосенко. Портрет президента Академии художеств графа И. И. Шувалова. 1760. Русский музей (С.-Петербург).

ЛОСЕ́НКО Ан­тон Пав­ло­вич [30.7(10.8).1737, Глу­хов, Не­жин­ский полк, Ле­во­бережная Украина – 23.11(4.12).1773, С.-Пе­тер­бург], рус. жи­во­пи­сец, ри­со­валь­щик; ака­де­мик и проф. (с 1770), ди­рек­тор (1772–73) пе­терб. АХ. Сын куп­ца. Маль­чи­ком взят в С.-Пе­тер­бург пев­чим в при­двор­ный хор (1744), за­тем обу­чал­ся жи­во­пи­си – в мас­тер­ской И. П. Ар­гу­но­ва (1753–58) и в АХ (1758–60) у Л. Ж. Ле-Лор­ре­на, Ж. Л. де Вел­ли, Л. Ж. Ф. Лаг­ре­не. Пен­сио­нер АХ в Па­ри­же (1760–1765; со­вер­шен­ст­во­вал­ся у Ж. Рес­ту и Ж. М. Вье­на) и Ри­ме (1766–69). В про­из­ве­де­ни­ях Л. 1760-х гг. ус­лож­нён­ность ком­по­зи­ций и па­те­ти­ка в ду­хе позд­не­го ба­рок­ко («Чу­дес­ный улов ры­бы», 1762; «Жерт­во­при­но­ше­ние Ав­раа­ма», 1765; «Ка­ин», 1768; все – в ГРМ) со­че­та­ют­ся с тен­ден­ция­ми клас­си­циз­ма («Зевс и Фе­ти­да», 1769, там же). Ос­но­во­по­лож­ник рус. ис­то­рич. жи­во­пи­си, Л. в сво­ём центр. про­из­ве­де­нии «Вла­ди­мир пе­ред Рог­не­дой» (1770, ГРМ) сде­лал по­пыт­ку пе­ре­дать слож­ный этич. кон­фликт, жи­вые че­ло­ве­че­ские чув­ст­ва в рам­ках ус­лов­но-ака­де­мич. сис­те­мы об­ра­зов. Идея пат­рио­тич. дол­га рас­кры­ва­ет­ся в не­за­кон­чен­ной кар­тине Л. «Про­ща­ние Гек­то­ра с Ан­дро­ма­хой» (1773, ГТГ). Боль­шой жиз­нен­ной убе­ди­тель­ности Л. дос­тиг в порт­ре­тах ак­тё­ров Я. Д. Шум­ско­го (1760, ГРМ) и Ф. Г. Вол­ко­ва (1763, ГРМ, по­вто­ре­ние в ГТГ; см. илл. к ст. Ф. Г. Вол­ков), по­эта А. П. Су­ма­ро­ко­ва, пре­зи­ден­та АХ гр. И. И. Шу­ва­ло­ва (оба 1760, ГРМ). Мно­го­числ. ри­сун­ки Л. при­ме­ча­тель­ны точ­но­стью леп­ки форм и тон­ко­стью тех­ни­ки. Л. – со­ста­ви­тель учеб­но­го по­со­бия для АХ «Изъ­яс­не­ние крат­кой про­пор­ции че­ло­ве­ка...» (1772). Ока­зал влия­ние на И. А. Аки­мо­ва, П. И. Со­ко­ло­ва, Г. И. Уг­рю­мо­ва.

Лит.: Ка­га­но­вич А. Л. А. Ло­сен­ко и рус­ское ис­кус­ст­во се­ре­ди­ны XVIII сто­ле­тия. М., 1963.

Вернуться к началу