ЛОСЕ́НКО АНТОН ПАВЛОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛОСЕ́НКО Антон Павлович [30.7(10.8).1737, Глухов, Нежинский полк, Левобережная Украина – 23.11(4.12).1773, С.-Петербург], рус. живописец, рисовальщик; академик и проф. (с 1770), директор (1772–73) петерб. АХ. Сын купца. Мальчиком взят в С.-Петербург певчим в придворный хор (1744), затем обучался живописи – в мастерской И. П. Аргунова (1753–58) и в АХ (1758–60) у Л. Ж. Ле-Лоррена, Ж. Л. де Велли, Л. Ж. Ф. Лагрене. Пенсионер АХ в Париже (1760–1765; совершенствовался у Ж. Ресту и Ж. М. Вьена) и Риме (1766–69). В произведениях Л. 1760-х гг. усложнённость композиций и патетика в духе позднего барокко («Чудесный улов рыбы», 1762; «Жертвоприношение Авраама», 1765; «Каин», 1768; все – в ГРМ) сочетаются с тенденциями классицизма («Зевс и Фетида», 1769, там же). Основоположник рус. историч. живописи, Л. в своём центр. произведении «Владимир перед Рогнедой» (1770, ГРМ) сделал попытку передать сложный этич. конфликт, живые человеческие чувства в рамках условно-академич. системы образов. Идея патриотич. долга раскрывается в незаконченной картине Л. «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, ГТГ). Большой жизненной убедительности Л. достиг в портретах актёров Я. Д. Шумского (1760, ГРМ) и Ф. Г. Волкова (1763, ГРМ, повторение в ГТГ; см. илл. к ст. Ф. Г. Волков), поэта А. П. Сумарокова, президента АХ гр. И. И. Шувалова (оба 1760, ГРМ). Многочисл. рисунки Л. примечательны точностью лепки форм и тонкостью техники. Л. – составитель учебного пособия для АХ «Изъяснение краткой пропорции человека...» (1772). Оказал влияние на И. А. Акимова, П. И. Соколова, Г. И. Угрюмова.