АРГУНО́ВЫ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРГУНО́ВЫ, семья рос. живописцев и архитекторов, крепостных графов Шереметевых. Иван Петрович А. [между 1723 и 1728, Москва – 15(27).3.1802, там же], живописец. Воспитывался в С.-Петербурге у дяди, С. М. Аргунова, дворецкого «Миллионного дома» князей Черкасских (впоследствии графов Шереметевых). Учился, возможно, у двоюродного брата, живописца Фёдора Леонтьевича А. (1716–54). Писал иконы для Воскресенской ц. Царскосельского дворца (1747) и для Благовещенской ц. Воскресенского мон. в Новом Иерусалиме (ок. 1753). Его парадные портретные композиции (И. И. и Е. А. Лобановы-Ростовские, 1750 и 1754, оба – в ГРМ; П. Б. и В. А. Шереметевы, 1760-е гг., Музей-усадьба Останкино; посмертные портреты Б. П. и А. П. Шереметевых, 1768, музей в Кускове) – прекрасные образцы рус. барокко. Один из создателей интимного камерного портрета в рус. иск-ве: «Девочка-калмычка Анна Николаевна» (1767, музей в Кускове); «Неизвестная в русском костюме» (1784, ГТГ) – одна из лучших его работ, считающаяся первым в рус. портретной живописи изображением «простого человека из народа»; парные портреты четы Хрипуновых (1757, музей в Останкине) и др. В 1788 стал управляющим моск. домом графов Шереметевых. Помимо своих сыновей Павла, Николая и Якова (о них см. ниже), учил по распоряжению имп. Елизаветы Петровны А. П. Лосенко, И. С. Саблукова, К. И. Головачевского.
Фёдор Семёнович (кон. дек. 1732, С.-Петербург – ок. 1768, там же?), архитектор. Двоюродный брат Ивана Петровича. Учился, вероятно, у С. И. Чевакинского в С.-Петербурге. Был видным представителем рус. барокко, одним из зодчих Фонтанного дома Шереметевых в С.-Петербурге (1750–55), автором ряда построек в подмосковном имении Шереметевых Кусково, где проявил себя как мастер ландшафтной (парковой) архитектуры: кухонный флигель (1755), павильон «Грот» (1755–75) с необычной внутр. отделкой (раковины, кораллы, средиземноморские камни) и, возможно, Оранжерея (1761–64). Вероятно также его участие в проектировании гл. дома (дворца) усадьбы.
Павел Иванович (1768, С.-Петербург – 1806, там же?), архитектор. В 1788 с семьёй переехал из С.-Петербурга в Москву. Обучался рисованию у отца, черчению у Фёдора Семёновича. В мае 1792 отправлен в С.-Петербург для обучения к некоему арх. Бажеву (ряд исследователей предполагает, что он учился у В. И. Баженова). С 1793 возглавлял строительство дворца-театра в Останкине, реализуя проекты И. Е. Старова и В. Бренны (в частности, участвовал в исполнении некоторых интерьеров дворца с их изысканной полихромией, использованием различных материалов, уникальными наборными паркетами). Возможно, участвовал также в перепланировке парка. После 1797 переведён в столицу, где работал над перестройками Фонтанного дома.
Николай Иванович (нач. апр. 1770, С.-Петербург – после 1832), живописец. В 1816 получил вольную. Акад. петерб. АХ (1818). Учился у отца, в 1794–95 совершенствовал мастерство, копируя картины старых мастеров в Эрмитаже. Одарённый портретист, выработал новый тип худож. образности, соединившей принципы классицизма с веяниями предромантизма. Известны его образы крепостных актрис (Т. В. Шлыковой-Гранатовой, 1789; П. И. Ковалёвой-Жемчуговой, 1802 и 1803; все – музей в Кускове). Участвовал в создании интерьеров Останкинского дворца, автор парадного портрета имп. Павла I (1797) для «Малиновой гостиной». Помимо работ для гр. Н. П. Шереметева исполнял частные заказы: портреты А. М. и Н. А. Грибовских (1795, ГТГ), членов семьи Милорадовичей (ок. 1795, музей в Останкине и ГРМ) и др.
Яков Иванович [1784, С.-Петербург (?) – после 1835], живописец. Обучался у отца. В 1816 получил вольную. Исполнял портреты, в т. ч. исторические (Пётр I, А. Д. Меншиков и др.) для историч. трудов Д. Н. Бантыш-Каменского и П. П. Бекетова.