Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРГУНО́ВЫ

Авторы: Г. В. Вдовин
И. П. Аргунов. «Портрет неизвестной в русском костюме». 1784. Третьяковская галерея (Москва).

АРГУНО́ВЫ, се­мья рос. жи­во­пис­цев и ар­хи­тек­то­ров, кре­по­ст­ных гра­фов Ше­ре­ме­те­вых. Иван Пет­ро­вич А. [ме­ж­ду 1723 и 1728, Мо­ск­ва – 15(27).3.1802, там же], жи­во­пи­сец. Вос­пи­ты­вал­ся в С.-Пе­тер­бур­ге у дя­ди, С. М. Ар­гу­но­ва, дво­рец­ко­го «Мил­ли­он­но­го до­ма» кня­зей Чер­кас­ских (впо­след­ст­вии гра­фов Ше­ре­ме­те­вых). Учил­ся, воз­мож­но, у двою­род­но­го бра­та, жи­во­пис­ца Фё­до­ра Ле­он­ть­е­ви­ча А. (1716–54). Пи­сал ико­ны для Вос­кре­сен­ской ц. Цар­ско­сель­ско­го двор­ца (1747) и для Бла­го­ве­щен­ской ц. Вос­кре­сен­ско­го мон. в Но­вом Ие­ру­са­ли­ме (ок. 1753). Его па­рад­ные порт­рет­ные ком­по­зи­ции (И. И. и Е. А. Ло­ба­но­вы-Рос­тов­ские, 1750 и 1754, оба – в ГРМ; П. Б. и В. А. Ше­ре­ме­те­вы, 1760-е гг., Му­зей-усадь­ба Ос­тан­ки­но; по­смерт­ные порт­реты Б. П. и А. П. Ше­ре­ме­те­вых, 1768, му­зей в Кус­ко­ве) – пре­крас­ные об­раз­цы рус. ба­рок­ко. Один из соз­да­те­лей ин­тим­но­го ка­мер­но­го порт­ре­та в рус. иск-ве: «Де­воч­ка-кал­мыч­ка Ан­на Ни­ко­ла­ев­на» (1767, му­зей в Кус­ко­ве); «Не­из­вест­ная в рус­ском кос­тю­ме» (1784, ГТГ) – од­на из луч­ших его ра­бот, счи­таю­щая­ся пер­вым в рус. порт­рет­ной жи­во­пи­си изо­бра­же­ни­ем «про­сто­го че­ло­ве­ка из на­рода»; пар­ные порт­ре­ты че­ты Хри­пу­новых (1757, му­зей в Ос­тан­ки­не) и др. В 1788 стал управ­ляю­щим моск. до­мом гра­фов Ше­ре­ме­те­вых. По­ми­мо сво­их сы­но­вей Пав­ла, Ни­ко­лая и Яко­ва (о них см. ни­же), учил по рас­по­ря­же­нию имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны А. П. Ло­сен­ко, И. С. Саб­лу­ко­ва, К. И. Го­ло­ва­чев­ско­го.

Ф. С. Аргунов. Павильон «Грот» в усадьбе Кусково (Москва). 1755–75.

Фё­дор Се­мё­но­вич (кон. дек. 1732, С.-Пе­тер­бург – ок. 1768, там же?), ар­хи­тек­тор. Двою­род­ный брат Ива­на Пет­ро­ви­ча. Учил­ся, ве­ро­ят­но, у С. И. Че­вакин­ско­го в С.-Пе­тер­бур­ге. Был вид­ным пред­ста­ви­те­лем рус. ба­рок­ко, од­ним из зод­чих Фон­тан­но­го до­ма Ше­ре­ме­те­вых в С.-Пе­тер­бур­ге (1750–55), ав­то­ром ря­да по­стро­ек в под­мос­ков­ном име­нии Ше­ре­ме­те­вых Кус­ко­во, где про­явил се­бя как мас­тер ланд­шафт­ной (пар­ко­вой) ар­хи­тек­ту­ры: ку­хон­ный фли­гель (1755), па­виль­он «Грот» (1755–75) с не­обыч­ной внутр. от­дел­кой (ра­ко­ви­ны, ко­рал­лы, сре­ди­зем­но­мор­ские кам­ни) и, воз­мож­но, Оран­же­рея (1761–64). Ве­ро­ят­но так­же его уча­стие в про­ек­ти­ро­ва­нии гл. до­ма (двор­ца) усадь­бы.

П. И. Аргунов и др. Концертный зал (т. н. Египетский павильон) Останкинского дворца. Кон. 1790-х гг.

Па­вел Ива­но­вич (1768, С.-Пе­тер­бург – 1806, там же?), ар­хи­тек­тор. В 1788 с семь­ёй пе­ре­ехал из С.-Пе­тер­бур­га в Мо­ск­ву. Обу­чал­ся ри­со­ва­нию у от­ца, чер­че­нию у Фё­до­ра Се­мё­но­ви­ча. В мае 1792 от­прав­лен в С.-Пе­тер­бург для обу­че­ния к не­кое­му арх. Ба­же­ву (ряд ис­сле­до­ва­те­лей пред­по­ла­га­ет, что он учил­ся у В. И. Ба­же­но­ва). С 1793 воз­глав­лял строи­тель­ст­во двор­ца-те­ат­ра в Ос­тан­ки­не, реа­ли­зуя про­ек­ты И. Е. Ста­ро­ва и В. Брен­ны (в ча­ст­но­сти, уча­ст­во­вал в ис­пол­не­нии не­ко­то­рых ин­терь­е­ров двор­ца с их изы­скан­ной по­ли­хро­ми­ей, ис­поль­зо­ва­ни­ем различных материалов, уни­каль­ны­ми на­бор­ны­ми пар­ке­та­ми). Воз­мож­но, уча­ст­во­вал так­же в пе­ре­пла­ни­ров­ке пар­ка. По­сле 1797 пе­ре­ве­дён в сто­ли­цу, где ра­бо­тал над пе­ре­строй­ка­ми Фон­тан­но­го до­ма.

Н. И. Аргунов. «Портрет П. И. Ковалевой-Жемчуговой (графини Шереметевой) в красной шали». 1802. Музей в усадьбе Кусково (Москва). 

Ни­ко­лай Ива­но­вич (нач. апр. 1770, С.-Пе­тер­бург – по­сле 1832), жи­во­пи­сец. В 1816 по­лу­чил воль­ную. Акад. пе­терб. АХ (1818). Учил­ся у от­ца, в 1794–95 со­вер­шен­ст­во­вал мас­тер­ст­во, ко­пи­руя кар­ти­ны ста­рых мас­те­ров в Эр­ми­та­же. Ода­рён­ный порт­ре­тист, вы­ра­бо­тал но­вый тип ху­дож. об­раз­но­сти, со­еди­нив­шей прин­ци­пы клас­си­циз­ма с вея­ния­ми пред­ро­ман­тиз­ма. Из­вест­ны его об­ра­зы кре­по­ст­ных ак­трис (Т. В. Шлы­ко­вой-Гра­на­то­вой, 1789; П. И. Ко­ва­лё­вой-Жем­чу­го­вой, 1802 и 1803; все – му­зей в Кус­ко­ве). Уча­ст­во­вал в соз­да­нии ин­терь­е­ров Ос­тан­кин­ско­го двор­ца, ав­тор па­рад­но­го порт­ре­та имп. Пав­ла I (1797) для «Ма­ли­но­вой гос­ти­ной». По­ми­мо ра­бот для гр. Н. П. Ше­ре­ме­те­ва ис­пол­нял ча­ст­ные за­ка­зы: порт­ре­ты А. М. и Н. А. Гри­бов­ских (1795, ГТГ), чле­нов се­мьи Ми­ло­ра­до­ви­чей (ок. 1795, му­зей в Ос­тан­ки­не и ГРМ) и др.

Яков Ива­но­вич [1784, С.-Пе­тер­бург (?) – по­сле 1835], жи­во­пи­сец. Обу­чал­ся у от­ца. В 1816 по­лу­чил воль­ную. Ис­пол­нял порт­ре­ты, в т. ч. ис­то­ри­че­ские (Пётр I, А. Д. Мен­ши­ков и др.) для ис­то­рич. тру­дов Д. Н. Бан­тыш-Ка­мен­ско­го и П. П. Бе­ке­то­ва.

Лит.: Без­со­нов С. В. Кре­по­ст­ные ар­хи­тек­то­ры. М., 1938; Се­ли­но­ва Т. А. И. П. Ар­гу­нов. М., 1973; Ку­ла­ков В. А. Н. И. Ар­гу­нов. Аль­бом / Пре­дисл. М. В. Ал­па­то­ва. М., 1975; Ша­ран­дак Н. П. И. Ар­гу­нов. Л., 1977; Ра­ки­на В. А. Н. Ар­гу­нов. М., 2004.

Вернуться к началу