БАЖЕ́НОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАЖЕ́НОВ Василий Иванович [1(12).3.1738 (по др. сведениям, 1737 или 1732), Москва (или с. Дольское Калужской губ.) – 2(13).8.1799, С.-Петербург], рос. архитектор, живописец и график. Родился в семье псаломщика ц. Иоанна Предтечи Теремного дворца Московского Кремля; в возрасте ок. 15 лет начал частным образом обучаться живописи; работал живописцем 2-го класса на восстановлении сгоревшего Головинского дворца в Москве (1753–54) и был оставлен при команде Д. В. Ухтомского (зарисовывал т. н. Шумаевский крест – многофигурную композицию Голгофы, выполненную самодеятельным резчиком Г. Шумаевым). Учился в разночинной гимназии при Моск. ун-те (1755), у арх. С. И. Чевакинского в АН и в академич. гимназии в С.-Петербурге (1756–57). В 1758–60 воспитанник АХ; в 1760–65 пенсионер АХ за границей: в 1761–62 – в мастерской арх. Ш. де Вайи в Париже (представил свои работы во франц. Академию архитектуры и получил аттестаты от Ж. Ж. Суфло, Ж. А. Габриеля и др.). В 1762–64 совершил пенсионерскую поездку в Италию, где в 1764 получил звание проф. Академии Св. Луки в Риме; был избран членом Академии рисунка во Флоренции и Клементинской академии в Болонье. Академик петерб. АХ (1765; получил звание за проект дворцового ансамбля в Екатерингофе по программе, заданной А. Ф. Кокориновым и Ж. Б. Валлен-Деламотом), с февр. 1799 вице-президент АХ в С.-Петербурге.
Стиль Б., в котором строгость классицизма сочеталась со свободной пространств. игрой архит. форм, складывался под влиянием как его учителей, так и памятников Древнего Рима и Италии. По возвращении в С.-Петербург в 1765 Б. «особыми высочайшими повелениями был отягощён» (работал над проектом Каменноостровского дворца для малолетнего наследника престола; возможно, учил его архитектуре и др.), также выполнял частные заказы (в т. ч. в усадьбе Тихвино-Никольское на Волге; известен из переписки М. И. Махаева). По некоторым версиям, создал проект дворца в Гатчине для Г. Г. Орлова, использованный затем В. Бренной при проектировании Инженерного замка.
С 1767 по поручению имп. Екатерины II Б. разрабатывал проект «кремлёвской перестройки» (регулирование старой застройки, возведение нового дворца и здания Присутственных мест в Московском Кремле). По его проекту предполагалось создать грандиозный ансамбль с 3 парадными площадями перед фасадом дворцового здания – новой архит. доминанты Кремля (сохранились чертежи и дерев. модель дворца). Гл. фасад (ок. 300 саженей в длину) должен был выходить на Москву-реку (для чего разобрали юж. стену Кремля). Два нижних рустованных этажа служили цоколем-пьедесталом для верхних этажей, оформленных ионич. колоннами с богатой пластич. разработкой. Ядром ансамбля со стороны Кремля служила «циркумференция» – вогнутый полукруглый фасад с колоннадой и 4-ступенчатым цоколем, напоминающим античный амфитеатр. Торжеств. закладка дворца состоялась 1(12).6.1773, но в 1775 императрица отказалась от своего намерения под предлогом возникшей опасности для древних соборов Кремля (из-за земляных работ они дали осадку).
В 1775 Б. оформил увеселительные павильоны на Ходынском поле для празднования Кючук-Кайнарджийского мира (изображены на рисунках М. Ф. Казакова), где использовал условно-готические мотивы, и приступил к проектированию усадьбы Екатерины II в Царицыне. Царицынский ансамбль, состоявший из ряда построек «в готическом вкусе», был закончен к весне 1785, но гл. здание усадьбы – дворец – не получило одобрения высочайшей заказчицы из-за тесноты помещений и было разобрано. Сохранился подписанный Б. рисунок панорамы ансамбля («Генеральный фасад», дек. 1776). Для построек Царицына, оказавших большое влияние на романтич. линию рус. архитектуры кон. 18 – 1-й трети 19 вв., характерно сочетание кирпича и белого камня, крупный масштаб декоративных деталей, присутствие масонской символики (Б. был близок к масонскому кружку Н. И. Новикова).
Б. работал в малых архит. формах, в осн. для церковного оформления: проекты раки для мощей Михаила Черниговского в Архангельском соборе (1769–1770), сени над мощами митр. Ионы (1773) в Успенском соборе Московского Кремля, иконостаса ц. Иоанна Воина на Якиманке в Москве (1791) и др. В 1782–85 «по заданной идее» и под наблюдением Б. была выполнена роспись Большого собора Донского мон. (худ. А. Клаудо). В 1782–91 Б. начал строить трапезную и колокольню ц. Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке – выдающийся памятник рус. классицизма. В формах классицизма выполнены неосуществлённые проекты Павловской больницы (1784) и ц. Семёновского полка в С.-Петербурге (1797).
В 1792 Б. переехал в С.-Петербург, где вел. кн. Павел Петрович назначил его архитектором Адмиралтейской коллегии (Б. вёл строительство утилитарных зданий в Кронштадте, создал проект Галерной гавани на Васильевском острове и др.). В 1796 указом Павла I ему было поручено наблюдение за строительством Михайловского замка. В 1799 по указу императора началась подготовка издания «Российская архитектура» под «особенным смотрением» В. И. Баженова.
Б. традиционно приписывают проекты нескольких частновладельческих домов (Л. И. Долгова, И. И. Прозоровского, И. И. Юшкова), в т. ч. Дома Пашкова, и храмов в Москве (Большого Вознесения у Никитских ворот, Св. Духа на Лазаревском кладбище и др.), ансамблей подмосковных усадеб Быково, Марьинки, Красного под Рязанью и др. К теоретич. трудам Б. относятся «Краткое рассуждение о Кремлёвском строении» (совм. с Ф. В. Каржавиным, нач. 1770-х гг.), «Слово» на закладке Кремлёвского дворца (в соавторстве с А. П. Сумароковым, 1773) и «"Примечания" об Императорской Академии художеств» (1799), проникнутые духом классицизма.