МАХА́ЕВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАХА́ЕВ Михаил (Михайло) Иванович [1716, по др. данным, 1717 или 1718, с. Смоленское С.-Петерб. губ. – 30.3(10.4).1770, С.-Петербург], рос. рисовальщик и гравёр. Родился в семье священника. С 1728 жил в С.-Петербурге. Учился в Мор. академии; с 1731 был подмастерьем в инструментальной мастерской АН, где познакомился с основами топографии; учился у гравёров Г. И. Унферцахта и О. Эллигера, живописца Б. Тарсиа. С 1735 числился в ландкартно-словорезной мастерской, где обучался «резанию литер и ландкарт» (возглавил палату с 1743). Одновременно занимался рисунком у И. Э. Гриммеля, перспективой у Дж. Валериани. Делал зарисовки с натуры, также – экспонатов Кунсткамеры. В 1754 стал «подмастером гравировального художества» у И. А. Соколова и Г. А. Качалова; с 1756 «ландкартный гравёр и в перспективе мастер» АН.
В 1746 получил право зарисовывать и снимать «проспекты в Петербурге». Рисунки выполнял в осн. тушью, пером с отмывкой кистью; использовал камеру-обскуру. В 1748 приступил к созданию серии работ с видами С.-Петербурга (к 50-летию столицы). Первый рисунок серии «Проспект вверх по Неве-реке от Адмиралтейства и Академии наук к востоку» выполнен в 1748; последний – «Проспект Старого Зимнего дворца с каналом, соединяющим Мойку с Невой» – в 1750. Специально созданным Совещанием по делам художественным при АН (пред. Я. Я. Штелин, руководитель работ Дж. Валериани) было отобрано неск. рисунков для перевода в гравюру; в гравировальной палате их резали мастера Г. А. Качалов, Е. Г. Виноградов, И. А. Соколов и др. Раскрашенный от руки альбом «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов…» (вышел в 1753) включал изображения 12 перспектив (4 вида проспектов и набережных на двойных листах; 8 видов отд. памятников и улиц на одинарных листах). В своих работах М. не только продолжил традиции гравюры 1-й четв. 18 в., но и проявил себя как мастер ведуты, сочетая документальную точность с композиционной выстроенностью, попытками передать пространственность и световоздушную среду. Включая в изображения сцены повседневной жизни, М. создавал целостный, живой образ города.
Позднее М. создал серию изображений окрестностей С.-Петербурга, Царского Села, Петергофа, Ораниенбаума (1754 – нач. 1760-х гг.); также усадеб, в т. ч. канцлера А. П. Бестужева-Рюмина. В 1755–60-х гг. с них исполнены серия гравюр «Петергофский дворец» (гравёры Н. Ф. Челнаков и П. А. Артемьев); офорты «Охотничий павильон в Царском Селе» (Е. Г. Виноградов), «Увеселительный дворец в Ораниенбауме» (Е. Т. Внуков, Н. Ф. Челнаков) и др. С 1756 вновь обратился к видам С.-Петербурга. Гравюры этого времени включают панорамные виды города («Большая Немецкая улица с Марсова поля»), виды с рекой («Вид по реке Мойке от Крюкова канала до дворца П. И. Шувалова») и изображения отд. зданий («Новый Зимний дворец»).
В 1763 по рисункам М. были гравированы серии «Виды Москвы» и «Виды триумфальных арок Москвы» для коронационного альбома имп. Екатерины II (под рук. Ж. Л. Девельи); в эти же годы для П. Б. Шереметева выполнены гравированные по рисункам М. изображения усадьбы Кусково. Создал неск. десятков рисунков, запечатлевших виды разл. рус. провинциальных городов. М. приписывается также ок. 8 самостоятельно вырезанных гравюр, в т. ч. портрет «первого русского солдата» С. Л. Бухвостова, «Монархический Колосс» (1761), «Тезис Соловецкого монастыря» (1768).
М. имел учеников; занимался подготовкой и исправлением рисунков к картам России перед гравированием. Оказал влияние на формирование пейзажного жанра в последней четв. 18 в., в т. ч. на творчество Ф. Я. Алексеева и др.