ВЕДУ́ТА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕДУ́ТА [итал. veduta – вид (местности)], разновидность архит. пейзажа в живописи или графике. В отличие от каприччио (архит. фантазии), В. – топографически точный городской вид. Жанр В. сложился и достиг расцвета в Италии 18 в.: местные художники создавали памятные гор. пейзажи, предназначенные для паломников и путешественников. Предшественниками В. были детально выписанные архит. фоны картин художников 15–17 вв., прежде всего венецианских (Джентиле Беллини, В. Карпаччо и др.), а также распространённый в зап.-европ. иск-ве того времени мотив руин – аллегория рождения христианства из Ветхого Завета. Крупнейшие мастера В. в Венеции – Л. Карлеварис, А. Каналетто, Б. Беллотто, М. Риччи, М. Дж. Мариески и Ф. Гварди. Римские В. создавали живописец Дж. П. Паннини и гравёр Дж. Б. Пиранези. В. занимались также работавшие в Италии голландец Г. А. ван Виттель, француз Ю. Робер, немец Ф. Хаккерт. Для достижения точности перспективных построений применялись камера обскура и её модификации (камера клара и камера люцида). Несмотря на кажущуюся пунктуальность изображения, ведутисты широко использовали разл. приёмы худож. организации пространства (напр., т. н. ускоренная перспектива и кулисные построения у Беллотто), что особенно заметно в произведениях Гварди и Пиранези, в творчестве которых В. соединяется с каприччио, получившим особое распространение в иск-ве предромантизма.
В России В. появилась в Петровскую эпоху и развивалась на протяжении 18 – 1-й пол. 19 вв., что было связано прежде всего со строительством С.-Петербурга. Документальный облик новой столицы запечатлели гравёры А. Ф. и И. Ф. Зубовы, М. И. Махаев, живописцы Ф. Я. Алексеев (писал также виды Москвы до пожара 1812, Херсона, Николаева, Бахчисарая и др.), М. Н. Воробьёв (также виды Москвы, Палестины, Парижа), А. Г. Денисов, К. П. Беггров, акварелист В. С. Садовников и др. Москва предстаёт в работах Ж. Делабарта, К. И. Рабуса. В традициях В. рус. мастера исполняли виды городов Армении, Новороссии, Турции (М. М. Иванов, И. К. Айвазовский), Поволжья (Г. Г. и Н. Г. Чернецовы, П. П. Верещагин и др.), Италии (Сильвестр Феодосиевич Щедрин, А. Н. Мордвинов), Китая (А. М. Легашев, К. И. Корсалин). С сер. 19 в. В. всё более сближается с бытовым жанром и лирич. пейзажем. Традиция В. преломилась в творчестве мастеров архит. пейзажа нач. 20 в. (М. В. Добужинский, А. М. Васнецов, К. Ф. Богаевский и др.) и послужила одним из истоков панорамы и худож. фотографии.