Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕДУ́ТА

Авторы: А. М. Муратов
Ведута. А. Каналетто. «Большой канал с мостом Риальтов Венеции». Ок. 1730–50. Национальная галерея (Рим).

ВЕДУ́ТА [итал. veduta – вид (ме­ст­но­сти)], раз­но­вид­ность ар­хит. пей­за­жа в жи­во­пи­си или гра­фи­ке. В от­ли­чие от ка­прич­чио (ар­хит. фан­та­зии), В. – то­по­гра­фи­че­ски точ­ный го­род­ской вид. Жанр В. сло­жил­ся и дос­тиг рас­цве­та в Ита­лии 18 в.: ме­ст­ные ху­дож­ни­ки соз­да­ва­ли па­мят­ные гор. пей­за­жи, пред­на­зна­чен­ные для па­лом­ни­ков и пу­те­ше­ст­вен­ни­ков. Пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми В. бы­ли де­таль­но вы­пи­сан­ные ар­хит. фо­ны кар­тин ху­дож­ни­ков 15–17 вв., пре­ж­де все­го ве­не­ци­ан­ских (Джен­ти­ле Бел­ли­ни, В. Кар­пач­чо и др.), а так­же рас­про­стра­нён­ный в зап.-ев­роп. иск-ве то­го вре­ме­ни мо­тив ру­ин – ал­ле­го­рия ро­ж­де­ния хри­сти­ан­ст­ва из Вет­хо­го За­ве­та. Круп­ней­шие мас­те­ра В. в Ве­не­ции – Л. Кар­ле­ва­рис, А. Ка­на­лет­то, Б. Бел­лот­то, М. Рич­чи, М. Дж. Ма­рие­ски и Ф. Гвар­ди. Рим­ские В. соз­да­ва­ли жи­во­пи­сец Дж. П. Пан­ни­ни и гра­вёр Дж. Б. Пи­ра­не­зи. В. за­ни­ма­лись так­же ра­бо­тав­шие в Ита­лии гол­лан­дец Г. А. ван Вит­тель, фран­цуз Ю. Ро­бер, не­мец Ф. Хак­керт. Для дос­ти­же­ния точ­но­сти пер­спек­тив­ных по­строе­ний при­ме­ня­лись ка­ме­ра об­ску­ра и её мо­ди­фи­ка­ции (ка­ме­ра кла­ра и ка­ме­ра лю­ци­да). Не­смот­ря на ка­жу­щую­ся пунк­ту­аль­ность изо­бра­же­ния, ве­ду­ти­сты ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли разл. приё­мы ху­дож. ор­га­ни­за­ции про­стран­ст­ва (напр., т. н. ус­ко­рен­ная пер­спек­ти­ва и ку­лис­ные по­строе­ния у Бел­лот­то), что осо­бен­но за­мет­но в про­из­ве­де­ни­ях Гвар­ди и Пи­ра­не­зи, в твор­че­ст­ве ко­то­рых В. со­еди­ня­ет­ся с ка­прич­чио, по­лу­чив­шим осо­бое рас­про­стра­не­ние в иск-ве пред­ро­ман­тиз­ма.

В Рос­сии В. поя­ви­лась в Пет­ров­скую эпо­ху и раз­ви­ва­лась на про­тя­же­нии 18 – 1-й пол. 19 вв., что бы­ло свя­за­но пре­ж­де все­го со строи­тель­ст­вом С.-Пе­тер­бур­га. До­ку­мен­таль­ный об­лик но­вой сто­ли­цы за­пе­чат­ле­ли гра­вё­ры А. Ф. и И. Ф. Зу­бо­вы, М. И. Ма­ха­ев, жи­во­пис­цы Ф. Я. Алек­се­ев (пи­сал так­же ви­ды Мо­ск­вы до по­жа­ра 1812, Хер­со­на, Ни­ко­лае­ва, Бах­чи­са­рая и др.), М. Н. Во­робь­ёв (так­же ви­ды Мо­ск­вы, Па­ле­сти­ны, Па­ри­жа), А. Г. Де­ни­сов, К. П. Бег­гров, ак­ва­ре­лист В. С. Са­дов­ни­ков и др. Мо­ск­ва пред­ста­ёт в ра­бо­тах Ж. Де­ла­бар­та, К. И. Ра­бу­са. В тра­ди­ци­ях В. рус. мас­те­ра ис­пол­ня­ли ви­ды го­ро­дов Ар­ме­нии, Но­во­рос­сии, Тур­ции (М. М. Ива­нов, И. К. Ай­ва­зов­ский), По­вол­жья (Г. Г. и Н. Г. Чер­не­цо­вы, П. П. Ве­ре­ща­гин и др.), Ита­лии (Силь­ве­стр Фео­до­сие­вич Щед­рин, А. Н. Морд­ви­нов), Ки­тая (А. М. Ле­га­шев, К. И. Кор­са­лин). С сер. 19 в. В. всё бо­лее сбли­жа­ет­ся с бы­то­вым жан­ром и ли­рич. пей­за­жем. Тра­ди­ция В. пре­ло­ми­лась в твор­че­ст­ве мас­те­ров ар­хит. пей­за­жа нач. 20 в. (М. В. До­бу­жин­ский, А. М. Вас­не­цов, К. Ф. Бо­га­ев­ский и др.) и по­слу­жи­ла од­ним из ис­то­ков па­но­ра­мы и ху­дож. фо­то­гра­фии.

Лит.: Фе­до­ров-Да­вы­дов А. А. Рус­ский пей­заж XVIII – нач. XIX в. М., 1953; Vedutisti vene­ziani del Settecento. [Cat.]. Venezia, 1967; Пе­тер­бург-Ле­нин­град гла­за­ми ху­дож­ни­ков. Л., 1972; The glory of Venice: art in the 18th century. (Cat.). New Haven; L., 1994; Brigan­ti G. G. van. Wittel e l’origine della veduta set­tecentesca. 2 ed. Mil., 1996.

Вернуться к началу