КАНАЛЕ́ТТО АНТОНИО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАНАЛЕ́ТТО [Canaletto; наст. фам. Каналь, Канале (Canal, Canale)] Антонио (Джованни Антонио) (17.10.1697, Венеция – 10.4.1768, там же), итал. живописец, рисовальщик, гравёр. Учился у своего отца, сценографа Бернардо Каналя (1674–1744); с 1716 помогал отцу в оформлении опер А. Вивальди в венецианских театрах «Сант-Анджело» и «Сан-Кассиано», в 1719–20 – опер А. Скарлатти в театре Катраника в Риме. Под влиянием работавших в Риме венецианца Л. Карлевариса, Дж. П. Паннини и голл. пейзажиста Г. А. ван Виттеля обратился к написанию гор. видов (ведут), исполненных широкими пастозными мазками и построенных на резких контрастах света и тени («Арка Септимия Севера», 1719, частное собрание, Бергамо; «Каприччио с руинами», 1720–1721, фонд Дж. Чини, Венеция, и др.). О знакомстве К. с каприччио М. Риччи свидетельствуют романтизированная, загадочная атмосфера пейзажей, стремление к передаче световоздушной среды, тональная живопись.
В ведутах 1730-х гг., созданных в Венеции, К. овладевает новыми приёмами: предельно точно, с помощью камеры-обскуры фиксирует оптич. ракурс изображаемого вида; стремясь ко всё более широкому охвату панорам, чётко выстраивает пространство. В его произведениях документальность сочетается с поэтичностью, красочной передачей атмосферы города в дни торжеств, связанных с выездами дожа, приёмов иностр. послов, праздников в честь святых: «Приём французского посла в Венеции» (1724, Эрмитаж, С.-Петербург), «Возвращение "Бучинторо" к молу в день Вознесения» (1726–27, ГМИИ; 1730, Королевское собрание, Виндзорский замок) и др. Красочная гамма становится у К. более приглушённой в картинах, запечатлевших будничную жизнь города, маленькие площади, узкие улочки, набережные и каналы с изящными арками мостиков, оживлённые фигурками рыбаков, торговцев, прогуливающихся дам и кавалеров, силуэтами чёрных гондол («Мастерская мраморщиков в Сан-Витале», 1730, Нац. галерея, Лондон; «Церковь Санти-Джованни-э-Паоло и Скуола Сан-Марко», 1726, КГ, Дрезден). Пейзажи 1730-х гг. написаны лёгкими мелкими мазками, в них нет напряжённой динамики больших красочных пятен ранних каприччио; К. использует более тонкие и разнообразные градации светотени, пластически точно выписывая виды пл. Св. Марка (см. илл. к ст. Венеция) и Пьяццетты, яркие фасады дворцов Большого канала.
Уже с 1720-х гг. К. создавал по заказам англ. коллекционеров серии воображаемых и реальных ведут с изображением известных уголков и памятников Венеции, отчасти повторяя старые мотивы. В 1746–55 художник работал в Англии, где писал виды Лондона, Виндзора, берегов Темзы, интерьеры ср.-век. капелл («Капелла в Итонском колледже», 1747; «Гринвичский госпиталь в Лондоне со стороны Темзы», 1747–50, обе – Нац. галерея, Лондон; «Вид Сент-Джеймского парка», 1749, собрание лорда Малмсбери, Великобритания, и др.), а также каприччио. Серии рисунков и офортов К. хранятся в Королевском собрании Виндзорского замка, музеях Венеции и др. городов.
По возвращении в Венецию К. повторял в ведутах гл. обр. старые темы («Интерьер собора Св. Марка», Виндзорский замок; «Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем», ок. 1763–64, ГМИИ). Лишь в 1763 художник стал членом венецианской АХ. Достижения К. в разработке передачи световоздушной атмосферы оказали значит. влияние на европ. иск-во 18–19 вв. Среди учеников К. – его племянник Б. Беллотто.