Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЙВАЗО́ВСКИЙ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ

Авторы: В. А. Кулаков
И. К. Айвазовский. «Чесменский бой». 1848. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского.

АЙВАЗО́ВСКИЙ (Гай­ва­зов­ский) Иван (Ова­нес) Кон­стан­ти­но­вич [17(29).7.1817, Фео­до­сия – 19.4(2.5).1900, там же], рос. жи­во­пи­сец. Сын арм. куп­ца. Учил­ся в пе­терб. АХ (1833–37) у М. Н. Во­робь­ёвa и Ф. Тан­не­ра. Пен­сио­нер АХ в Ита­лии (1840–44). С 1844 живо­пи­сец Гл. мор­ско­го шта­ба. С 1845 жил в Фео­до­сии, где пре­по­да­вал в сво­ей ху­дож. мас­тер­ской (с 1865) и ос­новал Кар­тин­ную га­ле­рею (1880; ны­не име­ни А.). Акад. (1844), проф. (с 1847), поч. чл. (1887) пе­терб. АХ; так­же чл. ря­да ев­роп. АХ. Мно­го пу­те­ше­ст­во­вал по Рос­сии, стра­нам Ев­ро­пы, Ближ­не­го Вос­то­ка, Аф­ри­ки и Аме­ри­ки.

В ран­них ра­бо­тах А. про­дол­жал тра­ди­ции учи­те­лей («Вид на взмо­рье в ок­ре­ст­но­стях Пе­тер­бур­га», 1835, ГТГ, и др.), но уже с 1840-х гг. при­об­рёл ев­роп. из­вест­ность как один из круп­ней­ших ма­ри­ни­стов сво­его вре­ме­ни. Твор­че­ст­во А. вы­со­ко це­ни­ли со­вре­мен­ни­ки (К. П. Брюл­лов, В. А. Жу­ков­ский, У. Тёр­нер); в 1836 ху­дож­ник по­зна­ко­мил­ся с А. С. Пуш­ки­ным и впо­след­ст­вии по­свя­тил ему ряд кар­тин. Гл. те­мой иск-ва А. на про­тя­же­нии всей жиз­ни ос­та­ва­лась веч­но из­мен­чи­вая, гроз­ная сти­хия мо­ря. Его кар­ти­нам свой­ст­вен­ны ро­ман­тич. при­под­ня­тость, ис­поль­зова­ние не­обыч­ных эф­фек­тов ос­ве­ще­ния; не­ред­ко А. изо­бра­жал ге­ро­изм ­людей, спа­саю­щих­ся при ко­раб­ле­кру­ше­нии («Де­вя­тый вал», 1850, ГРМ). Столь же эмо­цио­наль­но на­пря­жён­ны и дра­ма­тич­ны мно­гие его по­лот­на на те­мы под­ви­гов рус. фло­та, со вре­мён Пет­ра I до со­бы­тий Крым­ской (1853–56) и рус­ско-ту­рец­кой (1877–78) войн. Об­ла­дая фе­но­ме­наль­ной зри­тель­ной па­мятью, А. соз­да­вал кар­ти­ны в ате­лье, до­ве­дя свою жи­во­пис­ную тех­ни­ку до вир­ту­оз­но­го со­вер­шен­ст­ва. В позд­ний пе­ри­од внеш­няя па­те­ти­ка, бра­вур­ная жи­во­пис­ность сме­ни­лись у А. эпич. трак­тов­кой те­мы мо­ря, его су­ро­вой си­лы и ве­ли­чия; ко­ло­рит стал бо­лее сдер­жан­ным и тон­ко ню­ан­си­ро­ван­ным в пре­де­лах еди­ной тональ­но­сти («Чёр­ное мо­ре», 1881, ГТГ; «Сре­ди волн», 1898, Фео­до­сий­ская КГ). Пи­сал так­же ви­ды укр. сте­пей, Кав­каза, ев­роп. го­ро­дов, ре­лиг. ком­по­зи­ции и кар­ти­ны на те­мы из ис­то­рии и куль­туры арм. на­ро­да. В на­сле­дии А. (дос­та­точ­но не­рав­но­цен­ном по ка­че­ст­ву) ок. 6 тыс. кар­тин, так­же ри­сун­ки и ак­ва­рели.

Лит.: Ай­ва­зов­ский. До­ку­мен­ты и ма­те­риа­лы. Ер., 1967; Пи­ли­пен­ко В. Н. И. К. Ай­ва­зов­ский. Л., 1980; Ха­чат­рян Ш. Ай­ва­зов­ский из­вест­ный и не­из­вест­ный. Са­ма­ра, 2000.

Вернуться к началу