АЙВАЗО́ВСКИЙ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЙВАЗО́ВСКИЙ (Гайвазовский) Иван (Ованес) Константинович [17(29).7.1817, Феодосия – 19.4(2.5).1900, там же], рос. живописец. Сын арм. купца. Учился в петерб. АХ (1833–37) у М. Н. Воробьёвa и Ф. Таннера. Пенсионер АХ в Италии (1840–44). С 1844 живописец Гл. морского штаба. С 1845 жил в Феодосии, где преподавал в своей худож. мастерской (с 1865) и основал Картинную галерею (1880; ныне имени А.). Акад. (1844), проф. (с 1847), поч. чл. (1887) петерб. АХ; также чл. ряда европ. АХ. Много путешествовал по России, странам Европы, Ближнего Востока, Африки и Америки.
В ранних работах А. продолжал традиции учителей («Вид на взморье в окрестностях Петербурга», 1835, ГТГ, и др.), но уже с 1840-х гг. приобрёл европ. известность как один из крупнейших маринистов своего времени. Творчество А. высоко ценили современники (К. П. Брюллов, В. А. Жуковский, У. Тёрнер); в 1836 художник познакомился с А. С. Пушкиным и впоследствии посвятил ему ряд картин. Гл. темой иск-ва А. на протяжении всей жизни оставалась вечно изменчивая, грозная стихия моря. Его картинам свойственны романтич. приподнятость, использование необычных эффектов освещения; нередко А. изображал героизм людей, спасающихся при кораблекрушении («Девятый вал», 1850, ГРМ). Столь же эмоционально напряжённы и драматичны многие его полотна на темы подвигов рус. флота, со времён Петра I до событий Крымской (1853–56) и русско-турецкой (1877–78) войн. Обладая феноменальной зрительной памятью, А. создавал картины в ателье, доведя свою живописную технику до виртуозного совершенства. В поздний период внешняя патетика, бравурная живописность сменились у А. эпич. трактовкой темы моря, его суровой силы и величия; колорит стал более сдержанным и тонко нюансированным в пределах единой тональности («Чёрное море», 1881, ГТГ; «Среди волн», 1898, Феодосийская КГ). Писал также виды укр. степей, Кавказа, европ. городов, религ. композиции и картины на темы из истории и культуры арм. народа. В наследии А. (достаточно неравноценном по качеству) ок. 6 тыс. картин, также рисунки и акварели.