ПИРАНЕ́ЗИ ДЖОВАННИ БАТТИСТА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИРАНЕ́ЗИ (Piranesi) Джованни Баттиста (4.10.1720, Мольяно, близ Венеции – 9.11.1778, Рим), итал. гравёр и архитектор. До 20 лет жил в Венеции, обучался архитектуре у М. Луккези и Дж. А. Скальфаротто, гравированию у К. Дзукки. В 1740 в составе венецианского посольства к папскому двору приехал в Рим, где создал первую крупную работу – серию архит. фантазий «Первая часть архитектур и перспектив» (1-е изд., 1743), отмеченную влиянием палладианства. В 1743–45 посетил Неаполь, раскопки Геркуланума и Флоренцию. В 1745–47 жил в Венеции. В работах венецианского периода чувствуется сильное влияние стиля рококо, графики Дж. Б. Тьеполо и др. В 1747 окончательно переехал в Рим. Одной из первых работ, выполненных после возвращения, стала серия «Гротески» (1747–48) – 4 каприччио, символика которых связана с темой ванитас. В 1749–50 создал серию «Темницы» («Тюрьмы», «I Carceri»), прославившую П. как художника-визионера: 14 изображений интерьеров громадных зданий, лишённых декора и признаков к.-л. конкретной историч. эпохи или стиля. На гравюрах, выполненных в необычайно свободной и экспрессивной манере, почти не имеющей аналогов в иск-ве офорта, создаётся противоречивое и ирреальное пространство. В 1761 к серии добавлены 2 новых листа, на созданных ранее листах были углублены светотеневые контрасты и нанесены многочисл. изображения пыточных инструментов, а также детали, отсылающие к описаниям рим. тюрем у античных авторов.
После 1761 П. к жанру каприччио больше не обращался, дальнейшее его творчество связано гл. образом с видами Рима и др.-рим. памятников. Среди них выделяется серия «Виды Рима» (137 листов, ок. 1747–1748), занявшая центр. место в истории римской ведуты и вызвавшая множество подражаний. В 1740–50-х гг. в серии преобладали виды рим. площадей и храмов, позднее – виды античных руин. Отличит. черты манеры П.-ведутиста – драматич. динамика пространства, резкие перспективные сокращения, контрасты светотени, внимание к стаффажу и живописность деталей. На своих гравюрах П. расширял и выпрямлял перспективы рим. улиц, радикально преувеличивал масштаб зданий и менял их взаиморасположение, при этом ему удавалось оставаться точным в передаче деталей и структуры изображаемых зданий. На стиль ранних видов Рима П. большое влияние оказала венецианская ведута, в особенности творчество М. Дж. Мариески и А. Каналетто. Б. ч. наследия П. составляют серии на археологич. темы, среди которых главная – «Римские древности» (1756, 218 гравюр с обмерами, планами и видами рим. сооружений). Её дополняют серии, посвящённые памятникам Кастель-Гандольфо, Альбано, Кори и др., выполненные в более сдержанной и сухой манере и отличающиеся необычными композиц. решениями. Со временем стиль П. эволюционирует в сторону большей монументальности и строгости, приближаясь к стилевым нормам классицизма кон. 18 в., что особенно заметно в его последней работе, серии «Различные виды Пестума» (изд. 1778–79). П. много экспериментировал с техникой офорта, добившись большого технич. совершенства, в т. ч. в применении многоступенчатого травления.
Как архитектор П. создал в Риме ц. Санта-Мария-дель-Приорато с прилегающей площадью (1764–66) в стиле, сочетающем элементы классицизма и рококо, разработал план перестройки интерьера базилики Сан-Джованни-ин-Латерано (1763–67, не осуществил). Создавал также проекты оформления интерьеров, предметов декоративно-прикладного иск-ва (серия «Различные манеры украшения каминов и всех других частей зданий», 1769), производил археологич. раскопки, торговал антиками, реконструируя их по собственным, подчас довольно экстравагантным, рисункам (коллекция П. опубликована им в серии «Античные вазы, канделябры, саркофаги, треножники и украшения», 1768–78).
П. – один из самых влиятельных художников 18 в. Его работами вдохновлялись современники (Ю. Робер, Э. Л. Булле, К. Н. Леду и мн. др.), позднее – мастера романтизма. В дальнейшем работы П. особенно ценили архитекторы 19–20 вв. (в т. ч. в России – И. А. Фомин, Я. Г. Чернихов, К. С. Мельников), художники футуризма (А. Сант-Элиа) и сюрреализма (М. Эшер), а также мастера кинематографа (С. М. Эйзенштейн, Ф. Ланг) и мн. др.
Сын П. – гравёр Франческо Пиранези (1758–1810), посмертно издававший работы отца.